ИКЕБАНА КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ЯПОНИИ


Рождественская икебана: пошаговый мастер класс

Как уже говорилось выше, в создании икебаны очень важно учитывать сезонность. Благодаря этому можно подобрать наиболее подходящие элементы и сделать действительно красивую цветочную композицию

Для рождественской икебаны нам понадобится:

  • декоративная тыква;
  • клеевой пистолет;
  • небольшая корзинка;
  • флористическая губка;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • веточки ели или сосны;
  • декоративные веточки;
  • шпажки;
  • декор: шишки, палочки корицы, шарики, ленточки, высушенные дольки апельсина и другое.

Флористическую губку обрезаем таким образом, чтобы поместить ее в корзинке. Чуть выше центра корзинки прикрепляем тыкву. При необходимости можно использовать для этого деревянную шпажку.

В хаотичном порядке размещаем различные веточки. В данном случае они должны выглядеть объемно. Только после этого декорируем композицию различными праздничными элементами. Это могут быть елочные игрушки и различные шишки. Если вы хотите, чтобы композиция была не только красивой, но и ароматной, то можно использовать палочки корицы и высушенные дольки апельсина. Смотрится это действительно очень красиво.

Икебана: Древнее искусство из Стране восходящего солнца

Дословно «икебана» – это искусство, мастерство аранжировки цветов. При всем этом употребляются как живы цветочки, так и высушенные сухоцветы.

  • чтобы достигнуть безупречной икебаны не непременно использовать прекрасные цветочки. Залог гармонического букета – правильное соотношение частей.
  • при разработке композиции учитывается время года и случай, по которому она создается;

  • приступать к созданию цветочного букета необходимо в чудесном расположении духа, в полном спокойствии и умиротворении. Только тогда итог работы вас по-настоящему повеселит.
  • количество цветов в японской икебане не имеет значения, их может быть четное и нечетное количество.

Цитаты

Икэнобо Сэнкэй писал об искусстве икебана:

«Я провёл в уединении много досужих часов, находя удовольствие в том, что собирал ветки старых засохших деревьев и ставил их в разбитый кувшин. Когда я сидел, всматриваясь в них, разные мысли приходили мне в голову. Мы прилагаем столько усилий, чтобы построить сад из камней или фонтан во дворе, забывая, что искусство икэбана дает возможность увидеть в одной капле воды или в небольшой ветке бескрайние горы и реки за самое малое время. Поистине это чудотворное искусство…

Когда я вдыхаю аромат цветов, испытываю такое чувство, будто попал в райский сад. Не зря же Будда в своих проповедях прибегает к образу Цветка. Разве пять цветов — синий, жёлтый, красный, белый, чёрный — не олицетворяют пять способностей и пять органов? Смерть бесчисленного множества цветов в зимнее время подтверждает закон Перемен, превращений, и кусочек земли с сосной и кедром в этом заброшенном месте символизирует вечную Истину Вселенной».

Символизм

В икебане символика деревьев и цветов, их сочетаний образует сложный язык. Например, композиция из розы и сосны олицетворяет долголетие и вечную молодость, сосны и родеи (омото) – вечность и молодость, сосны и пиона – процветание и молодость, пиона и бамбука – мир и процветание, а икебана из хризантемы, орхидеи и цветов капусты (хаботан) – радость. Следует помнить, что цветы хризантемы являются символом Японии, поэтому они часто используются при составлении икебаны. Ассоциации, связанные с хризантемой, у японцев особенно глубоки и многоплановы.

Как сделать осеннюю икебану своими руками?

Тыква — отличная основа для создания осенней композиции. Тыкву следует подготовить к аранжировке — ровно срезать дно, затем очистить от семечек, сверху сделать небольшие дырочки для веток.

К рябиновым веткам прикрепить шишки или цветы хмеля. В плане цветов можно использовать любые варианты — сухоцвет, хризантемы, маленькие розы, побеги плюща.

Благодаря фото сезонных композиций икебаны, можно отметить, что в них все зависит от воображения человека, ее создающего. Необходимо заранее продумать основу и форму букета и стремиться к композиционной гармонии.

Икебана является не совсем привычным для нас декором, удивляющим и завораживающим своей непредсказуемостью.

Созданная композиция в стиле техники икебана станет прекрасным презентом к любому празднику или другому знаменательному событию.

Витаминно-ароматическая

Для ее создания нужны:

  • Предварительно подсушенные корочки лайма, апельсина, мандарина.
  • Листья, цветы лаванды.
  • Шишки небольшого размера. Подойдут ольховые, сосновые, кедровые.

Важно! Все элементы икебаны следует высушить заранее, тогда сам процесс изготовления затянется ненадолго.

