Религия в Японии и отношение к религии у японцев


Доминирующая религия Японии – синтоизм. Почти наравне с ней распространен буддизм. Многие японские верующие признают себя последователями этих двух направлений одновременно. В 1886-м синтоизм признали государственной религией, но этот статус утерян с 1947-го. Менее многочисленны общины христиан, мусульман, приверженцев других направлений. В прошлом в стране многие верили в анимизм, тотемизм. Кроме основных религий есть несколько сектантских движений.

Синтоизм – основное религиозное японское учение

Древние религии Японии

Самая ранняя религия у коренных японцев – фетишизм. Ее объектом был камень. Историки связывают это с освоением технологии – люди научились делать орудия из минералов. Галька стала первым религиозным фетишем. Уже в наши дни в старинных храмах найдены расписные гальки, визуально сходные с австралийскими чуринги. И японцы, и австралийцы верили, что в камнях хранятся детские души. Известны легенды о камне у Фунахо – села на Кюсю. Он призывал дождь, помогал зачать ребенка. В Фукуока поклонялись двум камням, похожим на яйца. Верили, что они приманивают успех и упрощают роды.

Еще одно свидетельство религии фетишизма в Японии – святилище Уваппара. В нем сохранились сгруппированные в 3 блока каменные столбы, формирующие круг. К северу от них расположены кучи камней, насыпанные над ямами с углем. Историки предполагают, что вторым фетишем был огонь.


Святилище Уваппара

Тотемизм

Тотемизм – религия древней Японии, объясняющаяся устройством родовой общины. При тотемизме кровные, родственные отношения человека переносятся на природу. Появляются ассоциации с флорой, фауной, от которых сильно зависела жизнь людей в неолите. Сначала появился культ Небесных оленей, лосих. Японцы верили, что именно они – первые представители фауны. Следы этого культа – в старинных ритуалах гадания по лопатке оленя над очагом. Они известны не только японцам, но и монголам. Предположительно, люди провожали души съеденных животных на раковинных кучах. Верили, что так они смогут вернуться, чтобы вновь дать человеку пищу.

Еще одно свидетельство древних японских религий – наименования некоторых областей. Например, префектура Кумамото получила название из-за поклонения общины медведям. Люди верили в происхождение от этого зверя. Эти убеждения были особенно сильны у предков айнов. Известно, что они хоронили медвежьи кости наравне с человеческими.

Традиционная религия Японии содержит отголоски прошлого. И сегодня жители Страны восходящего солнца почитают лис, пресмыкающихся, обезьян. Следы тотемизма есть в сказках – например, про феникса Хоо, объединившего в себе черты птиц, змей, рыб и черепахи.

Почитаемые в тотемизме деревья:

  • у айнов – вязы;
  • у японцев, монголов, маньчжуров – сосна;
  • у японцев – кипарис, дикий апельсин.

Эти деревья считались покровителями общины, поэтому именно под ними организовывали обряды, места для обмена.


Сосна – священное дерево

Анимизм

Анимизм является представлением об устройстве мира, распространенным в первобытном обществе. Древние японцы верили в одухотворенность окружающего мира, существование духов. С эпохи яей появился новый религиозный культ предков, понятия «охараи» (очистительный ритуал), «ками» (бог). Так заложены основы синто.

Центральная идея анимизма – душа как жизненный принцип. Это вероисповедание характерно не только восточным странам – оно встречается в работах Аристотеля, трудах стоиков, у Фалеса Милетского, Лукреция. Этнографический термин для обозначения религии ввел Э. Тайлор, объяснявший зарождение течения рассуждениями некого дикаря-философа, искавшего причины снов и смерти.


Гора Хагуро – центр японского анимизма

Население

По своему этническому составу население Японии относительно однородно. Около 98% жителей страны — японцы. Вобрав в себя переселенцев из Монголии, Китая, Кореи и, вероятно, Малайзии, нация за несколько тысяч лет сформировалась как сплоченная общность. Япония никогда не переживала значительных потоков иммиграции и даже — до послевоенной американской оккупации 1945— 1952 гг. — иностранного вторжения.

