Японский театр — удивительное искусство страны восходящего солнца

Историческая справка

Появление национального театрального искусства в Японии история относит приблизительно к 7 столетию. Оно пришло из соседних стран Востока: с китайских, корейских, индийских, персидских, тибетских просторов. Во многом театральные представления того времени связаны с религиозными верованиями: шаманизмом, даосизмом, конфуцианством, религией синто, но больше всего – с буддийским учением.

Первыми в Японию пришли два вида искусства:

  • гигаку – пантомимы;
  • бугаку – танцы.

Они исполнялись во время религиозных празднеств, народных гуляний, а позже завоевали отдельную сцену, став своего рода театром. Гигаку просуществовал до 10 столетия, но потом его свергли с театральных подмостков другие, более изощренные виды пантомим. Бугаку же существует до сих пор.

Театральные таланты передавались из поколения в поколения: часто дети актеров наследовали их профессию, и образовывалась целая династия. Благодаря этому весь мир может познакомиться с шедеврами этого искусства и узнать самобытную японскую душу через призму театра.

Похожие материалы:

Выбор редакции: сентябрь | взрослые сказки | национальный праздник | города России | культурные люди | культурная столица | современное искусство

Статьи

  • Мое путешествие по Индии: Гоа. Часть 3 26 февраля 2013, 19:00
  • Красной нитью: Кимика Хара 19 июля 2014, 18:00
  • Провинциальные истории. Про ленинградскую поэтессу, ссыльный колокол и часики «Чайка» 07 сентября 2021, 18:00

Видео

  • Idylle от Guerlain. История создания 25 октября 2011, 11:03
  • Видео-репортаж с 3го Дня Рождения ETOYA.RU! 18 ноября 2011, 10:58
  • День рождения магазина ИЛЬ ДЕ БОТЭ в Санкт-Петербурге в ТК «Французский бульвар» 21 сентября 2012, 12:00

Виды японского театра

Традиционный японский театр практически не изменился спустя века. Единственное преобразование заключается в том, что представление теперь длится гораздо меньше – около 2 часов вместо 5-6, а сами сцены, герои, события стали динамичнее.

Существует несколько любимых в Японии видов театра:

  • Но, он же Ногаку – представления для аристократических слоев;
  • Кёген – театр толпы, показывающий комедийные сцены их жизни простого люда;
  • Кабуки – для обычного народа;
  • Бунраку – театр кукол;
  • театр теней.

Конечно, современность диктует свои правила, и сегодня в Японии можно насладиться даже современным балетом или послушать оперу. Однако иностранные туристы, да и сами жители страны больше хотят прикоснуться к вечному – традиционному театру.

Театр Но

Театр Но возник в 14 веке и стал особенно популярен во времена известного самурая Токугавы. Так традиционно он стал жанром самураев, правителей и аристократичных особ.

Его изюминка – особые маски и национальные костюмы-кимоно, в которые облачены актеры. Маска не соответствует определенному герою — ее используют для выражения чувств, эмоций, настроения, поэтому один актер может надевать по очереди несколько масок. И маски, и костюмы передаются внутри театра от старших актеров младшим.

В японских театрах сохранилось порядка 200 масок из кипарисового дерева, которые существуют не одно столетие.

Во время представления ситэ – главный герой – рассказывает о своей жизни, о мирных и военных временах, любовных и семейных переживаниях, преступных действиях, демонических проявлениях и противостоянии зла добру. Старым говором ситэ ведет повествование в сопровождении спокойной музыки и хора, а дальше подключаются второстепенные герои.

Большое внимание уделяется жестам – они грациозны и изящны. Восприятие пьесы зависит от конкретного зрителя – он сам додумывает значение многих сцен. Представление длится от трех до пяти часов.

Некоторые моменты Но могут быть неожиданно контрастными: меланхоличные танцы под ритмичную музыку или яркая кульминация сюжета во время полного молчания. Декорации отличаются простотой, чтобы не отвлекать от главного – игры актеров.

