«Киса и Ося здесь были». Здание РЖД на Новой Басманной: от барокко до конструктивизма


Достопримечательность
Здание Народного комиссариата путей сообщения
Вид здания НКПС с Садовой-Черногрязской улицы, 2007 год
55°46′07″ с. ш. 37°39′05″ в. д.HGЯO
СтранаРоссия Россия
ГородМосква, улица Новая Басманная, дом 2/1, строение 1
Тип зданияАдминистративное
Архитектурный стильКонструктивизм
АрхитекторИван Фомин
Основные даты
1753—1758 — возведение Запасного дворца Семёном Яковлевым и Дмитрием Ухтомским
1902 —
перестройка здания архитекторами Николаем Никитиным и Александром Мейснером
1932—1938 —
реконструкция Иваном Фоминым
СтатусОбъект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 774310006530005 (ЕГРОКН). Объект № 7737576000 (БД Викигида)
СостояниеИспользуется
Здание НКПС на Викискладе

Здание НКПС
(
Здание Народного комиссариата путей сообщения
) — здание, расположенное в Москве на пересечении Новой Басманной и Садовой-Черногрязской улиц. Было построено в 1753—1759 годах для размещения Главной Дворцовой канцелярии и продовольственных складов, поэтому получило название «Запасный дворец»[1]. В 1919-м строение перешло в ведомство Наркомата путей сообщения и в 1932—1938 годах было перестроено в стиле конструктивизм по проекту архитектора Ивана Фомина[2][3]. С 2004 года здание находится в ведомстве РЖД[4][5].

История


Запасный дворец у Красных ворот, XX век

Реконструкция здания НКПС по проекту Ивана Фомина, 1930-е годы

Циферблат часов и фрагмент башни здания НКПС, 2007 год

Запасный дворец

В XVII веке территорию рядом с Красными воротами занимал Государев житный двор. Предположительно, поблизости находились сенной торг и аустерия, которую посещал Пётр I по дороге в Немецкую слободу[6][7]. После пожара, разрушившего в первой половине XVIII века деревянные постройки, участок перешёл в ведомство Главной Дворцовой канцелярии. Для размещения правления конторы и складов продовольствия по указу Елизаветы Петровны в 1753—1759 годах на этом месте построили Запасный дворец[2]. Работы велись по проекту архитектора Семёна Яковлева при участии Дмитрия Ухтомского[8][9]. Дворец имел форму каре и состоял из четырёх двухэтажных корпусов, отделявших внутренний двор. Строения были выполнены в стиле барокко и декорированы пилястрами, барельефами, а также филёнками. Главный корпус соединялся по бокам с крыльями за счёт проездных арок, а над центральной его частью возвышался купол[5][1][10]. В северном крыле находилась церковь святого Севастьяна, освящённая так по дню рождения правившей императрицы. В 1762 году в храме организовали придел этого святого, а саму церковь переосвятили по дню рождения императрицы Екатерины II в честь священномученика Ианнуария[11]. Краевед Алексей Митрофанов в своей книге «Мясницкая. Прогулки по старой Москве» указывает, что лёд для хранилищ дворца привозили из Санкт-Петербурга, считая его более чистым[12].

Во время Отечественной войны 1812 года в Запасном дворце располагался госпиталь для раненых солдат обеих сторон. После освобождения от оккупации Москвы в уцелевшем здании действовал приют для погорельцев. Позднее часть строений переоборудовали в жильё для военных и служащих, отдельные помещения занимали частные конторы. Так, в стенах комплекса размещались правление и склады Мигаловского пивоваренного завода, а в 1850-х годах одну из квартир занимал историк Иван Забелин, служивший на тот момент в Оружейной палате[13][14][6]. В 1890-м строение передали в ведение Института благородных девиц, для нужд которого через двенадцать лет его реконструировали под руководством архитекторов Николая Никитина и Александра Мейснера. Дворец дополнили верхним этажом, главный корпус расширили и оформили в стиле классицизм[2][15]. Одна из воспитанниц писательница Екатерина Мещерская так вспоминала жизнь в университете:

Он [институт] помещается в Запасном дворце у Красных ворот и называется еще Патриотическим, так как он в России единственный, в котором ученическая форма имеет цвета русского национального флага: белый, красный, синий. <…> В наших дортуарах, то есть спальнях, было всего десять градусов тепла. Кровати были жёсткие, с тонким тюфяком, одеяла лёгкие, байковые, белые с еле заметным ворсом. <…> Я любила наш институт — огромное белое здание Запасного дворца с залами, домовой церковью, большим тенистым садом, из которого вел, как говорили, подземный ход прямо в Кремль. Но больше всего мне нравились бесконечные коридоры[16][17].