При подготовке шишек можно использовать один интересный прием: на несколько часов упаковать их в полиэтиленовый пакет, туда же капнуть несколько капель цитрусового эфирного масла. Такая подготовка даст дополнительный эффект и аромат.

Порядок создания этого декора предельно простой. Нужна плоская, желательно стеклянная посудина. В нее выкладываются все представленные компоненты. Затем их нужно поверх посыпать:

  • Молотым имбирем.
  • Лепестками гортензии.

Небольшая эффектная композиция в стакане

Как возникло искусство?

В истории Японии существует предание. Однажды на город налетел сильнейший ураган. Он был таким сильным, что разрушил все, вплоть до небольших растений. Когда смерч закончился, жители собрали все погибшие растения и понесли в храм, чтобы почтить память. Люди просили высшие силы “вдохнуть” жизнь в погибшие растения, составив букеты на церковном алтаре. Будда, которому поклоняются в Стране восходящего солнца, внял молитвам и дал новую жизнь растениям. В благодарность за это монахи до сих пор приносят асимметричные букеты в храм. Но теперь это уже не только религиозный символ и часть обряда.

Что такое икебана? Читаешь слово “икебана” и не понимаешь, что оно значит. Как-то отпугивает это понятие с первого знакомства. На самом деле, узнав его значение, понимаешь: чего же проще — составление букетов. С давних пор на Руси еще полевые цветы и сухие травы в венки плели, в пучки связывали. Что такое икебана? Тот же венок! Столько праздников связано было с природой. А сколько обрядов с землей, деревьями. Предки наши суть природы видели, чтили, всячески берегли и уважали. Так было не только на Руси, но и во многих других странах мира. Сохраняются отзвуки такого язычества и до сих пор.

Особенности искусства

Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к высокому искусству. Как, например, музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.

В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость.

«Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей.

Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек.

Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании.

Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает в интерьере, какую имеет форму или цветовую гамму, какой на нее падает свет. Такое повышенное внимание оправдано – ведь некоторые японцы считают процесс созерцания икебаны настоящей медитативной практикой.

Икебана: правила и общие рекомендации

Не многие знают, что для создания такой композиции вовсе не обязательно использовать исключительно живые цветы. В процессе можно смело добавлять высушенные бутоны и даже искусственные растения. За счет этого икебана будет иметь более привлекательный и необычный вид. Кроме того, в работе стоит придерживаться некоторых рекомендаций. Их существует довольно большое количество, но мы отметим главных из них. Новичкам эти знания будут особенно полезны.

В первую очередь отметим, что красивые цветы не являются гарантом красивой композиции

Намного более важно правильно разместить все элементы по отношению друг к другу. Только в таком случае икебана будет выглядеть действительно привлекательно

Также не стоит забывать о сезонности. Подбирая материалы, всегда ориентируйтесь на то, какое сейчас время года и для какого события вы планируете делать композицию

Не бойтесь пробовать разные варианты сочетания и не обращайте внимание на количество элементов. В данном случае это не имеет никакого значения

Приступать к работе можно только в хорошем настроении и в полном спокойствии. Дело в том, что создание икебаны требует внимательности и в то же время полета фантазии

Поэтому важно полностью посвятить себя этому процессу хотя бы на несколько часов.Также стоит отметить и правила, которые обязательно нужно учитывать в процессе работы над икебаной. В первую очередь – это конечно же, расположение главного элемента

Данное искусство предполагает, что особая роль должна быть только у одного центрального элемента. Это может быть цветок, веточка или даже листик. Кроме того, важно сохранять динамику композиции. Для этого нужно размещать все детали под небольшим углом по отношению к поверхности или вазе. Если в процессе понадобятся веточки, то рекомендуем выбирать изогнутые стебли, плетеные сухоцветы и другие подобные элементы.

Вопреки стандартам создания классических букетов, икебана предполагает наличие некой асимметрии. За счет этого она смотрится более легко, непринужденно и именно поэтому является универсальной для каждого интерьера. Но в то же время, прежде, чем приступать к ее созданию, нужно все тщательно продумать. То есть определитесь с тем, в какой именно комнате она будет размещена или кому будет подарена. Также учитывайте, что ее ни в коем случае нельзя ставить там, где солнечных лучей слишком много. В противном случае она быстро потеряет привлекательный внешний вид.

Цвета и сочетания при составлении икебаны

Икебаны лучше смотрятся с сочетаниями цветов, а не только одноцветные, но если вам нравятся определённые цвета, то вас никто не ограничивает…

Красиво будут сочетаться белые цветы и зелёные листья со стеблями, ещё будет красиво сделать икебану в виде веточки дерева сакура-коричневая веточка и нежно-розовые цветочки, торчащие в разные сторону. Можно сделать дерево — много зелёного цвета на высоких стеблях и немного просвета разных цветов. Можете сделать букет из разных нежно-пурпурных цветов.

