Всякой вещи — своё место, транец для резиновой лодки

Конструкция подвесного транца

Основой конструкции транца является доска, упор, ось вместе с кольцом и удерживающая скоба (её размер и форма бывают разными, в зависимости от метода крепления).

Размер пластины — 35 на 26 сантиметров. Общая ширина конструкции начиная с оси и заканчивая упором — 108 миллиметров. При таких габаритах распределение нагрузки получается самым оптимальным (на верхнюю и нижнюю часть баллона).

Также в нижней части транца, правда, на лодке ПВХ, а не резиновой, могут устанавливаться колёса. Транцевые колёса предназначены для более комфортного перемещения лодки в воду или на берег.

Недостатки подвесного транца

Главный недостаток подвесного транца — малый допустимый вес двигателя, который можно закрепить на нем. Жесткость конструкции достигается за счет силы накачивания баллонов, поэтому если двигатель включить на полную мощность, велика вероятность того, что его «засосет» подо дно лодки. Соответственно, передняя её часть поднимется вверх, что повлечет последующее опрокидывание.

По этой причине на резиновую лодку можно подвесить только маломощный электромотор, рассчитанный на 1-1,5 часа активной эксплуатации, не больше 2 л.с.

Максимальной мощности такого двигателя недостаточно для того, чтобы мотор подогнуть под лодку.

Устанавливая транец надо обратить внимание на следующие два момента:

  1. Чаще всего причиной «угона ноги» становится недостаточное давление внутри баллонов. При критической нагрузке они легко сжимаются, поэтому мотор начинает свободно двигаться в захвате. Следовательно, баллоны не должны быть спущены.
  2. Считается, что управляемость судном зависит от угла, под которым устанавливается транец. В большинстве случаев его монтируют под 90 градусов, хотя в заводских комплектациях некоторых моделей угол наклона составляет 76-80 градусов, относительно поверхности воды, это делается потому, что на малых баллонах транец выгибается. На низких скоростях угол наклона особо не влияет на сам транец, но в процессе эксплуатации высокопроизводительных двигателей второй вариант угла наклона оказывается более предпочтительным.

Крепление мотора на лодку

Исходя из того, что мотор – это основная деталь всей вашей лодки, можно говорить о том, что и крепление мотора – это крайне важный процесс. Устанавливая его самостоятельно, важно выполнять важные пункты инструкции. А лучшим вариантом станет консультация со специалистом по этому вопросу:

  1. абсолютно все подвесные лодочные моторы имеют специальные узлы крепления к лодке – это так называемые транцевые скобы. Помните, что подвесной лодочный двигатель всегда крепится строго по центру транца вашего судна. Это происходит при помощи скоб и зажимов. Зажимы должны быть очень хорошо закручены. Когда вы будете передвигаться по воде, то лучше всего периодически проверять, насколько хорошо они затянуты. Если мотор будет не очень хорошо установлен, это может привести к тому, что лодкой будет трудно управлять;
  2. если у вас имеется специальный трос для подстраховки, его нужно закрепить на транцевой скобке лодочного мотора. Другой конец стоит крепко пристегнуть к судну. За счет этого вы не потеряете ваш мотор ,если вдруг ваши крепления станут более слабыми. Или же, если вдруг случится переворот лодки и другие чрезвычайные ситуации;
  3. при установки лодочного мотора нужно найти килевую линию лодки – это ее центр. Установив лодочный двигатель, важно проверить, имеет ли ваше судно хороший баланс. В противном случае лодка может быть не очень управляемой. Если же на лодке нет киля или она имеет ассиметричную конструкцию, тогда нужна обязательная консультация специалиста или производителя;
  4. угол отклонения ватерлинии от оси винта лодочного мотора должен быть самым минимальным. Это делается, чтобы сопротивление воды также было самым минимальным. Кроме того, влияние на сопротивление воды будет оказывать высота крепления вашего транца. Если установка была слишком высокой, тогда может наблюдаться кавитация. При слишком низком моторе будет возрастать сопротивление воды, что повлечет за собой потерю мощности вашего двигателя.

Рекомендуем прочитать: Описание лодочного мотора Sea Pro

YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your quota.

Крепление транца

Прикрепить транец на надувную резиновую или ПВХ-лодку можно несколькими методами.

Самый простой — с помощью накладки-кармана, который клеится к основанию. Его фиксация выполняется через кольца, через них же пропускается прочная жесткая веревка.

Также можно крепить транец на выступающие резиновые детали корпуса. Если они не предусмотрены конструкцией — их приклеивают (методом термического соединения под воздействием строительного фена). При этом через фиксаторы пропускается металлическая скоба, которая крепится к фанерной части гайками (с шайбами с противоположной стороны).