Советская перестройка

После Октябрьской революции здание рассматривалось как один из вариантов размещения советского правительства. Тем не менее оно заняло кремлёвские сооружения, а в бывшем Запасном дворце в 1919 году расположился Народный комиссариат путей сообщения[18][19]. Для нужд конторы в 1932—1938 годах строение реконструировали под руководством архитектора Ивана Фомина. Здание приобрело лаконичные конструктивистские формы: фасады очистили от декоративных элементов и выровняли, оконные проёмы расширили. В 1946-м Народный комиссариат путей сообщения переименовали в министерство. В 1988—1989 годах проводилась реставрация фасадов. Стены дома покрыли терразитовой штукатуркой, состоящей из смеси цемента, кварцевого песка и разноцветных наполнителей. Это позволило создать шероховатый рельеф, имитирующий настоящий камень[2][20][15].

Указом президента России в 2004 году Министерство путей сообщения было упразднено. Его функции и имущество передали акционерному обществу «РЖД», главный офис которого расположился в здании НКПС[5][4]. В марте 2009-го в пустотелых перекрытиях второго этажа дома произошёл скрытый пожар, который удалось потушить в течение четырёх часов[21][22][23]. В 2017—2018 годах проходила реставрация здания, длившаяся более полугода. Во время реконструкции ликвидировали сколы и потёртости облицовочной штукатурки, укрепили балконные перекрытия и перила, восстановили кровлю башни и главного корпуса, починили водостоки[2][18][10].

«Киса и Ося здесь были». Здание РЖД на Новой Басманной: от барокко до конструктивизма

Близится к завершению реставрация дома на Новой Басманной, 2, в котором находится головной офис РЖД. Само строение имеет старинную и интересную историю.

Упоминание о нём есть даже в любимом народом произведении «12 стульев»:

«Подле реставрированных тщанием Главнауки Красных ворот расположились заляпанные известкой маляры со своими саженными кистями, плотники с пилами, штукатуры и каменщики. Они плотно облепили угол Садово-Спасской.

— Запасный дворец, — заметил Ипполит Матвеевич, глядя на длинное белое с зеленым здание по Новой Басманной.

— Работал я и в этом дворце, — сказал Остап, — он, кстати, не дворец, а НКПС. Там служащие, вероятно, до сих пор носят эмалевые нагрудные знаки, которые я изобрёл и распространял».

Первые строения появились в этом районе ещё в середине XVII столетия после образования Житного двора, который в то время даже не входил городскую черту Москвы.

Житный двор был расположен вдоль проезда Земляного города и представлял собой ряд каменных палат с сенями, проездными воротами и двумя каменными круглыми башнями по сторонам.

За красоту Запасный двор переименовали в Запасный дворец.

С 1753 по 1759 годы двор был перестроен и назван Запасным. Здесь занимались заготовкой и хранением продовольствия для поставки на царский двор, варили мёд, делали квас, производили водку и спирт, восковые свечи, факелы, пекли хлеб. Как отмечали современники, лёд для подвалов, в которых хранились продукты, завозился аж из Петербурга. Тут же разместили управляющую имуществом царской семьи Дворцовую канцелярию, которая осуществляла для двора заготовку продуктов и покупку новых имений, ведала эксплуатацией императорских дворцов.

За красоту Запасный двор переименовали в Запасный дворец. Фасад здания декорировали в стиле барокко. Центральную часть венчал купол, устроенный над внутренней церковью, а саму её украшали пилястры, а также сплошной рельеф разнообразных наличников. И, дабы подчеркнуть принадлежность дворца к государству, на фасадной части установили барельеф двуглавого орла.

Во время войны 1812 года Запасный дворец оказался едва ли не единственным казённым зданием, уцелевшим во время пожара. А после окончания войны он стал приютом для москвичей, потерявших свои дома и имущество.

В 1890 году в этих помещениях был размещён Институт благородных девиц, носивший имя императрицы Екатерины Второй. Уклад в институте был, скорее, не девичий, а спартанский. В спальнях – температура 10 градусов тепла, кровати – жёсткие, а барышням два раза в день приходилось мыться холодной водой. Кстати, это было одно из немногих учебных заведений тех лет, где преподавали физкультуру.

В праздничные дни на витражах дома будет виден российский триколор.

Очередная глобальная перестройка дома на Новой Басманной началась с приходом к власти большевиков. Институток выгнали, и бывший Запасный дворец стал Народным комиссариатом путей сообщения. С 1923 по 1929 год были надстроены 3 этажа. Позже, к 1938 году, дом приобрёл практически свой сегодняшний вид.

Фасады тогда оформили в стиле конструктивизма, а на углу возвели башню с часами. После чего в народе строение прозвали «домом-паровозом». Впрочем, такова и была задумка архитектора Ивана Фомина, ещё до революции прославившегося созданием интерьеров Художественного театра и участием в проектировании особняка Рябушинского. Башня как раз символизировала паровозную трубу.

