Начало 18 века
Первые данные об истории Японии этого периода историки черпают из записей мореплавателей и торговцев. Самыми ценными для исторической науки считаются записки Дж. Харди – английского торговца и писателя. Он писал: «Мы увидели страну необычайной красоты с высокоразвитой культурой. Она обладала сильной армией и национальной идеей, однако, в сфере экономики уже начали прослеживаться первые проблемы: народ был беден, правящая верхушка купалась в золоте. Япония в 18 век.».
Первая попытка справиться с нестабильным социально-экономическим положением страны принадлежит сегуну Ёсимунэ (1716-1745 гг.). Он вошел в историю, как автор реформ Кёхб:
- Административная реформа. Администрацию сегун решил оставить без изменений. Верховный владыка приказал заменить около 80% состава администрации, сделав ее более гражданской (уволил самураев и даймё).
- Финансовая реформа. Появилась должность министра финансов. Ответственный человек контролировал финансовую деятельность городских магистратов и бакуфу. В обязанности министра финансов также входило поиски схем по улучшению структуры управления.
- Борьба с излишествами. Сегун приказал убрать с дворца роскошь, богатую пищу, ленивых самураев, азартные игры и запретил пышные торжества.
- Борьба с коррупцией. За взятку назначили смертную казнь. Кроме этого, со всех родственников брался огромный штраф за то, что не научили своего ближнего морали и честности.
- Политика экономии государственных средств. Ёсимунэ сократил количество гокэнин и хатамото (местных управленцев, которые находились на пособии государства).
- Приказал увеличит площади посева риса. Также Ёсимунэ учредил систему награждений за лучшие рисовые поля. Такая политика позволила навсегда избавиться от проблем с продовольствием и заложила фундамент для открытия Японии.
ЯПОНИЯ В XVI–XVIII ВВ
В раннее Новое время в Японии существовала жесткая сословная система. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и ученые, а также парии – неприкасаемые, которые выполняли самую грязную работу, в сословия не входили. В этой сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины—самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII–XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10 % населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев – «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному феодалу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (харакири) по первому его требованию или в случае его смерти. Но в начале XVIII в. появились первые признаки разложения сословного строя. В частности, появились такие самураи, которые по разным причинам отказывались от своих обязанностей и лишались средств к существованию.
Основную массу населения составляли крестьяне, которые относились ко второй ступени сословного строя Японии. От них зависело пропитание сословия воинов. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжелом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо, а также хлопок, табак, чай и др. Одевались
крестьяне в одежду, сделанную из конопли и хлопка (ткали и шили одежду женщины). Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться. И хотя крестьяне трудились не разгибая спины, они всегда были в долгах, а если случался неурожай и не было риса, чтобы заплатить налог, то приходилось обращаться к ростовщикам и занимать деньги под будущий урожай. Когда дела шли совсем плохо, крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или даже бросал ее и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была его землю обрабатывать и платить за него налоги.
Третье и четвертое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были и странствующие ремесленники, ходившие по деревням. Как правило, сын наследовал профессию отца.
Что же касается купцов, то в XVI–XVIII вв. власти их не любили и относились к ним настороженно. Купцы находились в самом низу сословной иерархической лестницы, их считали «паразитами», которые сами ничего не производят. Однако развитие товарно—денежного хозяйства привело к увеличению этого сословия и росту его богатства. Ни самураи, ни крестьяне и ремесленники без их услуг обойтись не могли: у них занимали деньги, им продавали излишки зерна и изделия ремесла. Купцы жили по установленным ими правилам на деньги, которые получали от ежедневной торговли. Правила японских купцов включали в себя: ранний подъем, преданность семейному делу, работу сверхурочно, бережливость, хорошее здоровье. Все это должно было способствовать накоплению денег, капитала. Развивавшиеся в Японии в XVI–XVIII вв. товарно—денежные отношения постепенно привели к разложению сословного строя.
Развитие культуры и науки
Сёгун Ёсимунэ не оставил без внимания и науку. Он всячески способствовал ее развитию. Например, в 1742 году он разрешил ввозить в Японию европейские книги по естественным и прикладным наукам. В столицу – город Эдо сегун приглашал европейцев (преимущественно голландцев), которые интересовались культурой и историей Японии. Кроме этого, при дворе он организовал центры культурных обменов между японцами и иностранцами. Японские ученые быстро освоили английский язык и начали подымать отечественные знания с математики, астрономии и медицины. Стоит отметить, что в остальных сферах культура Японии оставалась консервативной.
Таким образом, культурная история Японии 18 век оставалась на том же уровне, что и в 17 веке – продолжалась усовершенствоваться национальная идея, укреплялся буддизм и синтоизм. Иностранная культура и обычаи воспринимались рядовыми японцами как чужие и странные. Японская культура обозначенного периода оставалась глубоко консервативной в театре, музыке, рисовании и философии. В культуре продолжали использовать старые мотивы, стили и схемы.
