Людовико Эйнауди
twitter.com/ludovicoeinaud
Итальянский композитор и пианист работает в направлении минимализм, частенько обращается к эмбиенту и умело сочетает классику с другими музыкальными стилями. Широкому кругу он известен по атмосферным композициям, ставшим саундтреками к фильмам. Например, вы наверняка узнаете музыку из французской ленты «1 + 1», написанную Эйнауди.
Музыка кабуки
Театр кабуки возник в XVII веке, и в представление входили танцы, которые потом выделились в отдельный жанр сценического искусства нихонбуё. Музыка кабуки включает 4 основных жанра музыки для сямисэна: гидаю, произошедшее из сказового жанра дзёрури, токивадзу и киёмото, – другие стили дзёрури, нагаута – лирические песни, исполняются в танцевальной части, кагэ-баяси – музыка, исполняемая вне сцены ансамблем для нагаута и многими ударными инструментами. Музыканты, не входящие в кагэбаяси, располагаются на сцене и относятся к дэбаяси (музыка на сцене) Также присутствует ансамбль хаяси из трех барабанов и одной флейты. На сцене располагается ансамбль для нагаута, перед ним – ансамбль хаяси, а перед ним происходят танцы. Сказители располагаются на возвышенной платформе слева, а музыканты киёмото и токивадзу – дополнительных платформах по обеим сторонам сцены. В специальном помещении, загороженном от зрителя, находится ансамбль кагэ-баяси, где особенно много ударных (трещотки, гонги, колокольчики) и духовых инструментов. Этот ансамбль исполняет звуки падения дождя, снега и создает другие необходимые звуковые эффекты. Также деревянные трещотки, оповещают о начале и конце спектакля. Их отрывистые звуки повторяются в ритме стаккато. Деревянные трещотки используются также в качестве одного из ударных музыкальных инструментов во время действия спектакля.
Филип Гласс
themagger.net
Гласс — одна из самых спорных личностей в мире современной классики, которую то возносят до небес, то критикуют в пух и прах. Он полвека играет в собственной группе Philip Glass Ensemble и написал музыку более чем к 50 кинолентам, включая «Шоу Трумана», «Иллюзиониста», «Вкус жизни» и «Фантастическую четвёрку». Мелодии американского композитора‑минималиста стирают грань между классической и популярной музыкой.
Символы японской культуры
Первая ассоциация с Японией – сакура (японская вишня). В стране существует специальная церемония любования ее цветением – ханами. Дерево неоднократно воспето в японских стихах хокку. Японские народные песни отображают схожесть природных явлений с жизнью человека.
Не уступает в популярности сакуре журавль – символ счастья и долголетия. Неспроста японские искусство оригами (складывание фигур из бумаги) стало популярно во всем мире. Сделать журавлика означает привлечь удачу. Образ журавля присутствует во многих японских песнях. Другие символы также взяты из окружающего мира. Символизм японской культуры – символизм природный.
Макс Рихтер
latimes.com
Автор множества саундтреков, лучший кинокомпозитор 2008 года по версии Европейской киноакадемии и постминималист. Покорил критиков с первого альбома Memoryhouse, в котором музыка Рихтера накладывалась на чтение поэзии, а в последующих альбомах использовалась и художественная проза. Помимо написания собственных эмбиент‑композиций, Макс аранжирует произведения классиков: «Времена года» Вивальди в его обработке возглавляли чарты классической музыки iTunes.
Ответ на пост «Запись концерта Пола Энтони Ромеро в Ростове-на-Дону»
Всем привет! На связи Nimlos. Вы могли слышать (а могли и нет) о моей деятельности звукописи. Ранее на Пикабу с моего позволения был размещён концерт Пола Ромеро в Ростове-на-Дону, записанный мной в 2019 ещё. Я решил сделать в дополнение к этому Soundcloud версию с возможностью скачать все треки в формате FLAC. Не буду особо распинаться о том, какой великий Пол (хотя он действительно велик), я просто поделюсь с вами ссылкой. Всех благ и счастливого Нового Года!
Джованни Марради
Этот создатель инструментальной музыки из Италии не связан с нашумевшим кино, но и без того известен как композитор, виртуоз и опытный преподаватель игры на фортепиано. Если описать творчество Марради двумя словами, то это будут слова «чувственно» и «волшебно». Его сочинения и каверы понравятся тем, кто любит ретроклассику: в мотивах сквозят ноты прошлого века.
Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры
Японская народная музыка – это довольно самобытное явление благодаря изолированности островов Восходящего Солнца и бережному отношению населяющего их народа к своей культуре. Рассмотрим сначала некоторые японские народные музыкальные инструменты, а затем характерные для музыкальной культуры этой страны жанры.
Японские народные музыкальные инструменты
Сямисен является одним из наиболее известных музыкальных инструментов Японии, это один из аналогов лютни. Сямисен представляет собой щипковый трехструнный инструмент. Возник он из сансина, который в свою очередь произошел от китайского сансяня (и происхождение интересное, и этимология названий занимательная).
Сямисен почитается и в нынешнее время на Японских островах: например, игра на этом инструменте часто используется в традиционном японском театре – Бунраку и Кабуки. Обучение игре на сямисене включено в майко – программу обучения искусству быть гейшей.
Часто фуэ, как и сямисен, используются для музыкального аккомпанемента к действиям театра Банраку или Кабуки, а также в различных ансамблях. Кроме того, некоторые из фуэ, настроенные на западный лад (как хроматические инструменты), могут быть солирующими. Изначально же игра на фуэ была только прерогативой бродячих японских монахов.
Суйкинкуцу – инструмент в виде перевернутого кувшина, над которым течет вода, попадая внутрь через отверстия, она заставляет его звучать. Звук суйкинкуцу чем-то похож на колокольчик.
Этот интересный инструмент часто используют как атрибут японского сада, играют на нем перед проведением чайной церемонии (которая может проходить в японском саду). Все дело в том, что звук данного инструмента очень медитативный и создает созерцательное настроение, которое идеально подходит для погружения в дзен, ведь пребывание в саду и чайная церемония являются частью дзен-традици.
Тайко – в переводе с японского на русский это слово означает «барабан». Точно так же, как и аналоги барабана в других странах, тайко был незаменим в военном деле. По крайней мере, так гласят хроники Гундзи Есю: если было девять по девять ударов, то это означало призыв союзника в бой, а девять по три знаменовало то, что врага нужно активно преследовать.
Важно: во время выступлений барабанщиков обращается внимание на эстетику самого представления. Внешний вид музыкального выступления в Японии не менее важен, чем составляющая мелодии или ритма.
Музыкальные жанры страны Восходящего Солнца
Японская народная музыка прошла несколько этапов своего развития: изначально это были музыка и песни магического характера (как и у всех народов), потом на становление музыкальных жанров повлияло буддийское и конфуцианское учение. Во многом традиционная японская музыка связана с обрядовыми действами, праздниками, театральными представлениями.
Из наиболее древних форм японской национальной музыки известны два жанра – это сёмё (буддийские песнопения) и гагаку (придворная оркестровая музыка). А музыкальные жанры, которые не имеют корней в древности, это ясуги буси и энка.
Ясуги буси – один из самых распространенных жанров народной песни в Японии. Он назван в честь города Ясуги, где был создан в середине XIX века. Основной тематикой ясуги буси считают ключевые моменты местной древней истории, и мифопоэтические сказания о временах богов.
«Ясуги буси» – это и танец «додзё сукуи» (где в шуточной форме показана ловля рыбешек в иле), и искусство музыкального жонглирования «дзени дайко», где в качестве инструмента используются полые стебли бамбука, наполненные монетами.
Энка – это жанр, который зародился относительно недавно, всего-то в послевоенное время. В энке японские народные инструменты часто вплетаются в джазовую или блюзовую музыку (получается необычный микст), а ещё в ней происходит сочетание японской пентатоники с европейским минором.
Особенности японской народной музыки и ее отличие от музыки других стран
В японской национальной музыке есть свои особенности, которые отличают ее от музыкальных культур других народов. Например, есть японские народные музыкальные инструменты – поющие колодцы (суйкинкуцу). Такое вы едва ли встретите где-то ещё, правда музыкальные чаши есть и на Тибете, а больше?
В японской музыке может постоянно меняться ритм и темп, а также отсутствовать размер. В народной музыке страны Восходящего Солнца совершенно иные понятия интервалов, они необычны для европейского слуха.
Ханс Циммер
twitter.com/coslive
Известный кинокомпозитор создал музыкальное сопровождение для множества кассовых фильмов и мультиков, среди которых «Гладиатор», «Пёрл‑Харбор», «Начало», «Шерлок Холмс», «Интерстеллар», «Мадагаскар», «Король Лев». Его звезда красуется на голливудской «Аллее славы», а на его полочке стоят «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус». Музыка Циммера такая же разная, как и перечисленные фильмы, но независимо от тональности она берёт за живое.