Цитаты

Икэнобо Сэнкэй писал об искусстве икебана:

«Я провёл в уединении много досужих часов, находя удовольствие в том, что собирал ветки старых засохших деревьев и ставил их в разбитый кувшин. Когда я сидел, всматриваясь в них, разные мысли приходили мне в голову. Мы прилагаем столько усилий, чтобы построить сад из камней или фонтан во дворе, забывая, что искусство икэбана дает возможность увидеть в одной капле воды или в небольшой ветке бескрайние горы и реки за самое малое время. Поистине это чудотворное искусство…

Когда я вдыхаю аромат цветов, испытываю такое чувство, будто попал в райский сад. Не зря же Будда в своих проповедях прибегает к образу Цветка. Разве пять цветов — синий, жёлтый, красный, белый, чёрный — не олицетворяют пять способностей и пять органов? Смерть бесчисленного множества цветов в зимнее время подтверждает закон Перемен, превращений, и кусочек земли с сосной и кедром в этом заброшенном месте символизирует вечную Истину Вселенной».

Мастер-класс по икебане «Зима»

О том, как сделать икебану своими руками, символизируя при этом зиму, мы рассмотрим в этом мастер-классе.

  • Начнем с того, что в Японии зиму олицетворяет черный цвет. Раз так, нам нужны черные элементы, которых нет среди живых растений, по крайней мере, в широком доступе. Однако, используя искусственные вещи или раскрасив засушенные, можно добиться получения черной композиции. Или с добавлением черного.
  • А теперь – отличная новость! Черный цвет не обязателен, ведь мы не в Японии. Лучше возьмите «зимние» атрибуты – шишки, еловые и сосновые ветки, мандарины, новогодние украшения.
  • Если нужна икебана, связанная с новогодними праздниками, то еще проще: здесь пригодятся другие цвета – красный, синий и зеленый – чем насыщеннее, тем лучше. Вспомогательные тона – золотой и серебряный, белый.
  • Букетик в вазе будет смотреться отлично, а чтобы он стал больше похож на икебану «Зима», добавьте веточку елочки. Да, и не забывайте про асимметрию!
  • Обычную домашнюю традисканцию можно оживить с помощью икебаны из камышей или подобных им сухих растений, воткнув их прямо в землю рядом с растением.

Можно устроить сюрприз близкому человеку, украсив к его приходу праздничный стол икебаной из живых роз и лилий! Особенно это актуально для подарка мужчине, ведь цветы им обычно не дарят.

  • Икебану можно составить не из одного сосуда с цветами, а из нескольких, стоящих рядом или даже выходящих один из другого.
  • Для того, чтобы начать делать экибану, отберите растения. Возьмите цветок, который будет главным – самый большой и яркий. Его должно быть видно лучше остальных, он будет выделяться на общем фоне.
  • Выберите сосуд – ваза или кашпо, которое тоже можно сделать своими руками из подручных средств, чтобы он удовлетворял вашему замыслу.
  • Подберите сопутствующие составляющие, которые не будут затмевать главный элемент, несмотря на большое количество.
  • Расположите в вазе все части, согласно правилам составления икебаны, используя флористическую губку для живых растений – это лучше, чем просто наливать воду.
  • Например, вот так может выглядеть праздничная икебана из сушеных долек мандаринов, веточек и новогодних однотонных елочных шариков, которые, кстати, можно заменить розами или лилиями:

МОРИБАНА., Символика икебаны

Символика цветов и деревьев, их сочетаний в икебане образует сложный язык. Так, сосна и роза — это вечная молодость и долголетие, сосна и радея (омото) — молодость и вечность, сосна и пион — молодость и процветание, пион и бамбук — процветание и мир, цветы капусты (хаботан), хризантема, орхидея — радость.

Бамбук является символом долголетия, так как он вечнозеленый, и конфуцианского принципа сыновней почтительности, так как, согласно легенде, молодые побеги бамбука появились внезапно в ответ на мольбы и слезы почтительного сына, который хотел исполнить желание старой матери: ей очень хотелось похлебки из побегов молодого бамбука. Бамбук олицетворяет также мужскую волю и несгибаемость, утверждаемые этикой дзэн-буддизма: он полый внутри — этой пустоте уподоблено очищенное от эгоистичных стремлений сердце самурая, бамбук не ломается и очень прочен.