Как это понимать?
Прежде стоит подчеркнуть: восточное понимание творчества несколько отличается от западного. Мы, светлоголовые гайдзины, чего греха таить, исконно больше ценим искусство в искусстве: само воплощение меры и гармонии под сенью вуали идей. Лишь в середине XIX века — с появлением импрессионизма и наступлением эпохи авангарда — стены храма академической культуры несколько пошатнулись. Но выстояли. По сей просвещённый день творения современного искусства вызывают у неподготовленного зрителя недоумение пополам с цинизмом. В восточном же мире (той его среде, к коей относится рассматриваемая нами Япония) сформировалась культурная традиция, которую следует оценивать не столько с позиции мастерства, сколько через призму дзэн-буддизма. Исследователи выделяют несколько фундаментальных понятий, помогающих осмыслить японское эстетическое мировоззрение. Многие из них сложны для трактовки, а особо каверзные аспекты можно понять, только поварившись пару поколений в том цивилизационном бульоне. Но мы же с вами попытаемся их понять, не так ли? Через всю японскую культуру лейтмотивом проходит понятие «текучего мира». Красоту определяет не бренность, отмирающая, дабы освободить место новому, но изменчивость. Пере — мены происходят не в разрушении, а в перерождении. Ничто не исчезает бесследно, оно остаётся жить в иной форме — и это очень важный момент. Для описания состояния души в момент осознания эфемерности мира придуман особый термин — «мудзё». Ещё одно важное понятие, «мононо аварэ», зародилось в X веке, но в полной мере расцвело лишь в классическую эпоху Хэйан (IX-XII века). Оно буквально означает «печальное очарование вещей» — пленительную изящность, кроющуюся в бренности и быстротечности. Если мононо аварэ подразумевает любование явной красотой, то описанное в XIII веке югэн выражает внерациональное понимание, интуитивное постижение сути вещей, прочитанной меж строк. Другой важный эстетический принцип сформировался довольно поздно, в XVII веке, но он до сих пор остаётся определяющим не только в искусстве, но и во всей культуре Японии. Речь о ваби-саби. «Ваби» и «саби» — понятия-перевёртыши, они означают примерно одно, но с разной позиции осознания, однозначно перевести их трудно. Это и «скромная простота», и «отрешённость», и «приглушенность на грани исчезновения красок и звуков». Зачастую сюда же приплетается понятие «нарэ» — бархатистая, как рыхлый снег, патина времени, располагающая к неторопливому созерцанию. Когда до совершенства недостаёт единого штриха, но он так и не сделан, — это вабисаби. И когда вы любуетесь потускневшей от старости, истёртой множеством рук вещью, хранящей печать былого изящества, — это тоже ваби-саби. Когда очарование, чувствительность, осознание сути за блеском вещей и умение отрешённо созерцать трагичность бесконечного одиночества под мутным маревом времени сливаются воедино, рождается японская эстетика. А теперь, когда вы готовы воспринимать возвышенное, забудьте о нём! Потому что наш рассказ не о тонких материях, а о самом странном искусстве Японии.
Япония во второй половине 18 века
В этот период в Стране восходящего солнца начали четко прослеживаться нараставшие в течение нескольких веков противоречия в социуме. Проникновение на территорию Японии европейских книг способствовало развитию мобильности населения и структурным изменениям в городе.
Вторая половина 18 столетия запомнилась японцам стихийными бедствиями: землетрясениями, ураганами и двумя засухами в 1770 и 1771 годах. В стране начался голод, от которого погибло несколько сот тысяч японцев. В 1772 году список бедствий дополнился большим пожаром, а в 1773 году началась эпидемия тифа, которая унесла за собой 140 тыс. жизней.
Стихийные бедствия негативно сказались на поступлениях в казну. Правительство попыталось залатать дыры за счет увеличения налогов. Заметных успехов в этом деле добился Танума Окицугу, который ввел политику меркантилизма. Он ввел жесткий контроль за поступавшими и тратившимися государственными деньгами. Сегун понимал, что другим важным источником пополнения казны является торговля, поэтому дал добро на создание торговых объединений, которые быстро начали трансформироваться в монополии.
Япония конца 18 века почти полностью утратила монархический строй. Власть правителя стала номинальной. Внутриполитическая власть сконцентрировалась в руках бюрократов. Всеми делами в государстве начали заведовать государственные советники – рбдзю.
Япония при сёгунах Токугава ( XVII — XVIII ) внутренняя и внешняя политика
Внутренняя:
Япония состояла из разрозненных княжеств — даймеров, во главе которых стояли влиятельные князья (феодалы) — дайме. Под их руководством служили дворяне-самураи. Несмотря на то, что официально страной руководил император, политическая власть была в руках сегуна.
