История появления бунраку
Изначально никаких кукол не было. Роль рассказчиков выполняли артисты и музыканты, путешествующие по Японии. Они слагали баллады о королевской семье, храбрых войнах, любви и других вечных темах. Песнопения под звуки сямисэне (трехструнный музыкальный инструмент, чем-то напоминающий балалайку) пользовались бешеной популярностью, регулярно собирая аншлаги.
Кукольными представления стали после того, как понадобилось как-то разнообразить истории и вовлечь зрителей в повествование. Произошло это в 17 веке. А название «бунраку» появилось только в 1805 году, когда человек по имени Уэмура Банракукэн приобрел один из театров и решил дать ему свое имя. Через какое-то время «бунраку» стало именем нарицательным. Теперь так называют все японские кукольные театры.
Сами куклы заслуживают отдельного внимания. Они управлялись с помощью нитей, причем зачастую за движения одной куклы отвечали два-три актера. Делалось это для «оживления» персонажей.
Изготавливались же фигуры чаще всего из древесины, после чего за дело брались художники, наносившие лак. Костюмы тоже были продуманы до мельчайших деталей, вследствие чего хорошая кукла стоила огромных денег и к ним относились очень бережно.
Эволюция Бунраку: безбарьерная среда
Кукловоды рассказывают об искусстве Бунраку
Для представлений готовят две связанные с местом представлений небольшие пьесы, которые были бы понятны даже тем зрителям, которые в Бунраку впервые. Особое представление в святилище Исэ-дзингу является одновременно и приношением богам, поэтому для представления выбрана праздничная пьеса «Два танцора Самбасо» (Нинин Самбасо), исполнявшаяся с периода Эдо, когда у богов просили ниспослать богатый урожай. Вторая пьеса представления – «Тысяча сакур Ёсицунэ» (Ёсицунэ сэмбондзакура), где действие происходит в Ёсино, откуда взят кипарисовик, из которого построен театр. Кроме того, на это представление приглашено много людей с особыми потребностями, которым будут предоставлены аудиогиды, пояснения со шрифтом Брайля, планшеты с субтитрами. Представление также смогут увидеть люди на инвалидных колясках, с ними могут пройти и те, кто их сопровождает. Это станет первым безбарьерным представлением в истории Бунраку. В перерыве между пьесами сказители таю, музыканты, играющие на сямисэнах, и кукловоды расскажут о театре Бунраку несложными словами, так, чтобы было понятно и детям.
Пьеса «Два танцора Самбасо» (Нинин Самбасо) исполнялась и во время первого представления «Ниппон Бунраку» в «Роппонги Хиллз»
Проект планируется продолжать до Олимпийских и Паралимпийских игр в Токио в 2021 году. Рассматривается план показа Бунраку в Париже с тем, чтобы показать это искусство как можно большему количеству людей не только в Японии. Накамура Масаюки, директор Театра Но в Йокогаме, выступающий в качестве продюсера проекта, рассказывает: «На предыдущие три представления пришло очень много людей, но когда мы проходили с процессией по улице Накамисэ в Асакусе, многие из туристов, встретившихся по пути, спрашивали, что это за куклы, и было больно осознавать, насколько мало людей знают о Бунраку. Чтобы о нём узнало как можно больше людей, в проекте «Ниппон Бунраку» мы будем делать безбарьерные представления, ездить за рубеж и прилагать всяческие усилия к этому. Если у вас будет возможность, непременно приходите посмотреть!».
Представления «Ниппон Бунраку» неизменно собирают множество зрителей
Представления «Ниппон Бунраку» в святилище Исэ-дзингу
- Время: с 11 по 14 марта 2021 г., два представления ежедневно, дневное и вечернее
- Билеты: бесплатно; требуется предварительный заказ через вебсайт (см. ниже)
- Место: Специальная сцена возле Гэку (Внешнего святилища)
- Официальный вебсайт (на японском языке)
Фотография к заголовку: Представление «Ниппон Бунраку» в храме Сэнсодзи в Асакусе
Фотографии Мива Нориаки (если не указано другое). Статья написана в сотрудничестве с «Ниппон Бунраку».
(Статья на японском языке опубликована 6 февраля 2021 г.)
Участники спектакля
Чтобы организовать кукольное представление бунраку, требуются:
- Актеры, которые будут управлять куклой (чаще всего – трое на каждого из персонажей).
- Чтец, озвучивающий историю.
- Музыканты, задающие настроение спектаклю.