Японский театр: из глубины веков

Театр в Стране Восходящего Солнца — искусство, пришедшее из действительно давнего прошлого. Первыми начали давать лицедейские представления в религиозных целях еще синтоисты, приверженцы религии, бытовавшей до буддизма в Японии. Самое интересное, что эти «шаманские пляски с бубном» под названием Кагура, довольно незатейливые, сохранились до нашего времени, как театральное искусство! Но основной толчок японский театр получил, когда почти 1500 лет назад в Японию из Китая, Кореи и Индии начал проникать буддизм. Некоторые историки полагают, что прогреческие государства Азии, Индия и Корея также были проводниками для античной драмы, одной из основных «предков» театра в мире…


Фото с сайта kabar.kg

Примерно в 7 веке из культуры соседей Япония позаимствовала искусство пантомимы Гигаку и танцы Бугаку. Гигаку прожило немногим больше 300 лет, поскольку на его основе выросли куда более интересные и сложные жанры, а вот искусство танца так приглянулось императорскому двору, что просуществовало вплоть до реставрации Мейдзи в 1868 году, когда режим сегуната был свергнут. Казалось бы, старый режим пал, но искусство танца, как составляющая традиционного искусства Японии в тот период даже пережила второй расцвет, и до сих пор представляет собой древние театральные традиции Японии!

В 14 веке в японский театр пришло сразу два направления: драматический театр масок Но и театр Кёгэн. Первый был предназначен для знати, второй относился к развлечениям низших сословий. В начале 17 века, зародился самый известный сегодня в мире японский театр Кабуки. Кроме того, из традиционных театральных развлечений старых времен до наших дней «дожили» такие направления, как Дзёдзури и Ёсэ. О каждом из этих стилей мы постараемся вкратце Вам рассказать далее…


Фото с сайта ru.sputniknews-uz.com

Кёген

Кёген совсем не похож на театр Но, хотя долгое время он был его интермедией, то есть небольшой комической сценой внутри изысканного представления драматического содержания. Однако после Второй мировой войны Кёген приобрел известность и стал функционировать самостоятельно, в отрыве от Но.

Кёген ориентирован на большую толпу. Это комедия, фарс, сцены из жизни простых людей, которые лишены судьбоносных событий. Сцены просты, полны тривиальных шуток и привычных большинству людей случаев.

Темами кёген становятся:

  • злые духи;
  • боги;
  • семейные неурядицы;
  • бытовая суета;
  • мужская неверность;
  • женская коварная натура.

Частый герой театра Кёген – слуга Таро. Персонажей множество, и по своей значимости они разделяются на главных, второстепенных, третьестепенных и дальше.

Известнейшие школы Кёген называются Окура и Идзуми.

Используются женские, мужские костюмы, и отдельно идут служеские. Все они выполнены по образцам нарядов 16-17 столетий. Иногда могут использоваться маски, но не для проявления чувств персонажей, как это происходит в театре Но, а как элемент костюма – у каждого героя определенная маска.

Театр Кёгэн

Японский театр Кёгэн сильно отличается от своего собрата — театра Но. Но — возвышенная драма, элегантная и поэтичная, Кёгэн же — комедия, незатейливая и прозаичная. Тем не менее, Но и Кёгэн успешно уживаются на одной сцене: короткие пьесы Кёгэна традиционно разбавляют действия Но, давая публике возможность отдохнуть и «переключиться» в перерыве между драмами.

Кёгэн, как и другие театры Японии, вышел из народных забав: в период Хэйан (794 — 1185 годы) был популярен народный фарс с элементами акробатики и клоунады — Саругаку — «обезьяньи представления» или «обезьянья музыка». Бродячие актеры развлекали публику разными представлениями: жонглированием, хождением на ходулях и фокусами. Позднее начали разыгрывать и сюжетные фарсовые сценки, импровизируя и сопровождая действие короткими монологами или диалогами. Представления саругаку пользовались успехом, и служители святилищ и монастырей, дабы привлечь паству, начали приглашать актеров выступать при храмах во время общественных и религиозных праздников. Оседлая жизнь при храмах позволила актерам совершенствовать свое мастерство, и вскоре актеры саругаку выступали не только перед простым людом, но и перед приличной, изысканной публикой.

В период Муромати (1336 — 1573 годы) саругаку соединился с дэнгаку — разнообразными видами развлекательных представлений, от танцев до шпагоглотания, вышедших из магических обрядов и деревенских песен. Слияние двух этих жанров породило театр Ногаку (общее название для Но и Кёгэн), поделивший представление на две части — высокого и низкого стиля.

В настоящее время существует около двухсот пьес Кёгэн, каждая из которых направлена на то, чтобы рассмешить зрителя, при этом оружием Кёгэн является не ядовитый сарказм или злая насмешка, а наивность и глупость персонажа, его жизненность. Герои пьес самые разные: хозяин и слуга, хитрый продавец, сварливая жена, ленивый монах — в общем, обыкновенные люди. Встречаются в пьесах и животные, демоны или боги. В прочем, ни один персонаж, даже будь он лжецом или вором, не является абсолютным злодеем.