Это, однако, не означает, что японское общество свободно от дискриминации. Многие из 700 тыс. японских корейцев проживают в стране на протяжении многих поколений, но японское законодательство не предусматривает возможности двойного гражданства. Проблемы, связанные с этнической принадлежностью, существуют, и во избежание дискриминации многие корейцы предпочитают пользоваться японскими именами. Этнически отличные айны, которых антропологи считают первыми обитателями островов, и сегодня группирующиеся почти исключительно на Хоккайдо, борются за свои гражданские права подобно коренным жителям Америки в США. Миллионное население Окинавы и примыкающих к ней южных островов вошло в состав Японии только в 70-е гг. XIX в. и также отличается своей собственной культурой.


Буракумины — изгои в Японии

Еще одна группа населения, этнически не отличающаяся от остальных японцев, но, безусловно, имеющая более низкий статус, — буракумины («сельские жители»; эвфемизм, используемый вместо прежнего кастового наименования, означавшего «много грязи» и официально упраздненного в конце XIX в.). Это потомки представителей касты изгоев, занимавшихся изначально табуизированными и по сей день презираемыми видами деятельности: забоем скота, выделкой кож, сбором мусора и омовением покойных. Поскольку люди пытаются смыть со своей биографии это клеймо, определить точную численность баракуминов непросто, но по последним данным они составляют около 2% населения страны — от 1 до 2 млн человек. Живут бара-кумины отдельными деревнями и по окраинам городов. Вы, скорее всего, увидите их убирающими мусор в парках и на территории храмов, чистящими обувь на железнодорожных станциях.

Современный религиозный состав страны

Современный религиозный мир Японии преимущественно подчинен законам синто, буддизма. Отдельные опросы показывают, что до 84-96% верующего населения страны придерживаются этих течений. Державе характерен синкретизм, то есть многие граждане следуют сразу двум доктринам. Сложность подсчета связана с ассоциациями населения с конкретными храмами. По оценкам некоторых исследователей только каждый третий японец считает себя верующим.

Доминирующие в Японии верования обусловлены не только внутренним развитием общества, но и внешним влиянием, в частности, китайским, распространять которое помогали образованные знатные круги. Путь Дао, учение Конфуция, буддизм пришел в Страну восходящего солнца от материкового соседа. Это влияние сложилось с внутренними религиозными практиками, но не заместило их, поэтому современные японцы практикуют ритуалы синто, но нередко заключают браки в христианских храмах, а похороны организуют в буддистских. XIX век стал новой вехой в истории религии Японии – появились секты. Большинство неизвестно за пределами страны, но некоторые из-за активной деятельности прогремели в новостях по всему миру.


Особенность верований в Японии – синкретизм

Синтоисты

Говоря о японских религиях, обычно представляют синтоистские святилища. Синтоизм – национальное традиционное вероисповедание. У него нет первоисточника или основателя, нет священных книг. Синто – путь поклонения природным явлениям, душам предков. Высшее существо – Аматэрасу Омиками, солнечная богиня, прародительница императорского рода. Синтоизм – национальное мировоззрение, сформировавшее уникальность японцев. Это основное религиозное направление, название которого состоит из слов «бог» и «путь». Это символичное наименование, отражающее представление о наличии духа у каждого предмета. Считается, что эти души охраняют, оберегают, помогают людям.

В Японии действует около 80 000 храмов; 27 000 священнослужителей. Храмы разделены на две зоны: молельный зал и ходэн, где хранят священный предмет. Обряды проводят в храмах и дома. Перед ритуалом тщательно моют руки, ополаскивают рот. Заканчивая, выпивают глоток саке – символ божественного дара.