Только на первый взгляд, кажется, будто управлять куклой легко. На самом деле, добиться слаженной работы сразу трех людей – это процесс, который требует огромного количества времени и сил.
Ногами управляет аси-дзукай – самый младший из кукольников, но и он вынужден учиться 10 (да-да, вы не ослышались) лет, прежде чем появится на сцене.
Но самое сложное, конечно, голова. Куклы в японских театрах имеют подвижную мимику и с помощью кукольника могут выразить любую эмоцию. Оми-дзукай – так называют человека, ответственного за голову куклы. Чтобы получить такую должность уходит 30 лет (обучение + работа на второстепенных ролях).
Гидайю – чтец
Удивительно, но если каждой куклой управляют три человека, то рассказчик (гидайю) всего один. Этот человек озвучивает всех персонажей, а зачастую ответственен еще и за дополнительные звуки (имитация природы, выстрелов и т. д.). Если он не справится со своими обязанностями, следить за происходящим на сцене будет достаточно затруднительно.
Самое сложное в работе гидайю – попадать своими репликами в движения губ кукол. При этом важно понимать, что он, как и все остальные актеры находятся на сцене перед зрителями. Японские кукольные театры не имеют перегородок, за которыми укрываются его работники, а занавес нужен только для обозначения начала/окончания спектакля. Да, гидайю и их коллеги облачены в черные кимоно, дабы не перетягивать на себя внимание, но нахождение на сцене все равно создает дополнительные сложности.
Традиционный кукольный театр Бунраку
Приветствую вас, жители бейбиков! Поздравляю всех со всемирным днем кукол и кукольного театра! Сегодня хочу рассказать о театре Бунраку – традиционном японском кукольном театре. Бунраку широко известен за пределами Японии, и даже внесен ЮНЕСКО в список объектов, подлежащих охране в соответствии с Конвенцией о защите нематериального культурного наследия. Традиционный японский кукольный театр зародился в начале XVII века, как и традиционный театр кабуки, который я упоминала в предыдущей публикации. Как и кабуки, кукольный театр представлял собой сплав драматического и музыкального искусства: центральными действующими лицами были куклы (нингё), представления проводились под аккомпанементом сямисэна (национальный трехструнный щипковый инструмент, аналог лютни) и сопровождались традиционным речитативом дзёрури. Называлось такое представление нингё дзёрури. Слово бунраку появилось значительно позже, в начале девятнадцатого века. Это было название одного из театров в Осаке, названного в честь Уэмура Бунракукэн (1751–1810) – известного постановщика представлений нингё дзёрури.
Представление бунраку, 19 век.
Большую популярность представления нингё дзёрури снискали в начале восемнадцатого века благодаря тандему драматурга Тикамацу Мондзаэмона (1653—1725) и исполнителя дзёрури Такэмото Гидаю (1651-1714). Тикамацу специально для нингё дзёрури были написаны десятки пьес, многие из которых были позднее адаптированы для театра кабуки. Одна из них «Самоубийство влюблённых в Сонэдзаки» (1703), повествующая о трагической любви молодого помощника купца Токубэй и юдзё О-Хацу, была настолько популярна, что вызвала волну реальных двойных самоубийств.
Бронзовая скульптура героев «Самоубийства влюблённых в Сонэдзаки».
К середине восемнадцатого века окончательно сформировался стиль театрального представления, ныне известного как бунраку. Куклы бунраку ростом около 120 см представляют собой сложную конструкцию, состоящую из деревянной головы, пары рук (часто с шарнирными пальцами) и пары ног (только для мужских персонажей), связанные между собой сложной системой нитей.
Заготовка для головы куклы.
Кукла бунраку без одежды.
Костюмы театральных кукол выполняются мастерами с точно таким же вниманием и мастерством, как и костюмы для живых актеров. Одежды украшены различными цветами и узорами. Как правило, костюм включает в себя воротник под одеждами, пояс, кимоно и хаори (жакет).
В голове у куклы может находиться сложный механизм. Например, в спектаклях со сверхъестественными темами кукольная голова может быть сконструирована так, чтобы её лицо в ходе действия могло внезапно измениться, к примеру, на физиономию демона. Менее сложный образец механизма головы куклы — глаза, которые перемещаются вверх и вниз, из стороны в сторону или движущиеся носы, рты, брови.
Основные персонажи бунраку. В нижнем ряду в середине кицунэ, лиса-оборотень.
Трансформация Габу, девушки – демона.