Кёгэн является, пожалуй, самым понятным для европейца театром Японии — некоторые пьесы можно понять даже без знания языка, философии и истории. Например, древний фарс «Привязанный к палке»: Хозяин, боясь, что слуги выпьют сакэ в его отсутствие, одному связывает руки за спиной, а второму к плечам привязывает палку. Но хитрые слуги, после недолгих мучений, умудряются напоить друг друга. Или пьеса «Трое калек», где Хозяин ради доброго дела решает нанять на службу калек. Правда, вместо настоящих калек к нему приходят трое проходимцев, прикинувшихся слепым, хромым и немым, которые в отсутствие Хозяина вместо того, чтобы сторожить добро, залезают в погреб, напиваются, пляшут и поют.

Неизменным правилом театра Кёгэн, равно как и других японских театров, является семейность. То есть выступать на сцене может только представитель актерской династии (ныне существует всего две школы Кёгэн — род Окура и род Идзуми), причем мужского пола, хотя женщинам не запрещено выходить на сцену, но это случается редко. Иногда девочки исполняют несложные детские роли, например обезьянки, но такое бывает в случаях, когда в семье актеров нет сыновей или они еще слишком малы для игры в театре. Интересно, что с роли обезьянки начинается путь актера Кёгэн — эту роль играют в 3-4 года, самая же сложная — роль лисы, считается, что по-настоящему хорошо ее можно сыграть, только полностью овладев искусством Кёгэн.

Как и в театре Но, актеры театра Кёгэн используют в представлении маски, но они не так важны, как в Но, и являются скорее исключением, чем правилом. Главные выразительные средства актера Кёгэн — движения и позы, а также голос, ведь актер не просто выдает реплики своего героя, он еще и изображает различные звуки, например, звук пилы или летящего камня. При этом ни пилы, ни камня на сцене попросту нет, как нет декораций и реквизита, ни мелкого, ни крупного — актер должен своей игрой показать зрителю, что что-то есть, а зритель, в свою очередь, должен в это поверить. Отсутствие каких-либо декораций и предметов позволяет зрителю включить свое воображение, и именно тогда начинается настоящее представление — ничего не получится, если зритель не поверит.

Кабуки

О театре Кабуки слышал, наверное, каждый, даже за пределами Страны восходящего солнца. Он считается одним из видов классического искусства Японии. В переводе это название значит «искусство петь и танцевать». Появился он в 17 столетии, в период правительства Токугавы и связан с именем конкретной девушки по имени Идзумоно Окуни.


Памятник Идзумоно Окуни

Она была танцовщицей в храме, а позже перебралась в Киото. Там она не бросила свое увлечение, даже наоборот – стала выступать у речного побережья и на городских улочках.

Окуни совершенствовала свое мастерство, вводила все новые элементы с налетом романтики и эротики, приплетала к выступлениям фольклор, легенды, стихи. Вскоре к ней присоединились музыканты, и успех девушки был ошеломительным. Так она дала начало целому виду искусства.

Жанр стали копировать многие ансамбли. Они зачастую включали в себя откровенные наряды и эротические сцены. Мужчины сходили с ума от красоты и грациозности актрис и нередко устраивали поединки между собой.

Правящей верхушке не нравилась такая тенденция, поэтому они на законодательном уровне запретили женщинам участвовать в театральных представлениях. Но это не уничтожило Кабуки как вид – теперь там стали играть исключительно актеры мужского пола, воплощая собой одновременно женщин и мужчин – это так называемый вакасю-кабуки.

Конечно, спустя 2 века указ упразднили, но традиция исполнения ролей мужчинами осталась – их сейчас гораздо больше, чем актрис-женщин. Сюжеты Кабуки отражают важные ценности и духовные переживания:

  • праведная и справедливая жизнь;
  • буддийский закон кармы, когда добро поощряется, а злодеи очень скоро ощущают на себе последствие собственных плохих поступков;
  • уважение к старшим;
  • жизненные обязательства;
  • мечты, желания, личные цели.

Важную роль играют костюмы – они собой словно воссоздают эпоху 17 столетия. Маски использовать не принято – вместо них актерам наносят искусный грим в несколько слоев, а также надевают парики.

Японский театр Кабуки — развлечение для всех!

