О проведении Межрегиональной Весенней Школы «Бусидо Мон»

Принципы бусидо

Название Бусидо не использовалось до 16 века, но сама идея кодекса развивалась с периода Камакура (1192-1333). В то время семья Минамото основала первое военное правительство Японии (бакуфу), возглавляемое наследственным лидером сегуном. Содержание кодекса Бусидо постепенно менялось по мере того, как класс самураев попадал под влияние дзэн-буддизма и конфуцианской мысли, но его единственным неизменным идеалом был боевой дух, включая спортивные и военные навыки, а также бесстрашие в бою. Бережливый образ жизни, доброта, сыновнее благочестие, честность и личная честь также высоко ценились. Однако высшим долгом самурая был долг перед своим господином, даже если это могло причинить страдания его родителям.

Бусидо считает, что человек и вселенная были созданы подобными как по духу, так и по этике. Наряду с этими добродетелями бусидо с величайшим уважением относится к справедливости, доброжелательности, любви, искренности, честности и самоконтролю. Справедливость — один из главных факторов кодекса самураев. Подлые поступки и несправедливые действия считаются низкими и бесчеловечными. Любовь и доброжелательность были высшими добродетелями и княжескими поступками. Самураи придерживались определенного этикета как в повседневной жизни, так и на войне. Искренность и честность ценились не меньше, чем их жизнь. Bushi no ippun (武士の一分), или «честь самурая», представлял собой пакт полной верности и доверия. Для таких договоров не требовалось письменного залога: это считалось ниже достоинства воина. Самурай также нуждался в самоконтроле и стоицизме, чтобы быть полностью уважаемым.

МИЯМОТО МУСАСИ, ВЕЛИЧАЙШИЙ МЕЧНИК ЯПОНИИ

Читать онлайн «Бусидо. Кодекс чести самурая»

А. А. Маслов

Бусидо. Кодекс чести самурая

Предисловие

Как-то раз один из богатых даймё прислал посыльного к известному воину Хосокаве Сан-саю (ХVII в. ), прославившемуся своим тонким вкусом в изготовлении доспехов. Посланник должен был заказать у Хосокавы особо изящный боевой шлем, причём такой, который бы поразил своим видом даже искушённых в этих делах самураев. Каково же было удивление приехавшего, когда Хосокава предложил сделать традиционный «рогатый» шлем, изготовив рога из дерева! Самурай был поражён выбором материала – ведь рога обычно выдерживают тяжёлые удары меча, а в случае необходимости и пробивают грудной доспех врага. В ответ на недоуменные вопросы Сансай спокойно объяснил: пусть сломаются рога – лишь бы они не отвлекали внимание воина.

Но ведь каждый раз после сражения придётся долго чинить такой шлем, а как быть, если надо на следующий день вновь идти в бой? И тут Сан-сай по сути определил путь самурая: воин не должен надеяться прожить ещё один день. К тому же «если мысли воина заняты лишь тем, как бы не повредить орнамент на шлеме, как же он может сохранить свою жизнь? Навершие шлема, сломанное в бою, выглядит поистине великолепно. А вот если потеряешь жизнь, её уже никогда не вернёшь».

Услышав это, посланник удалился, не задав больше ни одного вопроса.

Здесь речь идёт об особом нравственном идеале воинской традиции Японии – знаменитом кодексе самурайской чести Бусидо, или «Пути воина». Вероятно, не найдётся ни одной книги о японских боевых искусствах древности и современности, где бы он не упоминался. Но сколь ни разнились бы между собой трактовки Бусидо, все они сходятся в одном – именно Бусидо представляет собой саму душу самурайства, его внутреннюю суть.

Душа Японии

Путь мудреца – почитать

Небо и подражать древности.

Древность и современность проникают друг в друга, поэтому прежние мудрецы передают образцы своего поведения последующим поколениям.
Дун Чжуншу, китайский философ (II в. до н. э. )
«Бусидо» – идеал и реальность

Пути воина

Некоторые вещи настолько постыдны, что не могут быть честными, как, например, месть за обиду, желание человеку зла. Такие вещи следует отбрасывать, с какой бы выгодой или мукой они бы ни связывались.
Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина
«Не опоздай встать на путь воина»

Определение Бусидо как «кодекса самурайской чести» не совсем верно. Кодекса как такового не существовало (точнее, существовали десятки не зависимых друг от друга сборников правил поведения самурая), речь можно вести лишь о некоем глобальном идеале самурайской жизни, особом настрое воина. А сам этот идеал, во многом непостоянный и переменчивый, формировался столетиями.