Одним из главных исторических событий того времени было объединение трех островов Японии в единое централизованное феодальное государство.
После периода феодальной раздробленности и гражданских войн между различными княжествами, известного как Период Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций»), Япония была вновь объединена в единое государство.
После сражения в Сэкигахаре в 1600 г. верховная власть в Японии перешла к Токугаве Иэясу – основатель динасстии. В 1603 году сёгуну Токугаве Иэясу удалось объединить все земли под своим владычеством. Достичь этого за счет военных походов и коммерческой деятельности. На завоеванных территориях он устанавливал свои правила и брал с местного населения дань, а у местных феодалов отбирал прииски по добыванию драгоценных металлов à скопил большое состояние, стал монополистом в сфере драгоценных металлов.
Во время главентсва сёгуната Япония являлась федерацией. Четвертью территории государства владел род сёгунов Токугава, а остальной частью — триста провинциальных владык даймё. Даймё разбивались на классы «родичей», «старинных вассалов» и «новых вассалов», в соответствии со степенью подчиненности сёгуну. Они владели личными независимыми уделами, площадь которых устанавливало столичное руководство. Для предупреждения мятежей правительство урезало политические возможности подданных «Законами военных домов», кроме того уменьшало богатства их владений необходимыми поездками в резиденцию правительства в Эдо. Сёгунат также забрал все земельные наделы дома императора, поручившись содержать их за свои средства.
Господствующий феодальный класс был разделен при Токугава на несколько разрядов. Придворная знать — кугэ, формально занимала самое привилегированное положение, но фактически власти не имела. Как и император, они получали содержание от сёгуна.
Военное дворянство образовывало сословие самураев, верхушку которых составляли владетельные князья — дайме, после самураев шли крестьяне, затем — ремесленники и последнюю ступеньку занимали торговцы (купцы).
Токугавский сёгунат утвердился в период, когда в Японию началось проникновение европейцев. Еще в XVI в. Японию открыли португальцы, которые в течение 50 лет вели торговлю с японцами. В 1552 г, в Японии появились испанцы, затем голландцы и англичане. В Японии стала распространяться христианская религия, которую проповедовали среди японцев миссионеры из Европы. Сначала японцы поддерживали миссионеров и иезуитов, но затем поняли, что под маской религии европейцы пытались ограничить независимость Японии, захватить ее.
Внешняя:
В первые годы своего правления сёгун Иэясу поддерживал торговлю с европейцами, хоть и не желал иметь с ними дело. Торговые разногласия с Китаем спровоцировали его взять под контроль всю торговлю с иностранцами. В 1612 году сёгун Иэясу разрешил христианам торговать только определенной группой товаров и то не во всех городах. Проживающим крестьянам на территории Японии новый правитель приказал отречься от своей веры. Неповиновение горячо верующих христиан запустило целую серию расправ с беззащитными служителями иностранной церкви. На защиту безоружных христиан поднялись самураи, исповедующие христианскую веру. Самое большое восстание закончилось поражением восставших в городе Симабаре в 1638 году. С этого момента христианство запретили в стране. Окончательное закрытие Японии в 17 веке относится к 1641 году, когда какие-либо контакты с внешним миром были ограничены небольшим портом на острове Дэдзима.
Изменилась политика торговли с иностранцами. Японцы стали препятствовать вмешательству иностранцев во внутренние дела страны.В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Токугава Иэмицу приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира.
С 1624 г. англичане перестали посещать Японию. В том же году из страны были выдворены испанцы, которые считались самыми опасными противниками независимости Японии. Заниматься торговлей за границей имели право только лица, не принадлежавшие к христианской религии.
И, наконец, в 1636 г. были выдворены португальцы, и Япония полностью «закрылась» для иностранцев. Всем японцам, независимо от их вероисповедания, запретили выезжать за границу.
Из-за границы в Японию под страхом смертной казни не мог приехать ни один японец. В стране оставалось несколько голландцев, но им было запрещено выезжать в другие части страны и удаляться от портов. В 1641 г. они были переселены на берега острова Нагасаки и жили на правах пленников.
С 17 по середину 19 столетия, невзирая на разрыв связи с Европой, Япония сохраняла политические и торговые отношения со своими старыми компаньонами: Кореей, Китаем, Рюкю. Японцы торговали с этими странами на Цусиме, Дэдзиме, Сацуме и южной части Хоккайдо.