Ещё одно решение крепежа, позволяет установить мотор до 2,5 л.с.

Вот таким способом возможно крепление к резиновой лодке:

Электромоторы. Часть 2

Применение электромоторов

Вопрос – «для чего нужны подвесные лодочные электромоторы

» очень не простой. Действительно, зачем нужны эти двигатели, если есть подвесные моторы с ДВС, которые по многим характеристикам превосходят электромоторы. Но чтобы детально разобраться в этом, нужно для начала принять за аксиому следующую информацию – они
РАЗНЫЕ
. Разные как самолёт и вертолёт, как автомобиль и мотоцикл, или если мы хотим придерживаться нашей водномоторной тематики – как катер и надувная лодка. Задача у всех лодочных двигателей одна – приводить судно в движение. Но вот подход к решению этой задачи у лодочных электромоторов и лодочных моторов с ДВС разный.

Если углубляться в историю вопроса (а мы в «Лодки-Питер» это очень любим), то окажется, что первым подвесным лодочным мотором был как раз не бензиновый — а электрический двигатель! Действительно, первый подвесной лодочный электромотор был создан в 1880 году и продемонстрирован широкой международной публике на Всемирной выставке в Париже французом Густовом Труве в 1881 году, а небезызвестный нам Оле Эвинруд изобрёл свой первый подвесной лодочный мотор с ДВС только в 1907 году. Но, если на границе XIX – XX веков это было связано с развитием и гонкой технологий, то сегодня, в нашем XXI веке технологии позволяют успешно создавать разные типы двигателей. И, как мы увидим позднее – электрические подвесные моторы ничуть не уступают своим собратьям с ДВС, а в некоторых случаях их даже превосходят.

Основные преимущества электромоторов: — Бесшумность работы — Удобство эксплуатации — Компактные размеры — Малый вес двигателя — Возможность устанавливать один и тот же двигатель на суда с разной высотой транца — Надёжность — Возможность ходить по сильно заросшим водоёмам — Возможность крепления на борта или нос судна — Для большинства лодок с электромотором не нужно получать удостоверение на право управления маломерным судном и регистрировать их в ГИМС

Это – основные преимущества лодочных электромоторов, каждое из которых стоит рассмотреть отдельно.

Действительно – при работе электродвигатель практически не издаёт шума. Единственные звуки, которые слышит водитель и пассажиры в лодке с установленным электромотором – это то, как о нос и борта лодки плещутся волны. В остальном – как по волшебству лодка скользит по воде тихо и бесшумно. Так же полезным отличием подвесных электромоторов от большинства ПЛМ с ДВС (исключение – моторы специальной конструкции и мотовёсла) является их способность проходить по сильно заросшим водоёмам. Достигается это полезное качество специальной обтекаемой формой редуктора и способностью винта разрезать, а не наматывать на себя водную растительность. Ещё одно полезное свойство, которое приобретает лодка с установленным на ней электромотором – манёвренность. Так, на современных электромоторах имеется возможность одним движением руки не только моментально сбросить скорость, но и включить задний ход, что бывает очень полезно при прохождении сложных участков на некоторых водоёмах.

Эти свойства электрических моторов по достоинству оценили любители троллинга и охотники. И если для рыбаков важно обеспечить ровное движение лодки с небольшой скоростью, то для охотников нужно иметь возможность тихо подойти к месту охоты, причём зачастую по сильно заросшему водоёму.

Основным преимуществом лодочных моторов с ДВС по сравнению с электрическими обычно указывают большую скорость движения судна. Действительно, если провести эксперимент и на одну и ту же лодку установить небольшой бензиновый двигатель мощностью 2 — 3.5 л.с. а потом электромотор, то окажется, что скорость движения под двигателем с ДВС окажется больше, чем с электромотором. Но это как раз является проявлением разницы, заложенной в саму концепцию развития этих двигателей. Так, если основным показателем современного подвесного лодочного мотора с ДВС является измеряемая в лошадиных силах или киловаттах мощность, то для электрических двигателей всё немного сложнее. Основным показателем является тяговое усилие, измеряемое в килограммах или, что встречается чаще – в английских фунтах. Дополнительный показатель – это указываемый в килограммах вес судна, который способен привести в движение подвесной электромотор. Таким образом, главной задачей электромотора является обеспечить не высокую скорость, а ровное и постоянное движение судна.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о способах установки подвесных лодочных электромоторов. В отличие от классических ПЛМ с ДВС установка электромоторов предусмотрена не только на корму, но и на борт или нос судна. Причём для судов с жёстким корпусом и РИБ-ов, где в качестве маршевого двигателя используется мощные бензиновые моторы, позволяющие быстро добраться до нужного места, установка электромоторов на нос судна является боле предпочтительной. Принцип, который здесь используется, можно высказать простыми словами – «тащить легче, чем толкать». Плюс такая установка электродвигателя делает судно ещё более манёвренным. Так же интересной особенностью современных подвесных электрических лодочных моторов является возможность их установки на суда с длиной транца как S, так и L. Это достигается тем, что блок управления мотором и редуктор с электродвигателем находятся на разных частях достаточно длинной металлической штанги, глубину погружения которой можно регулировать. Как убедительно доказали тесты «Лодки-Питер» эту особенность электродвигателей можно с успехом использовать в том случае, если имеется необходимость установить двигатель на надувную лодку небольшого размера.

