Мы сегодня уже привыкли к существующему разнообразию направлений боевых искусств разных народов. Одних только стилей карате можно насчитать не один десяток.
Но еще по историческим меркам совсем недавно, в самом начале ХХ века, про карате в том виде, в котором оно нам известно, мало кто знал даже в Японии. История происхождения карате, с одной стороны интересна своими событиями и яркими личностями, с другой – достаточно противоречива и окружена мифами.
Нескольким своим знакомым, людям далёким от спорта, я задал простой вопрос – откуда пошло карате? Конечно же, из Японии, ответили мне. Их ответ был достаточно предсказуем, но и нельзя сказать, что он до конца точен.
Ответ на вопрос о происхождении карате следует искать в непосредственной связке с историко-географическими событиями нескольких прошедших столетий в Азии.
Существует мнение, что карате своей духовной и технической составляющей уходит корнями в историю японского самурайства, более того, сами японцы активно поддерживают такую точку зрения. Что касается воинского духа, то сомнений в наследственности не возникает, но в отношении технических аспектов карате не всё так очевидно.
Воинский дух как фактор появления карате
Переместившись на десяток веков в прошлое, мы сможем заметить зарождение и усиление японских профессиональных воинов – самураев. Воображения сразу нам нарисует сурового, неэмоционального и непременно благородного воина и, при этом, утонченного знатока искусств. Одним словом – рыцаря, в современном понимании этого слова. И действительно, как ни странно, у рыцарей Европы времён крестовых походов и самураев было много общего. И это общее было отнюдь не в их рафинированном имидже наших дней.
Так в период 11-13 веков нашей эры европейские рыцари не гнушались грабежами, не брезговали устраивать морские пиратские рейды в средиземноморье. Они жестоко расправлялись с населением поверженных городов на пути в Палестину во время многочисленных крестовых походов. Ярким примером типичного «рыцарского» поведения тех времен стал Рено де Шатильон, рыцари которого во время второго и третьего крестовых походов свирепствовали на караванных путях Иерусалима и Дамаска и морских путях в районе Крита.
Но и самураям было чем удивить даже самых отъявленных рыцарей. Как известно самураи с детства воспитывались в традициях презрения к смерти, как к своей, так и к чужой. Это не могло не оставить отпечаток на их мировосприятии. У них существовал дикий с точки зрения европейца обычай – тамэсигири – самурай был вправе испытать новый меч на случайно встреченном прохожем.
В целом, японские и европейские воины не отличались стремлением держать слово, верность для них была вопросом выгоды, а милосердие зачастую считалось излишней мягкостью. Но при всем при этом, это были профессиональные солдаты, которые без колебаний принимали риск выбранного пути. Такая решимость отчасти объясняет откуда появилось множество желающих идеализировать и подражать им.
Даже период заката могущества рыцарей и самураев происходил хоть и в разные периоды, но примерно по одному сценарию. Сначала произошло их ослабление из-за усиления и централизации государственной власти, создания регулярных правительственных войск, начала массового использования огнестрельного оружия. А затем, те и другие обособились в виде сословия нетитулованной знати, стали стараться активно «забывать» вероломство и предательства, принялись культивировать ореол благородства и безупречности.
К началу ХХ века самурайское сословие было серьёзно ограничено в правах и возможностях. В этой связи в японском обществе сформировался запрос на воинскую национально-патриотическую идею. Популяризаторы карате сумели воспользоваться ситуацией, сыграв на уже взращённом к этому моменту в Японии положительном образе самураев и их древних традициях. При этом преемственность воинского духа стала одним из основных факторов позволившим добиться признания карате на государственном уровне. Что в свою очередь обеспечило ему массовость.
Штрафные санкции
Правилами карате-до предусмотрена следующая система наказаний:
- «Чукоку» – представляет собой первое замечание, которое не сопровождается наказанием. В основном оно выносится за мелкие нарушения или за непредумышленное нарушение правил.
- «Кейкоку» – это одна из разновидностей замечаний, которая может сопровождаться наказанием. Вынесение данного замечания осуществляется рефери и сопровождается жестом в виде опущенного под углом 45˚ указательного пальца в сторону участника, нарушившего правила. В случае вынесения замечания с наказанием с нарушителя снимается полбалла (вазаари), которые в последующем присуждаются его сопернику.