И вот сейчас подходит к концу масштабная реставрация здания. Правда, внешний вид на этот раз принципиально не изменится. Работы больше касаются внутренних коммуникаций. Строители расчистили фасад, покрасили стены, заменили водосточные трубы и отливы, модернизировали систему кондиционирования. Визуально изменились знаменитые часы. Их воссоздали по чертежам 1933 года, арабские цифры на циферблате заменили на римские. Также изменился режим освещения. В праздничные дни на витражах дома будет виден российский триколор.

Иван Афанасьев

Архитектура

Комплекс состоит из двух корпусов, выстроенных по улицам Новая Басманная и Садовая-Черногрязская, вдоль которой размещён главный фасад. В нижней части он украшен полуколоннами без капителей и оснований, они поддерживают хоры третьего этажа. В месте соединения со вторым корпусом балкон образует широкую террасу. За счёт сочетания ритма полуколонн и окон, сохранившихся от Запасного дворца, композиция строения создаёт ощущение движения. Она развивается к угловой части комплекса, которая выделена девятиэтажной башней с массивными часами, обращёнными циферблатом в две стороны. Изначально на часах располагались римские цифры, в 1950-х годах их заменили арабскими. Во время реставрации 2018-го рабочие восстановили первоначальный вид циферблата. Ансамбль строения создаёт сходство с движущимся локомотивом, из-за чего в быту здание часто называют «дом-паровоз». При этом до возведения сталинской высотки на площади Красные Ворота архитектурная композиция дома НКПС формировала визуальную перспективу улицы[3][5][24]. Кроме расположения окон от старого здания, сохранились внутренние своды первых этажей, фундаменты и задние части фасада, декорированные рустом, пилястрами и лепниной[2][1].

Примечания

  1. 123Борис Бейлин.
    Дом, по которому можно изучать историю архитектуры. Радиостанция Вести ФМ (17 февраля 2017). Проверено 24 июля 2021.
  2. 123456
    Новая жизнь дома-паровоза: завершилась реставрация легендарного памятника конструктивизма. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (28 апреля 2018). Проверено 24 июля 2021.
  3. 12Андрей Мещеряков.
    Дом-«паровоз» вперед летит. Московская перспектива (14 мая 2018). Проверено 24 июля 2021.
  4. 12
    Указ президента России о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». КонсультантПлюс (9 марта 2004). Проверено 24 июля 2021.
  5. 1234
    Здание Наркомата путей сообщения. Моспрогулка (2018). Проверено 8 июля 2021.
  6. 12Алексей Митрофанов.
    Запасный дворец. Известия (28 октября 2001). Проверено 24 июля 2018.
  7. Кондратьев, 1996.
  8. Евангулова, 1990, с. 91—107.
  9. Репин, 1989, с. 87.
  10. 12Иван Афанасьев.
    Здание РЖД на Новой Басманной: от барокко до конструктивизма. Вгудок (13 октября 2017). Проверено 24 июля 2021.
  11. Паламарчук, 1989, с. 457.
  12. Митрофанов, 2007.
  13. Бахарева Мария.
    По Садовому кольцу. Русская жизнь (5 ноября 2008). Проверено 24 июля 2021.
  14. Романюк, 1998, с. 319.
  15. 12
    Самые странные дома Москвы. ELLE Decoration (20 мая 2016). Проверено 24 июля 2021.
  16. У Красных ворот…. Московский журнал (21 июня 2017). Проверено 13 августа 2021.
  17. Мещерская, 2007, с. 150—151, 159.
  18. 12
    Реставрация дома-паровоза завершилась в столице. Городской информационный канал m24.ru (28 апреля 2018). Проверено 24 июля 2018.
  19. Михайлов, 2010, с. 27.
  20. Большая Российская энциклопедия, 2013, с. 77—78.
  21. В центре Москвы горит офис РЖД. Вести.Ру (2 марта 2009). Проверено 24 июля 2021.
  22. В центре Москвы горит здание РЖД: пожар локализован. NEWSru.com (2 марта 2009). Проверено 24 июля 2021.
  23. Пожар в здании РЖД в центре Москвы потушен. tvnet.lv (2 марта 2009). Проверено 24 июля 2021.
  24. Денис Ромодин.
    Здание Народного комиссариата путей сообщения (позже здание МПС, ныне — здание РЖД). Sovarch.ru (2005). Проверено 24 июля 2021.

ОАО РЖД застраивает Рижский грузовой двор

“Ъ” стали известны детали проекта стоимостью 127 млрд руб. по застройке Рижского грузового двора в Москве, где помимо новых жилых кварталов появится штаб-квартира ОАО РЖД. Монополия намерена привлечь средства в банках и за счет продажи части будущих площадей, курирует проект экс-глава «Дом.РФ» Александр Плутник. После переезда ОАО РЖД может выставить на торги 60 зданий по всей столице, где сейчас размещается персонал.