Причём установка электромоторов возможна даже на гребные модели надувных лодок и всё, что для этого требуется – это обратится в сервисный , где навесной транец могут установить на любую надувную лодку. Так же существует отдельный тип электромоторов, которые устанавливаются на антикавитационную пластину маршевого двигателя, но эти модели не получили массового распространения из за технической сложности их установки и неудобного управления.

По типу управления современные подвесные лодочные электромоторы можно разделить на три основные группы:

— Электромоторы с румпельным управлением:

Это самые распространённые двигатели, управление которыми осуществляется с помощью румпеля. Румпель имеет несколько положений скоростей для движения вперёд, нейтральное положение, при котором электродвигатель выключен, и несколько положений скоростей для движения назад. Больше никаких дополнительных рычагов и переключателей на этих двигателях нет. Длину румпеля можно легко изменить в зависимости от предпочтений владельца или ситуации.

— Электродвигатели с дистанционным управлением:

Управление электродвигателем осуществляется по радиоканалу с помощью брелка, который можно закрепить на запястье или в любом другом удобном месте.

— Управление с помощью педали:

Не смотря на кажущуюся необычность такого решения, тем не менее, оно зарекомендовало себя исключительно с положительной стороны именно для поклонников рыбалки на спиннинг, так как оставляет свободными руки рыболова, и позволяет маневрировать судном, не отвлекаясь от ловли трофея.

Надёжность современных подвесных электромоторов обуславливается тем, что в них находится минимум механических деталей. По сути – они имеют необслуживаемый редуктор с электродвигателем внизу и блок управления наверху. Как говорит статистика обращений владельцев электромоторов в сервисный , основной неисправностью является выход из строя электронной платы, которая управляет оборотами двигателя. Как правило, она перегорает вследствие полного погружения двигателя в воду и внутрь блока управления попадает влага. Ремонт этой неисправности занимает 15 минут и заключается в замене перегоревшей платы на новую. Так же иногда обращаются за заменой пластикового гребного винта, лопасти которого сильно повреждены о камни или иные подводные препятствия. Но винт на любых лодочных моторах – это расходный материал, а его замену на электродвигателе можно легко произвести самостоятельно.

Продолжение нашего исследования, посвященного подвесным электромоторам, читайте в следующих публикациях. Тема: особенности использования и комплектация современных подвесных электромоторов.

Павел Прудников «Лодки-Питер»
Вернуться к списку

Как изготовить транец для резиновой лодки самостоятельно

Конструкция транца такая простая, что его можно сделать самому, конкретно под свой размер лодки.

Для того чтобы транец прикрепить на достаточно небольшие резиновые баллоны надо будет сделать жёсткое основание на пол лодки. Обычно используют фанеру, чем толще, тем лучше. ДСП не берут, так как она тяжёлая и более сложная по структуре для крепления. Пол вырезается под размеры вашего плавсредства, К острым краям фанеры на шурупы стоит прикрутить полоски резины от камеры автомобиля, чтобы защитить баллоны от перетирания. На всю лодку делать такой пол не надо.

К фанере прикручивается металлическая пластина с приваренными к ней двумя металлическими трубочками, в которые будет вставляться два одинаково изогнутых два раза под прямым углом арматурных штыря.

Сиденье служит дополнительным укреплением конструкции. Для того чтобы мотор не подгибался под днище, а упирался на заднюю часть лодки, к арматуре привариваются железные пластины а к этим пластинам прикручивается влагостойкая фанера в два слоя. Это опора для мотора. Высота транца определяется моделью вашего мотора. Обыкновенную фанеру придётся покрасить в несколько слоёв, защитить от влаги.

Ещё одна идея как изготовить самостоятельно транец для резиновой лодки представлена на видео:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]