.

Когда же начала складываться эта доктрина -«Путь воина»? Естественно, точную дату назвать невозможно, но всё же некоторые отправные точки нам известны. В 792 г. в Японии была официально введена система воинского воспитания юношей, названная «Кондэй» («Надёжная молодёжь»). В специальные школы отбирали выходцев из благородных семей, где их в равной степени учили действовать мечом и кистью, т. е. пытались претворить в жизнь извечный идеал японской культуры – «Военное и гражданское сливаются воедино» («бунбо ити»). Идея эта обсуждалась давно. Ещё в правление императора Камму в 782 г. при императорской резиденции в Киото началось строительство монументального здания для специальной школы подготовки профессиональных воинов из числа молодых кугэ, т. е. аристократов. Так возник знаменитый Бутокудэн – «Зал воинских добродетелей», который сохранился (естественно, в реконструированном виде) и по сей день. Пройдя полный курс воинских наук, юноши отправлялись офицерами в войска.

Вскоре представился случай испытать эффективность реформированной армии. Её противником оказался отнюдь не внешний враг, а коренной народ Японских островов – айны. В результате сражений с самураями айны, несмотря на свою отчаянную смелость и немалую воинскую доблесть, оказались оттеснены на самую северную территорию Японии – остров Хоккайдо.

Постепенно совершенствование воинского искусства (постоянные тренировки в бое на мечах, копьях, в стрельбе из лука) становится по сути единственным занятием, которому воины посвящают своё время. А вслед за этим приходит и осознание особого статуса воина – в глазах своих соплеменников он становится носителем высшей истины воинских искусств. Так, в среде воинов возникает и особая идеология, отражавшая сознание своей почти мистической исключительности. Буси уже мало было ощущать себя «суперменами»; они претендовали на решение вопросов, далеко выходящих за рамки боевых искусств (управление территориями, организация земледелия и, наконец, власть в стране). Могло показаться, что наследственная аристократия, которая вела свои родословные едва ли не от богов и духов, вряд ли так легко отдаст власть отчаянным, но неграмотным воинам. Однако страшные битвы, развернувшиеся в Японии в ХII – ХIII вв. , показали всю силу влияния малообразованного, но удивительно активного слоя воинов буси, противостоявшего наследственной аристократии кугэ. Политическая и культурная ситуация оказалась критической: кугэ, столетиями управлявшие государством, показали себя просто не приспособленными к активной жизни в эпоху непрерывных войн …

Этика

Бусидо был строгим кодексом, который требовал верности, преданности и чести до самой смерти. При бусидо, если самурай не смог защитить свою честь, он мог вернуть ее, совершив сэппуку (ритуальное самоубийство).

Бусидо основывается на следующих принципах:

  1. Верность и преданность (忠義 【ち ゅ う ぎ】chūgi): своему феодальному хозяину.
  2. Нравственность и порядочность (義 【ぎ】gi)
  3. Честь (名誉 【め い よ】meiyo)
  4. Уважение и благодарность (礼 【れ い】rei)
  5. Честность и лояльность(誠 (P); 実 【ま こ と】Makoto)
  6. Мужество и храбрость (勇 【ゆ う】yū)
  7. Дружелюбие и человечность (仁 【じ ん (P); に ん】yū)
  8. Сыновнее благочестие (孝 【こ う; き ょ う】kō, kyō)
  9. Уважение к пожилым (悌 【て い】tei)
  10. Мудрость (知; 智 【ち】chi)

Рыцари и самураи: сравнение феодальных структур Японии и Европы

Первые семь принципов составляют основу кодекса японского воина, а три других можно рассматривать как связанные добродетели. В целом они сродни понятию рыцарства в средневековой Европе. Идея бусидо впервые была упомянута в литературе 8-го века и получила широкое распространение как философская концепция в периоды Камакура и Муромати (11-16 века), когда основы поведения воина назывались «путем коня и лука» (弓馬の道 kyūba no michi). Идеал воина был воплощен в поэзии и литературе того периода, например, в «Хайке Моногатари», который изображает войну Генпэй (源 平 合 戦 Genpei Kassen) между кланами Минамото (源) и Тайра (平 氏).