Куклой управляют три кукловода: главный кукловод (омо-дзукаи) управляет головой и правой рукой, второй (хидари-дзукаи) — левой рукой, и третий (аси-дзукаи) управляет движением ног куклы (либо управляет складками одежды, имитирующими движение ног). Руководствуясь указаниями главного кукловода, двое других синхронизируют с ним свои движения, управляя движениями куклы. На постижение искусства управления куклой бунраку уходит не один десяток лет, что характерно для любого традиционного японского искусства. Не менее десяти лет уходит на обучение управлению ногами куклы, потом еще минимум десять лет на должности «левой руки». И только после этого кукловоду доверяют управление головой второстепенных персонажей. Управлять же головой центральных персонажей могут только самые опытные и зрелые мастера. По этой причине при выступлении на сцене чаще всего лицо главного кукловода открыто, тогда как у остальных на голове тёмные капюшоны, закрывающие лицо. Форма капюшона у кукловодов варьируется в зависимости от школы, к которой тот принадлежит.
Что касается текста представления, то обычно один человек, гидаю, воспроизводит все реплики персонажей, изменяя голос, вокальную подачу и стиль, чтобы изобразить различные характеры. Гидаю сидит справа от сцены рядом с человеком, который играет сямисэне.
Сегодня, преимущественным местом, где показываются кукольные представления бунраку, является Национальный театр Бунраку в Осаке, но труппы также выступают в Токио и региональных театрах. Также труппы бунраку активно гастролируют по всему миру. В репертуаре есть как современные пьесы, так и канонические произведения периода Эдо (1603—1868), которые, правда, были сокращены с первоначальных шести актов до двух или трех.
Спасибо за внимание! И еще раз с днем кукольника всех нас!
При подготовке публикации использовала материалы сайтов: *** medium.com/@veiled.valentina/%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80-%D0%B1%D1%83%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%83-8d8be9b46de*** *** www.nippon.com/ru/column/g00219/?pnum=1*** *** vk.com/@alice_evans96-bunraku-tradicionnyi-kukolnyi-teatr-yaponii*** *** www.japan-zone.com/culture/bunraku.shtml*** *** www.britannica.com/art/Bunraku*** *** traditionalkyoto.com/culture/bunraku/***
P.S. При подготовке публикации ни на одном из интернет-ресурсов мною вирусов не обнаружено. Я не настолько самоотвержена, чтобы заниматься просветительской деятельностью, посещая сайты с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
Бунраку сегодня
Японский театр кукол бунраку продолжает оставаться популярным, даже после появления кинематографа и других разновидностей досуга. Разве что представления теперь проходят в обычных театрах. Труппы некоторых театров продолжают гастролировать и даже выезжают заграницу, но делают это всего несколько раз в год.
Увидеть представления бунраку в нашей стране возможно, но очень редко и только в крупных городах. Таким образом, если хотите посетить японский кукольный театр, проще всего сделать это во время поездки в Страну восходящего солнца.
Самый крупный театр бунраку находится в городе Осака – это то самое учреждение, которое более двухсот лет назад купил Уэмура Банракукэн.
<�Японские рикши Сёдо — искусство японской каллиграфии>
Возвращение к истокам: театр как развлечение
Отличительная особенность проекта заключается в том, что зрители располагаются под открытым небом и могут есть и пить. В эпоху Эдо, когда появился театр Бунраку, это было развлекательное искусство. Представления проходили на временных помостах, сооружённых в храмах и святилищах, или же на берегу реки, и люди развлекались, ели, пили и смотрели представление в непринуждённой обстановке. Сейчас же, когда пьесы играют в национальных театрах, Бунраку стали воспринимать скорее как высокое традиционное искусство, которое сложно понять обычному человеку.
На пресс-конференции по случаю начала проекта «Ниппон Бунраку» кукловод Киритакэ Кандзюро III, анализируя причины падения популярности Бунраку, сказал: «Мастерство искусства Бунраку передавалось и оттачивалось на протяжении многих лет. Оборотная сторона этого – то, что оно перестало быть общедоступным, и это привело к уменьшению количества людей, способных воспринимать это как развлечение». Исходя из такого мнения и истории театра и создали проект «Ниппон Бунраку», имеющий целью возродить Бунраку как развлекательное искусство и показать его красоту широкой аудитории.
Киритакэ Кандзюро III во время показательного представления для прессы в «Хиллз кафе» в августе 2014 г. (фотография Осавы Хисаёси)