Долгое время у простолюдинов не было никакой возможности смотреть театральные представления: даже подмостков никаких не существовало, не говоря уже об отдельном здании театра. Но в начале эры Токугава, в 17 веке, из синтоистских танцевальных традиций вырос демократический театр Кабуки. У его истоков лежит история девушки, которая танцевала в синтоистском храме в Идзумо. Ее звали Идзумо-Но Окуни, она была дочерью кузнеца. Она первой в Японии станцевала для простого народа вне храма, на улицах Киото и в высохшем русле реки.

Ей восхищались как простолюдины, так и высшие чины, в хрониках ее описывали прекраснейшей девушкой, а манеру танца называли величественной. Постепенно Окуни стала добавлять в свой репертуар другие религиозные танцы, перемежая их со светскими и романтическими, а выступала под сопровождение флейты, барабанов и прочих традиционных инструментов, позаимствованных в театре Но. Кроме того, она совместила с танцем и музыкой стихи и народные баллады, и в итоге все действо вылилось в театр Кабуки, что переводится как «мастерство пения и танца»…


Фото с сайта www.jtheatre.info

Однако Кабуки ждали и неприятности. Когда Окуни со своей труппой приехала в Эдо, из-за красоты и грации танцовщиц, самураи, которых те увеселяли, влюблялись в них без памяти, что разумеется, повлекло и реакцию властей: они «прикрыли лавочку», запретив выступления театра Кабуки в Эдо. Поскольку искусство распространялось, вскоре проблема «тлетворного влияния» возникла повсеместно в крупных городах. Тогда власти переместили Кабуки подальше от глаз чиновников, на городские окраины…

Но и это не уменьшило популярности театра, на представлениях всегда был аншлаг, а в 1628 году возникли серьезные беспорядки, сорвавшие выступление. В итоге, 1629 году был издан указ, запрещающий женщинам вообще участвовать в представлениях. Так в Кабуки появилась традиция оннагата, когда мужчина играет все роли: и женские и мужские. Именно таким театр Кабуки дошел до конца 19 века, когда все подобные запреты были сняты, но женщины уже не могли догнать мужчин в актерском мастерстве…


Фото с сайта sushiwok.ru

Посетить театр Кабуки в Токио можно по этому адресу:

Театр теней

Изначально театр теней появился среди древнекитайских и индийских жителей еще 17 веков назад. Позже, с набегами Чингисхана, он вошел в жизнь других азиатских стран. В Японии искусство теней появилось приблизительно в 16-17 столетии, когда театрализованные представления набирали обороты.

В театре теней ставили небольшие пьесы, которые отражали привычную жизнь героев, их переживания и вечные ценности. В каждом районе страны тематика была своей.

Для представлений использовалась специальная конструкция: из балок сооружалась рамка, которую потом обтягивали светлым полотном – это была сцена. Фигуры, ставшие куклами, были довольно примитивными – бумажными, кожаными, тряпичными.

За сценой прятались актеры, которые управляли куклами-марионетками с помощью специальных веревок или тонких палок из бамбука. На героев направлялся свет, и они отбрасывали тени на белое полотно-сцену. Отсюда, как вы уже догадались, и название театра. Куклы (а точнее, актеры, которые ими управляли) плясали и пели.

Театр теней — один из самых любимых во многих восточных странах:

  • китайцы воссоздают события истории;
  • индийцы ставят сцены из священного эпоса «Махабхарата»;
  • турки любят насладиться комедией и фарсом.


Театр теней в Индонезии
Кстати, в одной из статей мы рассказывали про китайское театральное искусство — можете почитать об этом здесь.

Японцы же в основу представлений ставят мифы, легенды, фольклор, а вместе с куклами играют живые актеры, облаченные в черную одежду – такой подход делает японский театр теней самым динамичным и реалистичным.

В этом году японский театр теней впервые выступил в России. Это произошло в Ульяновске на празднике «Японская весна на Волге».

Бунраку

Бунраку – прекрасное развлечение для детей и их родителей, ведь это театр кукол и феерическое музыкальное представление в одном флаконе. Здесь оживают сказочные, мифические, фольклорные мотивы.

История началась с вымышленной принцессы Дзёрури, ставшая главной героиней баллад, которые легли в основу постановок. Поначалу не было никаких кукол – монахи исполняли песни, затем ансамбль дополнился музыкантами, а истории сопровождались картинками. Только позже изображения заменили реальными фигурками.

Рассказчик – главный герой, его здесь называют гидайю. Он повествует о событиях, а также создает дополнительное звучание, например скрип или шелест. Рост кукол достигает полутора метров.

В Бунраку куклами управляют актеры в черных балахонах с капюшоном – так они не отвлекают зрителей от волшебства, творящегося на подмостках.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]