Веточки бамбука, сосны и сливы часто группируют вместе, и они олицетворяют долголетие, так как все эти растения остаются зелеными и в холодную пору.

Символом Японии являются цветы хризантемы. Естественно, что эти цветы — частый мотив икебаны: искусство составления композиций из хризантем продумано японскими мастерами с особой тщательностью. Философски-поэтические ассоциации, связанные с этим цветком, особенно многопланово и глубоки. Хризантемы уподобляют одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди с их чувством долга. Такие растения уникальны — они возвышаются над пошлостью и воплощают сущность осени.

Ветка абрикосового дерева также нередко используется в икебане, это растение выступает как символ красоты и изящества женщины: глаза японок часто сравнивают с яйцевидными зернышками абрикоса. Цветущая ветка яблони выражает пожелание мира в семье, который воцаряется благодаря добродетели жены и матери, икебана в виде натюрморта из нескольких яблок знаменует вечное согласие. Жасмин олицетворяет сладостность наслаждения жизнью, ее полноту и терпкий аромат. Это растение используется в чайной церемонии. Белизна его цветов, совершенство каждого лепестка, сильный запах очерчивают своеобразие жасмина как знака подлинного бытия и стремления насладиться им, обрести это бытие.

В Японии это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа, поскольку для многих икебана остается не только элементом национальной культурной традиции, но и совершенной моделью мироздания. Три начала, определяют структуру икебаны: Небо, т.е. природа, Земля, условно говоря, земные дела, и Человек, как связующее звено между этими перво началами мира. Небо, Земля и Человек составляют традиционную основу любой композиции икебана.

8 стр., 3608 слов

Описание предметов (цветов)

… работали красиво? (Обращение к эпиграфу.) XI. Комментирование оценок учащихся. Описание методической разработки. 1.Тема « Сочинение – описание предметов ( цветов )». 2.Вид урока : урок развития речи. Тип урока … условиях, где невозможно вырастить цветы? Чем можно заменить естественные условия для выращивания цветов? (Построить теплицу, оранжерею.) Что такое оранжерея? (Это теплое, застекленное …

Икебана — удивительный способ выражения мыслей и всевозможных символов; на языке икебана можно выразить настроение, чувства и образы. Так, например, икебана может олицетворять собой развитие во времени. Материал композиций может подсказать время года. Весна — это ветки кустарников с полу распустившимися бутонами, а также — цветы, характерные для этого периода (мимоза и нарцисс — март, тюльпан и сакура — апрель, пионы — май).

Лето — царство распустившихся лепестков роз, букетов из ирисов и подсолнухов. Осень — тонкие ветки кустарников с плодами. Зима — ветви деревьев, розы и фрезия. Весне характерен нежно-зеленый цвет, лету — красный, осени и зиме — белый.

Определенные правила есть и для составления букетов к каждому празднику. Букеты к Новому году составляют из листьев бамбук и веток сосны. На свадьбу предпочтительнее наполнить букет цветами сливы и ветками абрикосового дерева. Более других японцы почитают четыре «благородных» растения — хризантему, орхидею, побеги молодого бамбука и дикую сливу. Два первых являются олицетворением радости, бамбук являет собой отображение мужской воли и несгибаемости. Хризантема же является официальным символом Японии.

В японской культуре икебана нередко выступает как посредник в общении между людьми. Икебану дарят родным или друзьям как знак добрых пожеланий. Гостя приглашают полюбоваться икебаной, созданной для того, чтобы почтить его или выразить радость по поводу его прибытия. Икебану готовят, чтобы отметить особые совместные празднества или просто использовать ее как объект для дружеской беседы. Правила пристойности в японском обществе не дозволяют смотреть собеседнику прямо в глаза, что может быть сочтено как непочтительность, назойливое любопытство и т.п. Лучшим способом установления контакта и является икебана, которая может положить начало интересной беседе, дружескому общению. В японских интерьерах икебану можно увидеть не только на алтаре перед изображением божества, но и на полочках, где она помещается рядом с какими-нибудь художественными изделиями, статуэткой из нефрита, лаковой шкатулкой с инкрустацией, или в традиционных нишах токонома, перед свитком с изображением пейзажа или каллиграфической надписью.

Несмотря на то, что освоить искусство «Живых цветов» довольно сложно, это очень увлекательно, ведь икебана — не только самовыражение человека, но и глубокая духовная пища, как бы частичка особой красоты, вспыхивающая в том, кто окунается в этот мир удивительного и прекрасного!

