Место рождения – Япония
Слово «манга» в переводе с японского означает «веселые картинки»: оно состоит из двух кандзи (иероглифов): «ман» (причудливый или импровизированный, веселый ) и га (картинки) 漫画. Этот термин трактуют также как «романы в картинках». Самое легкое и поверхностное определение: манга – это японские комиксы.
Японцы гордятся тем, что корни одного их самых поразительных явлений в современном искусстве и литературе находятся в их стране. Еще в XII – XIII вв. в Японии появилась серия рисунков, изображающих лягушек и кроликов с необычной техникой рисования лапок, имитирующих движения. В XVIII-XIX вв. книги с веселыми картинками были подготовлены известными японскими художниками Санто Киоден и Хокусай Кацусика. Хокусай Кацусика считается автором термина «манга».
Старинная технология изображений была использована современными мангака – авторами манги, которые изобрели свой собственный стиль. Среди наиболее успешных художников манги были Осаму Тедзука, считающийся отцом-основателем современного массового искусства манги, создатель знаменитого «Astro Boy» («Посол Атом») и Матико Хасэгава, автор «Садзаэ-сан» («Госпожа Садзаэ»). В их технику рисования вошло изображение красивых персонажей с большими глазами; они использовали крупные планы, передавали в рисунке движения и эмоции.
Изображение эмоций в манге (по рекомендации Тедзука)
Краткий экскурс в происхождение «Историй в картинках»
Манга ранее носила скоромное и понятное название «Истории в картинках». Первое упоминание о рисованных рассказах археологи нашли еще в первых столетиях существования Японии. Исследователи обнаружили рисунки, структурно напоминающие современные комиксы, в гробницах древних правителей, именуемых также курганами-кофунами.
Распространению комиксов препятствовала неоднозначность и сложность японского письма. Поэтому манга на японском языке читается справа налево, а не слева направо, иллюстрирована множеством черно-белых рисунков, графических спецэффектов и минимумом текста.
Первым японским комиксом считается Choujuugiga («Веселые картинки из жизни животных»). Они датированы 12-м веком и принадлежат перу буддийского священника и художника Тоба (другое имя Какую). Choujuugiga выполнена в форме 4 бумажных свитков. Однако во времена Какуя созданное им произведение не носило современного названия.
Хокусай Кацусика странным и веселым картинкам, характеризующимся гротескными изображениями, дал единое название — манга.
Манга как изобразительное искусство
Манга как искусство рисунка находится в одном ряду с символизмом японской поэзии, когда на объект лишь намекают, не называя его. Например, настроение или эмоция передаются высоко поднятой бровью или рисунком падающего с дерева листа; время – восходящим или заходящим солнцем или луной, изображенных на заднем плане. На легкость восприятия рисунка японцами наложила свой отпечаток специфика иероглифического письма, когда не столько важен текст, сколько рисунок.
Особенностью изображения в манге является черно-белый цвет, так как акцент делается не на красочность, а на действие, сюжет. Краски допускаются на обложке или при выделении важности какого-либо момента. Рисунки рассматриваются «по-японски»: справа налево и «задом наперед». В России манга может издаваться и на европейский манер – слева направо.
Манга как литература
В 1950-60-е годы манга стала самостоятельным видом литературы, разделившись на множество жанров. Эксперты утверждают, что их около тридцати. Среди них выделились два основных жанра: для мальчиков (сёнэн-манга) и для девочек (сёдзё-манга). В книгах для мальчиков рисунки насыщены действиями, приключениями, борьбой всех видов; их тематика включает спорт, технику, романтические истории со своей концепцией героев. Комиксы для девочек, в основном, посвящены романтическим отношениям и приключениям супергероинь; тематика включают также драмы на исторические темы.
Манга для взрослых мужчин всегда содержит действия, часто изображаемые с юмором; для женщин чаще описываются проблемы взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Есть отдельный жанр для маленьких детей; есть манга Seinen, содержащая сцены насилия, и жанр эротики Shunga.
Героями манги чаще всего выступают обычные люди, которые попадают в ситуации, типичные для обычного человека. Преодоление трудностей героями комиксов вселяет оптимизм и дает надежду для рядового японца.
Под влиянием западной культуры герои японских комиксов стали изображаться в определенном стиле: большеглазыми, с изящными маленькими ротиками, длинными волосами, с богатой мимикой. Эмоции подчеркнуто преувеличиваются: если персонаж плачет, слезы текут потоком, если смееется – рот занимает почти все лицо, а глаза превращаются в щелочки.
Темы и жанры
Хоть все три предмета статьи развивались не одно десятилетие, а их исторические корни уходят аж в Средневековье, наиболее ветвистой и обширной по охвату тем и жанров сейчас является манга. Если манхва и маньхуа ориентирована по большей части на детско-подростковую аудиторию (не в последнюю очередь благодаря отношению правительств и издательств к ним), то в манге чаще встречаются взрослые штуки – взрослые благодаря поднятым темам и подаче, а не благодаря эротике и расчленёнке.