Основная идея синтоизма – гармония человека с природой. Она связана с японской философией, обычаями и культурой страны. Многие воспринимают синто элементом специфической национальной культуры.


Святилище Фусими Инари

Буддисты

Религиозное учение происходит из Индии, а в Японию пришло из Китая ориентировочно в VI столетии. Некоторые источники указывают иные сроки – IV, V век. Первое время вероисповедание не привлекло внимания общества. Перелом произошел в VI веке, когда буддизм приняли знатные особы в столице Асука. Род Сога выбрал новую религию и победил в противостоянии с Минонобэ, поддерживавшими прежний религиозный строй. Для простых японцев Будда был иностранным ками. Проповедники не боролись с прежними учениями, но использовали их в своих интересах. Известно, что буддийские храмы возводились лишь после согласия синтоистских божеств. Сами здания создавали по китайским прообразам. Оттуда же доставляли священную утварь.

В современной Японии выделяют традиционный и необуддизм. Первый – это сформировавшие за многие века школы. Все традиционные организации объединены Всеяпонской буддийской ассоциацией, включающей порядка 60 групп. Самая крупная группа – Сото-сю. Ей принадлежит около 14 700 храмов. Духовенство этих школ редко интересуется социальными, политическими проблемами. Преимущественно это консерваторы, поддерживающие текущий строй.


Будда в Камакура

Христиане

Опросы показывают, что среди японцев чуть менее 2 миллионов христиан. Основная часть приходится на западные регионы. 60% признающих себя христианами – жители столицы и Канагава. Это объясняется историческим контекстом: порт Йокогама был доступен иностранцам.

Японское христианство ведет историю с 1549-го, когда на Кагошиму прибыл Франциск Ксавье. В качестве миссионера он начал работать на юге, крестил нескольких крупных феодалов. Власти не одобрили новое движение, религию запретили. Это привело к формированию скрытых христиан, тайно следовавших выбранному учению.


Первое время христиане подвергались гонениям

Конфуцианцы

Тенденция заимствований из Китая, повлиявшая на все сферы культурной и социальной жизни японцев, сказалась на религии. Одним из следствий стало распространение учения Конфуция. Оно получило в Японии известность уже на раннем этапе развития благодаря корейцам, китайцам, мигрировавшим на острова. Пришельцы привезли с собой священные тексты, устои и образ жизни, повлиявшие на коренное население. В XVII веке церковь стала инструментом, помогающим сохранять повиновение граждан. Эта обстановка оказалась благоприятной для учения Конфуция. В форме неоконфуцианства религия распространилась по всей стране.

Особенность конфуцианства – единение этических норм, правил поведения в обществе, практик управления населением. Нередко говорят, что конфуцианство нельзя назвать религией, поскольку по своим признакам это скорее моральное учение.


Конфуций с учениками

Сектанты

Лишь немногие японские религиозные секты известны за пределами страны. Последователи даже крупнейших сект – граждане Японии; число иностранцев среди учеников исчезающе мало.

Самые известные:

  • Аум Синрике;
  • Сока Гаккай;
  • Рэй Ю Кай.

Точной информации о количестве сект, числе последователей нет. Все организации разделены на группы:

  • неоконфуцианство;
  • неосинтоизм;
  • метабуддизм;
  • религиозное согласие.

Большинство сект – необуддийские, связанные с нитирэнизмом. Японцы именуют их новыми религиями. Некоторые исследователи считают, что в 80-х годах прошлого века в Стране восходящего солнца было более 20 необуддийских направлений, а их последователи исчислялись миллионами.

Большинство японских сект официально представляются мирскими сообществами. Они считаются неотъемлемой частью жизни общества, влияют на политику, экономику. Синкретические секты появились недавно как эксперимент объединения буддизма, христианства, философских течений.