Примеры похожих учебных работ

Цветы в изобразительном искусстве

… искусственых цветов. Флористика – это вид изобразительного искусства, в котором художник вместо красок для создания некой целостной объемной картины использует растительные ресурсы, цветы, листья, стебли, лепестки, все возможные элементы …

Градостроительство и архитектура Японии (2)

… симметрии, умеренности и простоте. Все эти традиционные черты отражаются и в современной архитектуре японских городов, которые, … прудом и композициями из камней. Как нельзя красочнее демонстрирует сочетание традиционной японской архитектуры и …

Эссе искусство китая

… с тем каждый из исторических периодов, даже самых смутных и мрачных, внёс свой вклад в историю искусства Китая. И … двумя «манерами»: гунби (китайское «тщательная кисть»), основанной на тончайшей графической проработке деталей и ясности линий, и сеи …

Своеобразие деловой культуры Японии

… в данной работе позволяет менеджерам понять особенность деловой культуры Японии. И с учетом этих специфик не испытывать … углом. Данная курсовая работа направлена на изучение деловой культуры Японии. Столь «восточный интерес» основан на специфике …

Древнерусский орнамент и орнамент эпохи Возрождения в декоративно-прикладном искусстве

… орнаментального искусства в их исторической ретроспективе. Задачи: изучить разнообразие Древнерусского орнамента и орнамента эпохи Возрождения и Ренессанса в декоративно — прикладном искусстве. проанализировать влияние исторических событий на …

Морибана

Рассмотрим внимательнее, что представляет собой данный стиль. Композиции отражают философию натурализма, все работы мастеров выглядят трехмерными, объемными. Вазы все низкие, но могут иметь разную форму: круглые и овальные, квадратные и прямоугольные.

Данный стиль имеет три главных правила составления букета. Они носят названия Син (небо), Соэ (человек), Тай (земля). Соотношение данных формообразующих элементов должно быть в пропорции 7:5:3. Также учитываются размеры вазы. Сначала выкладываются на металлические стержни основные элементы, потом создается глубина благодаря дополнениям. Они соединяют все детали воедино.

Имеются 3 формы в этом стиле:

  1. Текутай имеет вертикальную форму строения букета. Используются длинные прямые стебли. Это бамбук, гладиолус, нарцисс. Основной элемент – Син – устанавливается вертикально. Отклонение позволительно лишь на 30°.
  2. Сятай. Здесь используется наклонная форма построения линий. Употребляются часто ветки с красивыми и необычными изгибами ствола. Верхушка отклоняется уже намного больше 30°. Создается впечатление, что букет наклонил сильный ветер.
  3. Суйтай состоит из нескольких каскадов. Используют свисающие растения. Основной элемент Син может опускаться ниже вазы, создавая красивый изгиб. Эффектно выглядят такие вазы на высоких полках или этажерках.

Виды стилей

Многовековое изучение и создание икебаны разделилось на несколько направлений, которые стали применятся среди современных флористов. Такой букет может стать декоративным элементом для комнаты или идеальным подарком для близкого человека.

Икебана

Рикка (стоячие цветы)

В этом стиле приветствуется помпезность и театральность, прославление буддизма. Проведение религиозных обрядов требовало множества украшений и постулатов, которые олицетворяли величие живой природы.

Икебана

Икебана

Сека

Стиль сека заключается в оформлении букета из трех цветов. Ветви располагают в вазе так, чтобы их вершина образовала разносторонний треугольник, который трактуется философией как обозначение гармонии.

Икебана

Нагеирэ (цветы, брошенные в воду)

Романтический дуэт орхидей

Этот стиль подразумевает природное расположение цветов в вазе, стебли которого располагаются на краях сосуда. Здесь уже отступает строгий постулат сека, что постепенно и начало вытеснять его.

Букеты нагеирэ могли быть вертикальными, свисающими, настольными, напольными и настенными. Этим объясняется их популярность у японцев.

Икебана

Морибана

Непревзойдённая гармония

Это сочетание нескольких стилей, характеризующее цветы, вросшие в высокие вазоны. Для составления композиций применяются квадратные, круглые и прямоугольные вазы.

Икебана

Основной акцент при составлении букетов ставится на размер, количество растений, красоту линий и разнообразие расцветок.

Икебана

Дзиюка

Современное направление, для которого характерна творческая свобода. Здесь автор может сам подбирать и сочетать фон, материалы и расцветку. Композиция в этом стиле допускает использование природного камня, живых и искусственных цветов и растений.

Икебана

Именно это решение стало популярно в оформлении интерьера домов и ресторанов.

Икебана

Икебана в современном дизайне и стилистике интерьера

Композиция из растений в любом интерьере создаст ощущение уюта и гармонии. Неординарные вазоны, плетеные корзины в сочетании с красиво составленным букетом позволяют почувствовать единение с природой. Поэтому в современном дизайне начали соединять восточный стиль с модерном и классикой.