Изящество рыбьей туши
В представлении японцев искусство вовсе не обязательно должно быть чем-то возвышенным или требующим высокого мастерства. Оказывается, чтобы стать художником, достаточно намазать рыбу (кальмара, осьминога или ещё какого-то плоскотелого морского гада) краской и сделать её отпечаток на бумаге. Эта древняя техника называется «гётаку», «рыбий оттиск». На самом деле всё не так просто, хотя сути дела это не меняет. Подобная технология отпечатков широко использовалась для копирования документов в Китае в начале VII века, откуда впоследствии проникла в Японию, где был введён строгий учёт пойманной рыбы по размеру и видовому составу. И лишь позднее, в середине XIX века, японские рыбаки начали применять её для запечатления редких экземпляров на память. Фотоаппараты же тогда были диковинней самой редкой рыбы. Незатейливая практика, не правда ли? Такое и искусством называть язык не поворачивается. Но это впечатление сохраняется ровно до момента, когда вы лично попытаетесь намазать карася краской и шлёпнуть им по бумаге. Результат такого творчества — смазанная клякса в форме рыбы. Достижение уровня детализации, при котором отпечаток может называться гётаку — весьма трудоёмкий процесс. Сначала трофей моют, затем очищают от слизи соляной смесью, покрывают тушью на основе сажи и животного клея и прикладывают к рисовой бумаге. После к монохромному оттиску можно добавить яркие краски, пририсовать глаза и другие детали. Подлинное гётаку — это ритуал. Рыбу обязательно нужно выловить самостоятельно, снять оттиск и после съесть. Признанные мастера считают, что только в этом случае традиция практики может быть соблюдена в полной мере, иначе «вся ценность и значение, стоящие за гётаку, отбрасываются в сторону». Высший пилотаж: провернуть всё это с ещё живой рыбой максимально безвредным для неё способом и отпустить горемыку на волю. В наши дни сами японцы считают это искусство старомодным, а вот иностранцы, прознавшие о нём относительно недавно, с удовольствием приобщаются к древней традиции. Что для одного мусор, для другого — сокровище. Кстати, про мусор!
Государственный строй Китая в конце XVIII века
Китай в XVIII веке являлся самым крупным государством Азии. Многонациональная империя была объединена под властью могущественной маньчжурской династии Цин (правила с 1616 года). Во главе Империи Цин находился богдохан.
В конце XVIII века императором Китая был Цяньпун. Время его царствования (1735-1796 годы) стало апогеем Цинского могущества. Фигура императора была вершиной власти. Он обладал абсолютной властью.
Замечание 2
Император Китая возглавлял основные шесть министерств: Совет выручки, Совет гражданских назначений, Совет войны, Совет наказаний, Совет обрядов и Совет работ.
Особенностью Империи Цин заключалась в том, что все важные государственные посты занимали представители маньчжуров и китайцев. Строго контролировалось равномерное распределение высших должностей, на каждую должность назначалось два человека: маньчжур и ханец. На китайца были возложены исполнительные функции, маньчжур контролировал соблюдение лояльности правящей династии. Важную функцию выполнял Большой Совет, впервые созванный в 1720 году. он являлся тайным советом при императоре и центральным органом управления страной.
— — Требуется помощь в составлении плана учебной работы? — Укажи тему и получи ответ через 15 минут — — — — — — получить помощь — —
Всё население государства на пять сословий:
- цижень – к ним относились потомки маньчжуров;
- ши шэньши – образованные, учёные мужи;
- нун – самое многочисленное сословие земледельцев;
- гун – ремесленный люд;
- шан – купцы, торговые люди.
Корея в XVIII веке оставалась вассалом Империи Цин, поэтому государственное устройство практически полностью копировало систему Китая. Правящей династией в Корее являлся дом Чосон.
Русские экспедиции
В результате многочисленных экспедиций были собраны ценные сведения, которые опубликованы в сочинении «Описание Алонского государства». Иван Козыревский привел расширенное географическое описание обнаруженной страны, основных городов, традиций и обычаев, условий ведения сельского хозяйства, указал выращиваемые культуры, особенности почвы и земледелия. Сведения были получены через расспросы местных жителей и японцев, которые находились в плену, то есть из косвенных источников.
Япония узнала о существовании на севере страны под названием Оросия (Россия) приблизительно в 1739 году. Русские корабли подошли к берегам провинций Ава и Рикудзэн. Полученные населением от русских монеты доставили правительству. Высшие лица обратились к проживавшим в Японии голландцам, которые сообщили место чеканки монет.
Русские первопроходцы совершали плавания по Охотскому морю и основывали поселения на территории сегодняшнего Хабаровского края, но продвижение не создало устойчивых русско-японских отношений. Тогда обострились отношения России с Китаем, и Япония отошла на второй план. Этому способствовали также ее самоизоляция, скудное заселение острова Хоккайдо (из-за сурового климата японцы не стремились осваивать новые территории), отсутствие у обоих стран флота и потеря Россией Приморья.