Мемориальный токийский холл Сока Гаккай

Верующие других религий

Ислам в Японии преимущественно характерен эмигрантам. Основная доля – татары, пакистанцы. Впервые мечеть возвели в 1905-м в Осаке. Мусульманское токийское общество основано башкиром Курбангалиевым. Мусульманская японская школа открылась в 1927-м, годом позднее впервые проведен Всеяпонский мусульманский съезд. Еще через 10 лет открыта токийская мечеть. Ислам как действующая религия признана в стране в 1939-м. Число последователей – несколько сотен тысяч человек.

Другие религиозные общины:

  • индуисты (менее 30 000 верующих);
  • бахаи (около 15 000 последователей);
  • сикхи (порядка 2 000 человек);
  • джайны (чуть более 1 500 членов);
  • иудеи (около 1 500 сторонников).

Около 10 000 японцев объявляют себя последователями первобытных религиозных направлений.


Представительницы японского мусульманского общества

Атеисты

Атеизм распространяется по всему миру. Этот рост особенно заменен по итогам социологических исследований, проведенных в США. Многие утверждают, что не верят в Бога, но не называют себя атеистами. Лишь каждый четвертый неверующий причисляет себя к этому сообществу.

Статистические исследования показывают, что Япония уступает только Китаю по нерелигиозности. В среднем 47% китайцев – убежденные атеисты; в Японии к таковым себя относят 31%.

Опрос для оценки нерелигиозности показал, что Япония занимает 2 место в мире, уступая только Китаю. Около 16% населения страны признают себя верующими (на 2% больше, чем характерно Китаю).

Синтоизм, что это

Синтоизм («синто» – буквально «путь богов») – религия, возникшая в Японии и распространенная исключительно среди японцев. Древнейшие свидетельства о вероучении синтоизма запечатлены в книге «Кодзики» («Запись о древних делах», 712 г.). Существенной стороной синтоизма является поклонение красоте природы (гора Фудзи, цветущие деревья и т.п.).


Синтоизм

Синтоизм сложился в VI-VII вв. Верховным божеством в синтоизме считается богиня Аматэрасу, (Аматэрасу-о-миками – «великая священная богиня, сияющая на небе», либо «владычествующая на небе») – богиня солнца, глава пантеона синтоистских богов, положившая начало божественной императорской династии. Можно сказать, что флаг Японии – символ синто. Само название страны (Нихон) состоит из двух китайских иероглифов: «ни» («солнце») и «хон» («восход»), откуда возникло название «Страна восходящего солнца». Однако солнце не играет главную иерархическую роль среди божеств синтоизма: каждое божество независимо и имеет свое место.

Будучи языческой религией, синтоизм представляет собой чистый политеизм – в его вероучении «путь богов», т.е. совокупная воля всех божественных существ, признается единственной определяющей силой человеческой судьбы. Религия синтоизма обожествляет силы природы, животных и знаменитых людей. Эти божества по-японски называются «ками» (китайский эквивалент – «син»). «То» или «до» означает «путь» или «метод» (кит.-яп.). Буквально «синто» – «путь богов».

«Ками» («боги») чаще всего внушают почтительный страх. Среди них находятся горы, животные (например, тигр, змея, волк) и сам император. Один из имперских министров IX в. признается ками каллиграфии. Количество ками составляло 800 млн, и Японию называют «Синкоку» – «страна божеств».

РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ

Синтоизм не знает верховного Бога, а небо, вопреки китайским верованиям, является не божеством, а обителью ками.

Ками в синтоизме не разделены на добрых и злых и не ограничены никаким стоящим над ними законом; в то же время они жестко привязаны к конкретным природным стихиям, во многих случаях даже топографически. Такое дробление божественных сил, с одной стороны, не позволяет выстроить четкой иерархии синтоистских богов, а с другой – ограничивает пантеон синтоизма богами, олицетворяющими исключительно местные, характерные именно для Японии природные стихии, что и замыкает синтоизм национальными рамками.