Икебана

Сочетание плавных линий, красивых расцветок, бутонов и веток идеально подчеркивают и дополняют интерьер спален, столовых и гостиных комнат.

Икебана

Инструкция по изготовлению

Вариантов исполнения икебаны множество. К примеру, из тыквы можно сделать красивую осеннюю композицию. Выполните следующие простые шаги:

  1. Вырезать и вычистить сердцевину тыквы.
  2. Покрыть дно искусственным пористым материалом.
  3. По центру тыквы разместить основу композиции — небольшой кусок дерева или пенопласта, к которому клеевым пистолетом приклеены веточки.
  4. Основу надёжно закрепить в грунте и добавить остальные элементы композиции.

Символ плодородной осени — тыкву — можно использовать как основу для цветочной икебаны

Более простой и лаконичный вариант — из орхидеи. Его можно сделать в любое время года. Для такой икебаны понадобятся:

  • две орхидеи;
  • декоративные веточки;
  • неглубокая ваза;
  • стеклянные камни или цветной песок;
  • ножницы.

Делается композиция довольно просто:

  1. Наполнить вазу песком или камнями наполовину.
  2. Вставить две орхидеи так, чтобы они были направлены в разные стороны.
  3. Между цветами поместить 1–2 декоративные веточки.
  4. Присыпать камнями или песком.

Икебана из орхидей выглядит лаконично и делается очень просто

Композиции из физалиса, или хозуки, как называют его японцы, символизируют комфорт, умиротворение и духовное процветание. Икебана из «китайского фонарика» станет отличным украшением для дома или рабочего места. Для её создания понадобятся:

  • физалис;
  • живые или декоративные ветки;
  • свежие листья;
  • 1–2 бутона жёлтой розы;
  • глубокий прозрачный стакан.

Вам нужно:

  1. Поместить в прозрачный стакан физалис и декоративные ветки.
  2. Украсить край бокала свежими листьями.
  3. Вставить бутоны жёлтой розы.

Физалис в цветочной композиции отлично сочетается со свежими листями и бутонами жёлтой розы; получается яркая, солнечная икебана

Это лишь несколько простых вариантов икебан для дома и работы. Вы можете создавать уникальные композиции, комбинируя природные материалы и украшения по своему вкусу.

История зарождения искусства и его развитие

Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосны и кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки. Растения помещали в бронзовые сосуды.

В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.

В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.

В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.

Дзиюка

Свобода стиля проявляется в оригинальности выбора материала, это своеобразный сюрреализм икебаны из природных материалов. Он объединяет древнее искусство составления букетов и современный взгляд художника. Здесь возможно любое видоизменения формы листьев, добавление материалов как природных, так и неживых. Часто используются сухие травы и листья, плоды, стекло и камни, пластик. Также выбирается необычная форма сосудов, в которых создается шедевр.

Свободный стиль составления букетов допускает применение смешения других стилей. Могут использоваться растительные материалы окружающей природы, добавляются геометрическая символика, цветовые смешения. Современные фактурные материалы позволяют разгуляться фантазии художников, воплощая самые безрассудные замыслы.

В стиле Дзиюка можно создавать бессчетное количество образов, сочетая растительный и искусственно созданный материал.

История возникновения

О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.

Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.

Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.

Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.


Икебана на чайной церемонии в Древней Японии

К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.

Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.

Старинная легенда

В Японии существует легенда о возникновении данного искусства. Однажды по стране прокатился ураган, во время которого в результате сильного ветра и дождя погибло много растений и цветов. Монахи-буддисты собрали все обломанные цветы из сада и пришли в храм с молитвой, прося бога о милости восстановить сады.

Будда внял просьбам священнослужителей, и сады вновь стали радовать людей красивыми растениями. С тех пор монахи с благодарностью приносят в храм красиво составленные асимметричные букеты, стараясь угодить божеству.

Влияние Запада

19 век охарактеризовался началом торговых отношений с Европой и США. В итоге, в Японии появилось множество товаров, о которых здесь никогда не знали. Все это повлекло за собой изменения в разных сферах жизни, в том числе и в искусстве икебана.

Завезённые с Запада цветы и растения изначально не допускалось использовать при создании композиций. Но человек по имени Унсин Охара выступил новатором и разработал еще один новый стиль. Речь идет о морибана – разновидности икебана, характеризующейся использованием низких горшков-плошек, нетипичных для Страны восходящего солнца цветов и даже воды (она играет роль дополнительного художественного элемента).

В дальнейшем Охара решил не ограничиваться низким вазами и создал дополнительный подвид своего стиля – хайку. Это все тот же морибана, только в сосудах другой формы.