Разработкой необходимой документации для строительства штаб-квартиры ОАО РЖД и жилья на месте Рижского грузового двора (РГД) занимается дочернее монополии ООО «Новый квартал». Это следует из презентации финмодели проекта (есть у “Ъ”), подготовленной его куратором — заместителем гендиректора ОАО РЖД, экс-главой «Дом.РФ» Александром Плутником. Именно последняя госкомпания, сообщалось в 2021 году, должна была стать партнером монополии по проекту в РГД. Господин Плутник покинул «Дом.РФ» в феврале, а в июне пришел в ОАО РЖД, «Сейчас действующих юридических отношений по данному проекту у нас нет»,— заверили “Ъ” в пресс-службе «Дом.РФ».

В презентации говорится, что компании, входящие в ОАО РЖД, выдают «Новому кварталу» заем на 4,6 млрд руб.

Компания приступит к проектированию в январе 2021 года, стройка начнется в 2022 году. В ОАО РЖД пояснили “Ъ”, что в новом офисе будет размещено 10 тыс. сотрудников, что позволит «оптимизировать использование помещений и расходы на их аренду и содержание». Сейчас ОАО РЖД по всей Москве принадлежит 60 объектов (360 тыс. кв. м), уточнили там, добавив, что высвобождаемые площади будут «коммерциализированы». Реализация проекта на месте РГД не потребует отвлечения средств ОАО РЖД, сейчас уже ведутся консультации с крупнейшими банками, заверили в монополии.

Застройка РГД предполагает появление 708 тыс. кв. м, из них на офисы придется 457 тыс. кв. м, на жилье — 251 тыс. кв. м.

Расчетный объем финансирования — 127,1 млрд руб. Средства на проект планируется привлечь за счет продажи коммерческих площадей (ожидаемые поступления — 30,9 млрд руб.) и банковского проектного финансирования (78,3 млрд руб. под 8% годовых со сроком погашения до 2039 года).

Как анонсированные ОАО РЖД планы по реконструкции Рижского вокзала и грузового двора привлекли крупных девелоперов

Штаб-квартира ОАО РЖД займет 218 тыс. кв. м, еще 123 тыс. кв. м офисов будут сдаваться в аренду, а 114 тыс. кв. м планируется продать в 2022 году. По текущим ценам от продажи заявленного объема офисов можно выручить 22,8 млрд руб. из расчета 200 тыс. за 1 кв. м, считает управляющий партнер ILM Андрей Лукашев. Поступления ОАО РЖД от сдачи офисов в аренду сторонним компаниям за 15 лет составят 68 млрд руб., прогнозируется в презентации. Несмотря на кризис, ситуация на рынке офисов будет стабильной как минимум до 2024 года, считает партнер Colliers International Владимир Сергунин. По его словам, стоимость аренды площадей в качественных бизнес-центрах Москвы составляет 23–27 тыс. руб. за 1 кв. м в год. Прежде всего ОАО РЖД следует определиться с необходимым объемом офисных площадей с учетом того, что в отдельных подразделениях на удаленку ушло 80% персонала, считает президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Осенью 2021 года планируется продать девелоперам площадки РГД, где предусмотрено строительство жилья, отмечается в презентации.

Это тоже должно компенсировать часть затрат на проект. Учитывая параметры жилой застройки (251 тыс. кв. м), стоимость сделки может составить 5–6 млрд руб., подсчитал господин Сергунин. Ориентировочная выручка от продажи жилья — 45–50 млрд руб., прогнозирует директор по развитию ГК «Гранель» Андрей Носов. Такой проект, считает Владимир Сергунин, будет интересен системным застройщикам, включая ПИК, MR Group и «Гранель». Андрей Носов подтвердил интерес «Гранели» к этому проекту. В ПИК от комментариев отказались. В MR Group не ответили по существу.

В презентации финмодели указывается, что проект на месте РГД не будет консолидирован в отчете ОАО РЖД по МСФО до 2025 года (к этому моменту планируется переезд компании в новый офис), а штаб-квартира перейдет в собственность монополии в 2039 году. «Обычно в отчетность не включают непрофильные активы, если они ухудшают экономику компании,— говорит аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.— Девелоперский проект как раз такой случай. Застройка РГД потребует вложений, сопоставимых с инвестиционным потоком ОАО РЖД за четыре-пять месяцев». Он не исключает, что проект начнет приносить прибыль за счет продажи и аренды площадей через пять лет.

Халиль Аминов, Наталья Скорлыгина, Дарья Андрианова

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]