Одной из могучих стихий Японии, равносильной природным, но не природной, а социальной, стал император, культ которого прочно вошел в практику синтоизма и приобрел наибольший размах и теоретическое обоснование в конце XIX – начале XX вв. в вероучении тэнноизма (так называемый «имперский синтоизм»). Почитание императора обязано своим существованием концепции «Исэ синто», возникшей в период монгольского нашествия (1261-1281 гг.) и придававшей наибольшее значение почитанию «прародительницы» императорского дома Аматэрасу (центр этого почитания находился в святилище Исэ дзингу. Развитие «Исэ синто» во второй половине XVI в. привело к возникновению нового культа, допускающего обожествление какого-то лица при жизни, при этом основанием была не принадлежность к императорскому роду, а крупные политические и общественные деяния.

Буддизм в Японии

В нескольких исторических китайских документах упоминаются 5 монахов, отправившихся в плавание на острова. Они везли с собой религиозные изображения, сутры. Высадившиеся в Японии просветители рассказали населению о новом учении, призвали оставить страсти и привязанности, поставив на первое место покой души. Японские хроники связывают появление буддизма с корейскими просветителями.

Население страны восприняло новое учение благосклонно, хотя не удалось избежать отдельных конфликтов. Постепенно ситуация накалялась и выразилась противостоянием двух крупных кланов, стремившихся к безраздельной власти над страной. Формальным поводом для вооруженного противоборства стала религия. Победа осталась за родом, пропагандировавшим буддизм. С этого момента течение получило официальное признание.

Правители страны поддерживали новую религию. Принц Сетоку оставил личные заметки к сутрам и способствовал возведению первых храмов, а император Сему ввел статус государственной религии. Развитие буддизма привело к выделению 6 нарских школ, чья идеология сводилась к следующему:

  • мир нереален, следует из индивидуального восприятия;
  • жизнь – страдание в силу причины, которую можно найти и устранить;
  • золотая середина – путь адепта;
  • пустота, отсутствие собственной природы – мировая основа.

Буддизм в Японии впитал местные обычаи, поэтому сильно отличается от китайского. Он развивался в условиях изоляции, поэтому древние положения сохранились в лучшей форме. Японские адепты вправе сами судить о мудром и вечном, а китайское учение считается лишь с коллективом и непререкаемым авторитетом учителя.

Японский буддизм слился с синтоизмом. Это привело к появлению двойного пути духов – рэбу синто. Сильное влияние оказала секта Сингон, пропагандировавшая культ Будды Вайрочана – символа Вселенной. Синтоистские ками воспринимались как Будды, Аматэрасу – Вайрочаном.

С течением веков роль духовенства становилась больше, влияние на власть – сильнее. Основными привилегиями обладала секта Тэндай. Сначала ее использовали императоры, затем – сегунат. Политические перемены привели к религиозным изменениям, развитию дзен-буддизма. Дзен распространился в самурайской среде, среди элиты общества. Ритуалы и духовные практики той эпохи стали основой развития всех областей общественной жизни – от чайной церемонии до искусства.


Тодай-дзи в Нара

Буддизм

Точная дата знакомства японцев с буддизмом также не поддается вычислению, однако сведения древних хроник позволяют предположить, что на официаль­ном уровне учение Будды получило поддержку в 538 году, когда правитель Пэкче, одного из древних корейских государств, прислал японскому правителю статую Будды для почитания. Между придворными разгорается спор о том, стоит ли почитать Будду. Государь велит сторонникам «бога соседних стран» попробовать почитать его. После отправления буддийских обрядов разразились болезни. Чиновники решили, что в этом виноват Будда, и выбросили статую в канаву. Однако после этого в императорской резиденции случился пожар. Тогда решили, что гневить «новое божество» не стоит, и начали ему поклоняться. Новое воспринимается через знакомое. Вера в Будду на раннем этапе мало отличалась от веры в ками. Высокая степень синкретичности религиозных воззрений и, как следствие, веротерпимость являются постоянными характеристиками японской культуры и социума. Нельзя говорить также о единственном «правильном» варианте буддийского вероучения, представленного в Японии множеством школ, которые отличаются между собой и в доктринальном, и в ритуальном аспектах.