Осенняя икебана в тыкве

Тыква – красивая база для сотворения осенней икебаны. Она устойчива на хоть какой поверхности, имеет броский цвет, который гармонирует с другими элементами композиции. И главное, благодаря специфичной структуре полости тыквы, в нее можно воткнуть любые веточки, листья либо цветочки.

  1. Как и в прошлой мастер-классе с тыквой, ее нужно приготовить – обрезать дно для большей стойкости.
  2. Очистите полость тыквы от жилок и косточек. Сейчас база для икебаны готова.

3. Подготовьте цветочки, осенние листья, ветки рябины. Для этого обрежьте стволы таким макаром, чтоб они помещались в полость сосуда и были чуток выше, чем глубина тыквы.


4. Дальше наступает полностью творческий шаг, где отсутствуют какие-либо строгие правила. Разместите приготовленные элементы в тыкве, умеренно распределяя их по ее поверхности.

Пытайтесь группировать листья и веточки таким макаром, чтоб меж ними не было просветов.

Стили

Структуру икебаны определяется ее школой, стилем и формой композиции.

Рикка – самый старый, торжественный стиль икебаны. Его название дословно можно перевести, как «поставленные цветы». Составители икебаны в этом стиле исходили из того, что цветы олицетворяли священную гору буддистов Сумисен, которая для последователей этой веры является символом Вселенной. Икебану в стиле Рикка часто характеризовали как «маленький сад внутри дома», потому что художником в такой композиции создавался миниатюрный ландшафт. Наибольшей популярностью стиль Рикка пользовался в XVII веке, в настоящее время он практикуется редко, потому что считается устаревшим.

Сёка – это наиболее простой стиль, появился в XV веке. Основу композиции в этом стиле образуют три главные ветки, которые дополняются цветами и более короткими веточками. Они размещаются друг за другом в ряду, но создают эффект, как будто выходят из одного ствола и не соприкасаются со стенками сосуда. Состав композиции Сёка ограничивается, обычно, одним либо двумя видами растений и очень редко может достигать трех.

Нагэирэ – стиль, который появился в XVI веке и связан с созданием чайных домиков. В этом стиле применяется более свободная аранжировка, которая позволяет положить цветы на ободок горла вазы. Для создание композиции в стиле Нагэирэ используются высокие вазы, в которых цветы и ветки закрепляются без использования дополнительных приспособлений, хотя и существуют несколько специальных способов их фиксации в сосудах.

Морибана – композиции в плоских и низких вазах, появились менее 90 лет назад. Возникновение Морибаны было обусловлено необходимостью украшать чуждые условности европейские дома, которые стали строить в Японии после установления ею связей с западными странами во второй половине XIX века. Название этого стиля можно перевести, как «нагроможденные цветы». Аранжировка в этом стиле должна производить впечатление ландшафта, поэтому в ней больше используются цветы и зелень, нежели в икебанах первых двух стилей. Установка растений в посуде осуществляется с использованием подставки с металлическими иголками (кэндзан) либо тяжёлых металлических держателей с открытыми гнездами (сиппо).

Дзиюка – свободный стиль аранжировки икебаны.

Икебана в свободном стиле

Популярные современные стили

В настоящее время обучают искусству икебаны гейш. Есть специальные курсы и в нашей стране. Хоть в России термин появился только в ХХ веке, но составление композиций увлекло многих. Сейчас старинные техники редко можно встретить, полюбились мастерам только некоторые из них. Перечислим только самые популярные и то, чем они отличаются от остальных.

Стиль Нагэирэ или Хэйка характеризуется нахождением цветов в высоких вазах, имеющих узкую горловину. Для правильного расположения растений пользуются опорой на край вазы. Если нужно поменять положение, то берут специальные деревянные подпорки.

Для стиля Морибана характерны низкие вазы, подносы с водой. Используются держатели: описанные ранее кэндзаны или сиппо.

Дзиюка представляет собой свободное расположение природного материала.

За дело

Самое время сделать икебану своими руками:

  1. Определяем, какую композицию мы хотим составить: по случаю торжества (день рождения, свадьба, юбилей); желание передать неповторимые краски времени года; хотим завести знакомство или поддержать беседу; оформить празднество.
  2. Подбираем однотонный соответствующий сосуд-подставку (не забывайте о правилах подбора).
  3. Продумываем и собираем подходящие материалы для будущего творения.
  4. Техническая сторона: острым ножом или ножницами под углом срезаем лишние элементы (некоторые стебли или веточки). Выстраиваем композицию, поворачивая элементы под разными углами и ракурсами. Закрепляем их на специальной губке, соблюдая трехплоскостное правило (философия — небо, человек, земля).
  5. Наносим дополнительные элементы: украшения на ветви, мох, камешки для декора сосуда.