Период Эдо

Период Эдо открыл беспрецедентную мирную главу в истории Японии. Самураи, формально будучи военными, взяли на себя управление и охрану своих феодальных владений по всей Японии (от имени режима Токугавы). Литература бусидо того времени содержит много мыслей самураев, ищущих свое место в жизни, их попытки применения боевых принципов и опыта в мирное время, а также размышления о долгой истории войн и бедствий на этой земле.

Ямага Соко (山 鹿 素行, 1622–1685), философ, стратег и стойкий конфуцианец, стал главным теоретиком в вопросах поведения самураев. Сосредоточившись на более общей форме бусидо, основанной на чистом конфуцианстве и поклонении императору, которой должен был следовать не только класс самураев, но и простое население. Самурай был приравнен к конфуцианскому «безупречному джентльмену». Детей учили, что их основная функция-служить примером добродетели для низших классов.

Подчеркивалось повиновение власти, но долг стоял на первом месте, даже если это влекло за собой нарушение статутного права. Степень, в которой долг вытеснил все остальное, возможно, лучше всего проиллюстрирована в истории 47 ронинов начала 18 века. Самураи, лишившиеся хозяина (rōnin) после того, как их господин был предательски убит, отомстили за смерть своего господина, и после этого всем было приказано совершить сэппуку.


Штурм замка. 47 ронинов.

Ямага думал о самураях как о «воинах-мудрецах» и сосредоточил свои труды на совершенствовании этого «трансцендентального идеала», обосновывая их развитие из чисто военной аристократии в категорию политических и интеллектуальных лидеров. Однако, он вскоре поссорился с бакуфу Токугавы, сжёг свои труды и был изгнан.

Кто такой ронин

Страшный человек, призрак, преследующий во снах официальных чиновников и заставляющий самых малодушных из них просыпаться в холодном поту; воин, отпущенный в свободное плавание, бесцельно блуждающий то туда, то сюда словно волна морская — всё это ронин, что в буквальном переводе и означает “человек-волна”.

Ронинов существовало великое множество, по оценкам некоторых авторов около 400 тысяч, но всех их можно подразделить на три большие группы: 1. богатые вассалы, добровольно оставившие свои посты; 2. «уволенные» за какой-либо «мелкий поступок» своими хозяевами. Ронины, принадлежавшие к этой группе, обычно пытались заслужить прощение и искупить свою вину, чтобы им разрешили вернуться на прежние должности; 3. в эту группу входили ронины, располагающиеся на самом дне и изгнанные из клана за провинности и проступки или жадность. Такие ронины не афишировали имена своих бывших хозяев.

Нитобэ Инадзо

После Реставрации Мэйдзи защитники бусидо сосредоточились на центральной роли Императора и преданности к нему, ожидаемой от его подданных. Правительство и военные превратили Бусидо в инструмент пропаганды, адаптировав его под свои политические потребности.

Нитобэ Инадзо (新 渡 戸 稲 造, 1862–1933) был японским экономистом в области сельского хозяйства, писателем, педагогом, дипломатом, политиком и христианином. Выступал за развитие духовных связей Японии с зарубежными странами. Он стал известен на западе своей книгой «Бусидо, душа Японии. Кодекс чести самурая» (1900).

Эта уникальная книга — наиболее полное и понятное описание не только воинского искусства, зародившегося в феодальной Японии, но и объяснение принципов воспитания и формирования японского национального характера. Всем этим принципам, будь то быт, бизнес или взаимоотношения с людьми, можно с успехом следовать и сейчас — ведь понятия долга, чести, патриотизма и верности не устаревают никогда.

Первоначально он написал свою работу на английском языке, чтобы познакомить западных читателей с Японией.

Но есть и другое мнение, что «это (кодекс бусидо) современный продукт«. Б. Холл Чемберлен (18 октября 1850 — 15 февраля 1935), ведущий британский японовед, утверждал: Бусидо как институт или свод правил никогда не существовал. Приведенные сведения о нем были сфабрикованы, главным образом, для иностранного потребления … Само слово не появлялось ни в одном словаре, ни родном, ни иностранном, до 1900 года … Бусидо было неизвестно около десяти лет назад.

Три легенды озера Бива. Древние сказки и фольклор Японии.

Просмотры: 1 417

Поделиться ссылкой:

  • Tweet
  • WhatsApp
  • Поделиться записями на Tumblr
  • Telegram
  • Ещё
  • по электронной почте
  • Pocket
  • Печать

Понравилось это:

Нравится

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]