- «Хансоку» – представляет собой разновидность замечания, которое выносится за серьезное нарушение. Основной мерой наказания в данном случае является снятие одного балла с нарушителя и его присуждение сопернику. Более суровой мерой может быть дисквалификация провинившегося бойца с поединка.
- «Схиккаку» – это отстранение (дисквалификация) спортсмена от участия в соревновании.
Система наказаний в карате-до построена по принципу увеличения степени тяжести санкций. Например, если со спортсмена ранее было снято полбалла, то при повторном нарушении он может лишиться целого балла (или вообще отстранен от участия в соревнованиях).
Происхождение технического аспекта карате
Вторым не менее важным фактором появления карате как вида боевых искусств можно считать набор технических приёмов и методик подготовки бойцов, определяющих его характерные черты.
Нельзя просто так взять и придумать карате?
К моменту государственного признания этого направления боевых искусств в Японии, карате де-факто уже представляло собой цельную систему. Но для того, чтобы стать таковой, технический арсенал ударов и бросков, а также методология их обучения должны были пройти весьма длительный путь по селекции наиболее эффективных приёмов, по отработке наилучшей методики преподавания. В отсутствии глобальной информационной сети этот период времени мог измеряться не одним столетием. Так как же формировалась база этого боевого искусства и где проходила «обкатка» техники?
Японская версия происхождения техники
Высший слой самураев – даймё – содержали собственные военные школы, где преподавались разнообразные прикладные направления, такие как бой на алебардах, мечах различных типов и длин, шестах и дубинках, трезубцах и вилах. В них изучались стрельба из лука, искусство сражения верхом, плавание, искусство тактики и военного управления и некоторые другие, более специфические направления.
Прошедший обучение самурай представлял собой весьма грозную боевую единицу, этакий спецназ прошлого, мастерски владевший всеми видами оружия того времени. И для него бой без оружия был самым крайним и нецелесообразным средством.
Тем не менее, та техника, которую показывали мастера карате требовала многолетних упорных тренировок. Маловероятно, что самураи могли себе позволить тратить много времени на обучение только кулачному бою. Такое разнообразие видов оружия требовало от воина уделять значительное время даже на простое базовое с ним знакомство, не говоря уже о высших уровнях мастерства.
Самурай был поглощен изучением боя с оружием в руках и, можно предположить, что он вряд ли стал бы источником появления карате как эффективной и цельной системы обучения кулачному бою.
Но если самураям было некогда разрабатывать кулачное боевое искусство, то, скорее всего кто-то это сделал за них. Подсказку помогут получить страны-соседи Японии.
Влияние соседа
Большинство источников указывают на то, что японское карате пришло в Японию с японской же Окинавы в конце 19 века. Но как и когда это искусство зародилось на острове в большинстве случаев не поясняется. Наиболее ранние упоминания расцвета карате на Окинаве датируются 18 веком. Это в целом понятно, так как Окинава с 14 века находилась в вассальной зависимости от Китая, а в состав Японии вошла только в конце 19 века.
Намёк на то, что карате родом из Китая можно получить, изучив происхождение слова карате.
Будучи зависимой от Китая, на Окинаву проникали технические элементы армейского ушу. На острове они получили название «тодэ» («карате» если прочитать те же иероглифы по-другому), что в переводе означало «рука династии Тан». Именно вторая версия прочтения закрепилась на Окинаве и стала обозначать кулачное боевое искусство, явным образом указывая страну происхождения карате. Но в 20-х годах ХХ века, из политических соображений и чтобы получить поддержку государства на развитие этого боевого искусства, иероглиф «кара», означающий «китайское» был искусственно заменён на иероглиф-омофон, означающий «пустой». Итогом замены стало старое название «карате» с новым смыслом: «пустая рука».
Еще одной отсылкой к Китаю стало распространение заимствованного для Японии термина «кемпо», который является буквальным переводом китайского «цюаньфа» — способы кулачного боя.
Китай оказывал сильнейшее влияние на Окинаву, а также опосредованно на всю Японию. В то время существовала мода, связанная со всем китайским. Доходило до того, что окинавские власти выделяли наиболее талантливых и образованных людей для прохождения обучения в Китае. А из Китая на Окинаву и в Японию приезжали инструкторы по науке, литературе, каллиграфии, религиозной философии.
Не обошла эта мода и боевые искусства.