Комусо — монахи дзенской школы Фуке. Начало XX века © Okinawa Soba / flickr.com

Особенности конфуцианства в Японии

Конфуцианство – этическое, философское течение, появившееся 2,5 тысячелетия назад в Китае. В Японии оно претерпело изменения, поскольку развивалось вне условий китайского конформизма. Распространение учения Конфуция в Стране восходящего солнца обусловлено близостью его положений традиционному культу предков.

Конфуцианство появилось в Японии позднее буддизма, поэтому проповедники нового пути встретили настороженное отношение. Оно объединяет в себе учение, религию; направлено на моральное поучение молодежи, проявление почтительности к старшим, человеколюбие.

Конфуцианство в Японии связано с политикой сегуната Токугава в XVII столетии. Движение по централизации власти превратило церковь в инструмент, обеспечивающий повиновение обывателей. Неоконфуцианство, пропагандируемое сегунами, казалось источником власти благодаря идеалам преданности учителю, старшему. Его основная идея – разделение общества на ничтожных и благородных, которым присущи 5 черт:

  • гуманизм;
  • учтивость;
  • ум и образованность;
  • чувство долга;
  • верность.

Не менее важна в конфуцианстве сыновья почтительность – одна из основных добродетелей человека. В Средневековье в Японии сформировалось конфуцианская литература назидательного характера. Сам Конфуций для японских последователей из китайского мудреца стал представителем восточной мудрости, которую со временем познает весь мир.

Конфуцианские идеи пронизали японское общество с периода правления Токугава. Они определили следование канонам, покорность, почтительность, отношения в обществе, великодушие, мир и согласие, экономию и умеренность в жизни. Эти каноны определили важность земледелия и изготовления шелка – направлений, обеспечивавших население одеждой, продуктами. Важные конфуцианские догмы:

  • для человека принципиально значимо обучение;
  • допустимо следование лишь истинному пути;
  • важно пояснять законы всем и каждому;
  • выбрав дело, необходимо усердно трудиться;
  • для защиты подрастающего поколения от дурных дел достаточно нравоучений и поучений;
  • ложные обвинения недопустимы;
  • укрывательство беглецов противозаконно;
  • подати необходимо платить полностью;
  • для борьбы с преступлениями необходимо объединить усилия общины;
  • подавление гнева возвышает личность.

Эти постулаты повлияли на общественное сознание, стали базисом формирования поведенческих стереотипов. Для современного японца эти догмы потеряли значимость, характерную средневековым жителям, но продолжают во многом регулировать социальные процессы.


Конфуцианство пришло в Японию позднее буддизма

Конфуцианство по-японски

Конфуцианство – это религиозно-философская система, которая основана на учении философа Конфуция. Согласно этому учению от рождения в человеке заложен гуманизм, а также ждут своего развития милосердие, доброта, сдержанность, альтруизм, скромность, человеколюбие и сострадание. Отдельное место в этом религиозном направлении занимает долг. По мнению Конфуция, долг является высшим законом среди моральных обязательств, которые человек принимает на себя совершенно добровольно.

Еще конфуцианство пронизано четким представлением о верности. Человек обязан быть верен своему повелителю, должен уважать и чтить родителей, для него важные авторитеты – это величина абсолютная.

Комплекс морально-эстетических знаний, из которых и состоит конфуцианство, делает это течение более светским, чем религиозным. В Японии данная религия прижилась благодаря тем догматам, которые связаны с почитанием предков, почтением, а также верностью власти. В этом конфуцианство тесно перекликается с синтоизмом.

Конфуцианство, привнесенное в Японию из Китая, получило одобрение правительства еще и потому, что в нем предусмотрено воздействие на общество в целом, а не на психологию отдельного индивида в частности, как в буддизме.