Основные песенные и танцевальные жанры
Как и у других народов, японская народная музыка претерпела эволюцию от древних магических форм до светских жанров. На становление большинства из них повлияло буддийское и конфуцианское учения. Основная классификация жанров японской музыки:
Древнейшими жанрами считаются буддийские песнопения сёмё и придворная музыка гагаку. Темы религиозных песнопений: буддийская доктрина (када), догматы учения (ронги), паломнические гимны (гоэйка), хвалебные песни (васан). Музыка синтоизма – музыка для ублажения богов, короткие циклы песен и танцев в костюмах.
К светскому жанру относят придворную оркестровую музыку. Гагаку – ансамбль, заимствованный из Китая, исполняющий инструментальную (кангэн), танцевальную (бугаку) и вокальную (уатимоно) музыку.
Японские народные танцы берут начало в обрядовых действах. Танец представляет собой странные резкие движения руками и ногами, для танцующих характерны искривленные выражения лица. Все движения символичны и понятны только посвященным.
Существует два вида современного японского танца: одори – бытовой танец с резкими движениями и прыжками, и май – более лиричный танец, представляющий собой особую молитву. Стиль одори дал начало танцу кабуки, а в последствие и всемирно известному театру. Стиль май лег в основу театра Но.
Около 90% музыки страны восходящего солнца является вокальной. Важными жанрами народного музицирования являются песенный сказ, песни с сопровождением кото, сямисэна и ансамблей, ритуальные народные песни: свадебные, рабочие, праздничные, детские.
Известнейшей японской песней из числа народных жемчужин является песня «Сакура» (то есть «Вишня»):
СКАЧАТЬ НОТЫ — СКАЧАТЬ
Джо Хисаиси
musicaludi.fr
Хисаиси — один из самых известных японских композиторов, получивший четыре награды Японской киноакадемии за лучшую музыку к фильму. Джо прославился благодаря написанию саундтрека к аниме Хаяо Миядзаки «Навсикая из Долины ветров». Если вы поклонник творений Studio Ghibli или лент Такеши Китано, то наверняка восхищаетесь музыкой Хисаиси. Она по большей части лёгкая и светлая.
Музыка бунраку
Театр бунраку (кукольный театр) также возник на основе популярных представлений и достиг расцвета в период Эдо. Представления сопровождаются речитативами дзёрури и аккомпанементом сямисэна. Сказители таю и музыканты располагаются на специальном помосте, отходящем от правой (со стороны зрителя) части сцены. Во время спектакля говорит или поет только сказитель, он отвечает за все роли и за основной текст. Сказитель исполняет свою партию в трех стилях: речь (котоба), сказ (дзиай) и пение (фуси). Эти стили чередуются, обычно диалоги исполняются в котоба, повествование ведется сказом, а особенно эмоциональные моменты выделяются пением. Рассказчик может выступать как один, так и в группе, повествование ведется и одним сказителем, и хором. Сямисэн вступает во время сказа или пения, а также в паузах. Существуют особенные обозначения героев определенными мелодиями, поэтому по проигрышу сямисэна можно понять, какая кукла сейчас войдет и какой у нее характер. Звуки сямисэна передают эмоции героев, подчеркивают характер происходящих событий, выделяют определенные кульминационные моменты.
Олафур Арнальдс
twitter.com/theipaper
Этот исландский мультиинструменталист просто мальчик по сравнению с перечисленными мэтрами, но к своим 30 годам он успел стать признанным неоклассиком. Записал сопровождение к балету, получил премию BAFTA за саундтрек к британскому сериалу «Убийство на пляже» и выпустил 10 студийных альбомов. Музыка Арнальдса напоминает суровый ветер на пустынном морском берегу.
Yiruma
yiruma.manifo.com
Самые известные произведения Ли Рума — Kiss the Rain и River Flows in You. Корейский нью‑эйдж‑композитор и пианист пишет популярную классику, понятную слушателю на любом континенте, с любым музыкальным вкусом и образованием. Его лёгкие и чувственные мелодии для многих стали началом любви к фортепианной музыке.