Манхва чаще своих собратьев уходит в романтику и романтизацию, проявляющиеся даже в тех жанрах, которые могут обойтись без них.
В маньхуа из китайской же литературы пришёл жанр уся – приключенческое фэнтези с упором на боевые искусства, школы стилей и их соперничество. В Китае это направление популярнее даже, чем самураи в Японии. К тому же в ней есть разделение на комиксы материкового Китая и те, что производятся в Тайване и Гонконге. Первые отличаются серьёзной поддержкой правительства и направленностью на детскую аудиторию, но (вероятно поэтому) ниже по качеству и уступают вторым в популярности. В свою очередь тайваньская маньхуа обычно делается чёрно-белой, как манга. А гонконгская в выборе сюжетов клонится в сторону экшена, боевиков и того самого уся.
Ещё о положении манги и ранобэ относительно других искусств:
- Чем ранобэ отличается от манги
- Чем ранобэ отличается от новеллы
Как объяснить феномен популярности манги в Японии
Легко читаемая манга, доступная и удобная по формату, стала любимым видом чтения для японцев всех возрастов. Издаваемая сериями, манга заставляет искать продолжение, новинки обсуждаются в любом обществе. Манга – это книги на один раз, вот почему их можно найти в кафе, где их оставил прежний посетитель; имеются и магазины, где продаются подержанные книги или журналы с комиксами. Теперь это не только литература для чтения, это школьные учебники, где дается визуальная картинка, доступная для понимания учеником любого уровня успеваемости. Издана серия учебников по экономике, технические инструкции, каталоги. Японские психологи утверждают, что с помощью комиксов быстрее усваивается суть проблемы.
За период более 60 лет манга стала важной частью японской культуры: они отображены в книгах, телешоу, аниме и видеоиграх. Довольно долгое время манга вносили существенную часть в формирование японской экономики, став одним из самых распространённых видов экспортируемой культурной продукции в мире.
Успехи японских школьников и студентов на международных соревнованиях по компьютерному делу и программированию эксперты объясняют особенностями мозга, привыкшему к целостному восприятию действия или явления. Они считают, что это произошло благодаря обучению на основе рисованных картинок – манги.
Но основная часть молодых авторов манги признают, что их цель – не создание художественного произведения или учебного пособия, а развлечение читателя.
Примеры манги
Astro Boy (Посол Атом, Могучий Атом)
Знаменитая манга-серия, написанная и иллюстрированная Осаму Тедзука, представляет из себя художественную комическую литературу, описывающую футуристическую планету, где Роботы живут вместе с людьми. Тираж этой серии – примерно 100 миллионов экземпляров; манга популярна и в наши дни.
Интересно, что в 1960-е годы родители выступали против публикации этой манги за изображение сцен насилия; сейчас это произведение ценится за гуманистические идеалы. Может быть, изменилось отношение к роботам, которые стали частью жизни японцев.
Госпожа Садзаэ
Вышедшая в 1947 году, эта манга, с юмором и оптимизмом рассказывающая о девушке Садзаэ и ее семье, которым пришлось пережить тяжелые времена оккупации и которые нашли свое место в жизни в послевоенный период, до сих пор является одной из наиболее покупаемых.
Наруто
Это история ниндзя Наруто, который старается добиться известности и походить на свой идеал – самого сильного ниндзя в их селении. На основе манги, вышедшей в 1997 году, созданы аниме и видеоигры.
Слэм Данк
Манга на спортивную тематику, изданная в 2012 году тиражом 120 миллионов экземпляров, рассказывает о баскетбольной команде и ее лидере.
Дело закрыто
Периодическое издание манги под этим названием рассказывает о детективе, который помогает полиции расследовать различные дела.
Манга завоевывает мир
Людей, увлеченных мангой, называют «отаку». Сообщества отаку имеются почти во всех странах мира, есть они и в России. Любители манги и аниме пропагандируют этот вид искусства, проводят свои фестивали, издают свои журналы. Молодежь ценит мангу за предоставление возможности самовыражения через изобразительное искусство.
Можно выразить надежду, что мир манги не заслонит собой мир традиционной книги, где описание красочных картин природы, образы героев с их поступками, чувствами и эмоциями создаются словами, что развивает воображение и речь.
Изучение манги и ее влияния на мир только начинается. Если хотите сделать свой вклад в науку или публицистику – беритесь за эту тему.
Специально для бюро переводов СВАН
Почему мангу читают люди разного возраста? Почему она популярна?
Ответ на этот вопрос заключается в том, что манга не ограничивается рамками какого либо одного жанра, который может быть интересен только ограниченной группе людей. Манга может быть приключением, фантастикой, детективом, триллером, ужасом или даже эротикой, или порно (хентай). Из этого можно сделать вывод, что каждый человек может найти среди жанров манги именно то, что ему по вкусу.
Стоит отметить, что хотя с первого взгляда может показаться, что манга это просто развлекательное чтиво с картинками, на самом деле это не так. Многие представители этого жанра имеют очень глубокий смысл, ставят своих читателей перед глубокими философскими вопросами и проблемами современного общества.