Конфуцианское течение сыграло не только идеологическую роль. Немало оно значило и для образования. Так обучение грамоте проводилось с использованием трактатов Конфуция. С 1603 года по 1868 год неоконфуцианство все-таки стало основной религией Японии.

Считается, что прочную базу в Японии конфуцианство получило в 6 веке. Исходя из исторических документов, можно утверждать, что в 609 году была создана так называемая японская миссия. В составе знатной группы для обучения в Китай был отправлен потомок императора Одзин Минабутино Саен. Благодаря этому мировоззрение было поддержано японскими правителями в период становления государства.

Последователи философского течения стали первыми летописцами японской истории. Активно участвовали в строительствах храмов, складов, вели учет и просветительскую деятельность.

С 7 века владение конфуцианскими догмами считалось отличительным знаком аристократической прослойки. Во времена правления Тэндзи открылось первое училище, которым управляли ученые-конфуцианцы. Далее училище было модифицировано в Императорскую школу.

Храм Конфуция

Именно благодаря конфуцианству образование «пошло» в массы. И перестало быть прерогативой знати. Некоторые японские феодалы противились принятию этого философского направления. Все дело было в том, что оно мешало им бороться за власть, а также порицало клановые междоусобицы.

Япония – удивительная и очень многогранная страна. Переживая распри и войны, японский народ умудрился сохранить, и усилить свои традиции. В Японии гармонично соединились все три главные религии: буддизм, синтоизм и конфуцианство. Каждая из них заняла свою нишу, а также нашла ту область, где могла быть применена в реальной жизни. Духовная культура японцев остается богатой и сегодня. И подтверждением этому служат те правила поведения в обществе, которые можно встретить в современной Японии.

Преобладающая религия

Исследования для определения доминирующей религии и количества верующих организованы японским Агентством по делам культуры. Опросы показали, что число верующих – более 180 миллионов. Эта цифра заметно больше официального количества граждан Японии, поскольку многие придерживаются нескольких направлений одновременно. Среди опрошенных большинство заявило о приверженности буддизму – почти 88 миллионов. Синтоизм как религиозное учение упомянули около 85 миллионов.

Синкретизм, характерный японцам, не позволяет строго выделить единую доминирующую религию. И синтоизм, и буддизм в равной степени почитаемы и уважаемы, а большинство верующих японцев придерживаются обоих направлений одновременно.

В Японии нет предубеждений против праздников, пришедших из других религий. Многие граждане отмечают последний день года в буддистском святилище, перед этим отпраздновав христианское Рождество или Хэллоуин. В первый день Нового года принято совершать паломничество в синтоистское святилище. В домах ставят буддистские, синтоистские уголки для молений.


Синкретизм – особенность Японии

Магия и религия Японии

Синто – древний религиозный путь японцев. Национальная религия гласит: император – внук Солнца. В синто есть понятие рисового человека (бога Пищи), а также божеств Воды, Огня, детородного члена. Особенно японцы верят в силу демонической лисы Инари. Истории, сказания гласят о ее способностях видоизменять окружающий мир и себя.

Современная повседневная японская магия:

  • желающие привлечь богатство обзаводятся деревянным амулетом в виде коршуна;
  • веер, украшенный пламенными языками и мудрыми словами, защищает от пожара;
  • приобретенное у священника предсказание сбудется, если привязать его к ветви дерева;
  • три обезьяны из Никко, изготовленные из дерева, отгонят демонов и болезни.

В прежние времена в Японии существовали анмийоджи – маги и советники правителей.

Главное современное магическое действо – начертание. Особенное волшебное влияние присуще заключенной в круг пятиконечной звезде. Для написания использовали специальную бумагу, которую затем складывали по строго определенным линиям. Бумага – второй магический объект. Третий – звук. Главное японское заклинание – человеческое имя. Волшебная сила в представлении японцев кроется в сердце.


Три обезьяны из Никко

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]