Музыкальный инструментарий
Почти все предки японских музыкальных инструментов были завезены на острова из Китая или Кореи в 8 веке. Исполнители отмечают лишь внешнее сходство инструментов с европейскими и азиатскими образцами, на практике извлечение звука имеет свои особенности.
Кото – японская цитра, струнный инструмент, олицетворяющий дракона. Корпус кото имеет вытянутую форму, и если смотреть со стороны исполнителя, справа находится голова священного животного, а слева – его хвост. Из шелковых струн извлекается звук с помощью напальчников, которые надеваются на большой, указательный и средний пальцы.
Сямисэн – струнный щипковый инструмент, схожий с лютней. Применяется в традиционном японском театре Кабуки и является визитной карточкой японской культуры: колоритное звучание сямисэна в этнической музыке так же символично, как звучание балалайки в музыке России. Сямисэн – основной инструмент странствующих музыкантов годзэ (17 век).
Сякухати – японская бамбуковая флейта, один из представителей группы духовых инструментов, именуемых фуэ. Извлечение звука на сякухати зависит не только от потока воздуха, но и от определенного угла наклона инструмента. Японцам свойственно одушевлять предметы, и музыкальные инструменты – не исключение. На приручение духа сякухати может уйти несколько месяцев.
Тайко – барабан. Инструмент был незаменим в военных действиях. Определенная череда ударов по тайко имела свою символику. Исполнение на барабанах зрелищно: в Японии важна как музыкальная, так и театральная сторона выступления.
Поющие чаши – особенность музыкального инструментария Японии. Аналогов практически нигде не встречается. Звук японских чаш имеет целительные свойства.
Поющие колодцы (суйкинкуцу) – еще один уникальный инструмент, представляющий собой зарытый в землю перевернутый кувшин, над которым размещается вода. Через отверстие в донышке капли попадают внутрь и издают звуки, напоминающие колокольчик.
Дастин О’Хэллоран
fracturedair.com
Американский композитор интересен тем, что не имеет музыкального образования, но при этом пишет приятнейшую и достаточно востребованную музыку. Мелодии О’Хэллорана использовались в Top Gear и нескольких фильмах. Пожалуй, самый удачный альбом саундтреков получился к мелодраме «Как сумасшедший».
Стилевые черты японской музыки
Ладовое строение японской музыки в корне отличается от европейской системы. За основу берется звукоряд из 3, 5 или 7 тонов. Лад не является мажорным либо минорным. Интонирование в народной музыке Японии необычно для уха европейца. Пьесы могут не иметь регулярной ритмической организации – часто меняется размер, ритм и темп. Строение вокальной музыки ориентируется не на пульс, а на дыхание исполнителя. Именно поэтому она хорошо подходит для медитации.
Отсутствие нотной записи – еще одна особенность музыки Японии. До эпохи Мэйдзи (т.е. до прихода в страну европейской модели записи) существовала система обозначений в виде линий, фигур, знаков. Они символизировали нужную струну, аппликатуру, темп и характер исполнения. Конкретные ноты и ритм не прописывались, и мелодию было невозможно сыграть, не зная ее заранее. Из-за передачи фольклора из поколения в поколение в устной форме многие знания были утеряны.
Минимум динамических контрастов – стилевая черта, выделяющая японскую музыку. В ней нет резких переходов от форте к пиано. Умеренность и легкие варьирования динамики позволяют добиться характерной для востока выразительности. Кульминация в японской традиции приходится на окончание пьесы.
Роберто Каччапалья
culturaspettacolovenezia.it
Этот композитор и пианист знает толк и в искусстве дирижирования, и в том, как создавать электронную музыку. Но основное его поприще — современная классика. Каччапалья записал множество альбомов, три из них — с Королевским филармоническим оркестром. Его музыка льётся как вода, под неё отлично получится расслабиться.
Вижуал-кэй
Производный жанр из японского рока и глэм-метала который появился в середине 80-тых годов благодаря группам X Japan, Seikima II и т. д. Одним из главных принципов направления являются большой упор на внешность исполнителей, которая основана наандрогинном идеале красоты. Другой особенностью жанра является разнообразие творчества групп. Так большинство групп добавляет в свою музыку элементы множество разных направлений и не придерживаются чёткого одного жанра в музыке. Большинство групп исполняет рок-музыку, но в нём также есть также развитая сцена электронной (Adapter, Blam Honey) и поп-музыки (T.M Revolution). Но почти всегда в музыке таких групп есть электрогитара и другие элементы рок-музыки.