Китайские истоки техники карате
Если присмотреться к набору технических и методологических практик, принятых в карате, можно ясно увидеть их схожесть с прикладными направлениями китайского ушу.
В карате можно выделить три основных направления подготовки бойца:
- Отработка формальных комплексов и методов их боевого применения (ката и кихон)
- Поединки в полный контакт или с его ограничениями (кумитэ)
- Особые методы психоэмоциональной подготовки
Все эти три направления издревле являлись и являются основой любого стиля ушу. Наиболее важным с точки зрения китайского ушу является третье направление. Этим методам подготовки уделялось по нескольку часов в день, а сами практики ушу рассматривались в первую очередь не как набор технических приёмов, а как способ духовного самосовершенствования и носили особый личностный характер переживания бойца. В эту группу техник подготовки входили многочисленные приемы психорегуляции, медитативных и дыхательных практик, методы концентрации сознания и контроля внутренней энергии.
Однако в силу того, что китайские школы ушу традиционно были закрытыми, особые методы подготовки дошли до Японии в сильно редуцированном виде. Длительные психоэмоциональные практики ушу трансформировались в ритуальные медитации продолжительностью в нескольку минут в начале и конце тренировки.
Деятельные японцы понимали важность психоэмоциональной составляющей. И они придумали выход. Был сделан упор на формальные комплексы. Имеющие прямые аналоги в Китае ката Канку-дай, Бассай-дай, Сейсан, Сандзюроку, дыхательные Санчин и Тэнсё тщательно изучались и отрабатывались. Формой активной медитации в карате стали ката.
При адаптации китайского боевого искусства японцы также переработали подход к свободному поединку (в китайском ушу бой в полный контакт саньда – один из элементов обучения боевому искусству), первоначально исключив дзию-кумитэ из арсенала тренировочных упражнений, сосредоточившись на концепции одного сокрушающего удара. Но на более поздних этапах свободный бой всё же вернулся в карате, принципиально разделив боевое искусство на два течения: практикующих дзю-кумитэ и придерживающихся философии одного решающего удара.
Киокушинкай
Оснoватель М.Ояма, кореец по происхождению, родился в 1923 году. Этот стиль наиболее известен в мире. Он изучал китайские и корейские стили боевых единоборств перед тем, как уехал и Японию. Здесь он непродолжительное время занимался у Гичина Фунакоши и Годзю-рю у корейского инструктора Пейчи Со.
Ояма был недоволен эффективностью боевых систем, которыми он занимался. Он удалился в горы, где сам интенсивно тренировался на протяжении полутора лет. Позже он совершил турне по США, где он проводил спарринг с боксерами, профессиональными борцами и просто уличными бойцами, не удовлетворяясь этим, он выступал в качестве своеобразного тореадора в бое с быками, убив троих и поломав рога остальным. Начал обучать каратэ в 1946 году, свою собственную систему создал в 1956 году.
Киокушинкай означает «предельно правдивый стиль». Упор делается больше на боевую эффективность, чем на оздоровительный аспект или развитие моральных качеств.
Сперва Ойама включал ката из сетокана и годзю-рю. Но в 60-х — 70-х годах роль ката упала и техника, а также методы тренировок стали напоминать тайский бокс. Соревнуются по правилам, которые ввел Ойама: Удары кулаком в лицо не наносятся, в пах не наносятся, суставы не атакуются.
Не все инструкторы согласились с Ойамой, с их точки зрения, стиль стал превращаться в тип «кикбоксинга». Сам же Ойама говорил о вырождении японских и окинавских стилей каратэ, называя их «каратэ-дансинг». В 50-х годах М.Ояма не раз бросал вызов на поединок ведущим инструкторам каратэ, правда, на вызов никто не осмеливался ответить.
Тренировка по киоукушинкаю суровая и требует высокого уровня физической подготовки. Развитие боевого духа поощряется и часто экзаменуется. Один из наиболее суровых экзаменов называется «100 кумитэ», это означает, что надо провести 100 боев против большого круга соперников. Для киокушинкая характерно структурное единство, редко когда группы инструкторов выходят из Федерации, образуя независимые клубы или ассоциации.
Федерации
На мировой арене присутствуют несколько крупных организаций, занимающихся развитием карате-до как боевого искусства.
JKA (Japan Karate Association). Организация была основана в 1948 году и считается одной из лидирующих в мире. Её членами являются порядка 130 государств. Ассоциация занимается организацией и проведением самого престижного Чемпионата мира по карате – «Кубок Фунакоши Гичин». Мероприятие проходит раз в три года, при этом место проведения Чемпионата постоянно меняется.
JKS Russia (Национальная Ассоциация Карате). Организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации и является официальным представительством международной организации NPO «Japan karate Shoto Federation» (JKS). Ключевые задачи ассоциации:
- привлечение граждан РФ к спорту;
- формирование здорового образа жизни у населения страны;
- патриотическое воспитание молодежи.
Спортсмены ассоциации на регулярной основе принимают участие в различных чемпионатах как местного, так и международного уровня, например, Чемпионаты Мира и Европы по карате. Кроме того, JKS Russia ежегодно организует прохождение членами ассоциации стажировок в Японии.
JSKA (Японская ассоциация шотокан карате). Организация была основана в 1999 году Кейго Абэ. Стоит отметить, что Абэ был не только учеником Накаямы, выпускником-инструктором Японской ассоциации карате, но также некоторое время занимал в JKA руководящие должности.
Спортивная экипировка
Участники и члены судейской коллегии должны быть одеты в специальную форму установленного образца.
Экипировка судей и рефери включает следующие элементы:
- пиджак тёмно-синего цвета, по борту которого размещены золотые пуговицы;
- рубашка с длинным или коротким рукавом белого цвета;
- галстук;
- классические брюки без манжет светло-серого цвета.
Спортивное обмундирование участников состоит из:
- Куртка белого цвета. На одежде запрещено размещать рекламу. Допустимо использование логотипа фирмы-производителя одежды, и то только в специально отведенных местах. Например, на куртке – в правом нижнем углу, на брюках – на поясе. Длина куртки должна прикрывать бедро, но не ниже, чем на ¾ от общей длины бедра. Длина рукава в классическом варианте куртки должна достигать уровня запястья, а в летних вариантах униформы должна быть не короче середины предплечья. Во время схватки спортсменам не разрешается закатывать рукава.
- Брюки белого цвета. Нормальной длиной брюк считается та, при которой они закрывают ⅔ голени.
- Белая футболка с коротким рукавом используется только девушками.
- Пояс. По его цветовой гамме определяется уровень мастерства спортсмена.
- Капа.
- Протектор груди разрешено использовать только женщинам.
- Раковина, предохраняющая паховую зону спортсмена от получения серьезных травм.
Правилами карате-до запрещено использование:
- колец;
- цепей;
- протекторов для голеностопов;
- металлических заколок;
- очков (разрешено в случае необходимости использовать контактные линзы).
При получении допуска к соревнованиям у участников обязательно проверяют длину ногтей и чистоту головы. Если рефери сочтет, что эти параметры не соответствуют установленным нормам и могут навредить оппоненту, то боец не допускается к участию в соревнованиях. Кроме того, правилами карате-до разрешается использование спортсменами религиозных предметов, например, амулетов. Однако участники, желающие с ними выступать, должны заранее получить разрешение судейского комитета.
Учебные издания
Существует множество учебных пособий, посвященных изучению карате-до. В число распространенных изданий для русскоязычных читателей входят следующие книги:
- «Шотокан карате-до: 27 ката в схемах и рисунках для аттестации и соревнований». Автор книги Альберт Пфлюгер, будучи представителем Японской ассоциации карате, ответил на большинство вопросов, могущих возникнуть у последователей карате-до в ходе изучения дисциплины. В пособии достаточно обширно раскрыта история развития единоборства, представлены подробные рекомендации по методике проведения занятий. Главным достоинством издания является иллюстративный материал, который позволяет читателю с легкостью усвоить выполнение даже самых сложных ката.
- «Секреты карате-до», автором которого является В. Э. Дащинский. Издание представляет собой практическое руководство по карате, которое будет интересно не только новичкам, но преподавателям. В книге представлены теоретические и практические основы по техникам выполнения ката. Кроме того, в книге изложены требования по аттестации и правила проведения соревнований. Весь материал сопровождается иллюстрациями.
- «Карате-до» Сергея Лапшина. В пособии подробно освещены вопросы истории появления и развития боевого искусства, требования, предъявляемые к одежде, этические нормы, правила соревнований и многое другое.
Вся представленная литература имеется в свободном доступе в интернете, а также не является редкостью в книжных магазинах.