Теперь работа завершена и самое время определить ей место на полке, в саду, на столе, понимая, что стиль и здесь должен быть выдержан.

Школы

Икебана развивается в рамках определённых школ и стилей. Наиболее известными в Японии считаются школы Икэнобо, Охара, Согэцу.

Икэнобо

Основная статья: Икэнобо

Первой школой развития икебаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине XV века Икэнобо Сэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккаку-до в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор существуют старые стили икебаны, такие как стиль Сёка и Рикка. Икебана в стиле Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.

Охара

Основная статья: Охара

Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов).

Согэцу

Основная статья: Согэцу

Школа Согэцу (яп. 草月 — «трава и луна») — наиболее современная из школ, возникшая в 1927 году.

Отличие этой школы — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икебаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро.

Создал школу Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов.

Школы

Икебана развивается в рамках определённых школ и стилей. Наиболее известными в Японии считаются школы Икэнобо, Охара, Согэцу.

Икэнобо

Первой школой развития икебаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине XV века Икэнобо Сэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккаку-до в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор существуют старые стили икебаны, такие как стиль Сёка и Рикка. Икебана в стиле Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.

Охара

Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов).

Согэцу

Школа Согэцу (яп. 草月 — «трава и луна») — наиболее современная из школ, возникшая в 1927 году.

Отличие этой школы — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икебаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро.

Создал школу Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов.

Школы

Икебана развивается в рамках определённых школ и стилей. Наиболее известными в Японии считаются школы Икэнобо, Охара, Согэцу.

Икэнобо

Первой школой развития икебаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине XV века Икэнобо Сэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккаку-до в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор существуют старые стили икебаны, такие как стиль Сёка и Рикка. Икебана в стиле Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.

Охара

Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов).

Согэцу

Школа Согэцу (яп. 草月 — «трава и луна») — наиболее современная из школ, возникшая в 1927 году.

Отличие этой школы — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икебаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро.

Создал школу Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов.

Из истории икебаны

Изначально икебана базировалась на философских и эстетических постулатах синтоизма, а затем и буддизма. Согласно синтоизму, каждый природный предмет, тело, явление содержит в себе божественный дух и потому требует к себе уважительного отношения, как к живому существу. Японцы любят отождествлять себя с природой, стремясь жить с ней без каких-либо барьеров и поддерживая сбалансированное сосуществование. Ее истоки связывают с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам. В буддийских храмах развился ритуал постановки цветов к статуям Будды. При этом совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета, который создавался по определенным, строго канонизированным правилам, воплощали торжество и величие буддизма. Но по мере развития мировой и национальной культуры философско-религиозный смысл икебаны постепенно утрачивался. Становление икебаны в Японии как искусства датируется XV веком, ею тогда занимались главным образом священнослужители храмов и монастырей. Но постепенно она становится популярна и в высших слоях общества, а затем широко входит в повседневный быт народа и чаще воспринимается как предмет подлинного искусства.

В основе этого искусства в Японии лежит не идея продления прежней жизни растения, а идея создания «второй реальности», особого микромира, на новом уровне воссоздающего природу. Обучение икебане японский мастер обычно начинает рассказом о двух эпизодах из истории этого искусства. Прославленный мастер чайной церемонии Сэнно Рикю (16 век) создал оригинальную композицию, поместив цветы в сосуд, сделанный из колена бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук слегка треснул, поэтому из трещины в вазе медленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных необычайной красотой икебаны и не знающих, можно ли признать композицию совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: «И моя жизнь тоже дала трещину». Эта ваза впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии. Другая история также связана с именем этого знаменитого мастера. Его сад, славившийся прекрасными цветами повилики, захотел увидеть тогдашний правитель Японии — сегун Тоетоми Хидэеси. Ранним утром он прибыл в этот сад, и велико же было его изумление, когда он увидел, что все цветы срезаны и лишь из одного сделана икебана в его честь. Сэнно Рикю пояснил гостю свое странное поведение: «Множество цветов рассеяло бы ваше внимание, а этот один, самый прекрасный, призван воплотить красоту всего сада”.

4 стр., 1847 слов

Искусство Японии

… развитие живописи, которая оказывала влияние и на искусство скульптуры: мастера стали уделять большее … по требованию духовенства даже до завершения работ по позолоте этой скульптуры. Гигантская … скульптур резко сократилось.Развитие каменной скульптуры в Японии тормозилось отсутствием подходящих материалов. До … строгое следование канону. Вместе с тем буддийская скульптура стала более разнообразной. …

Растительный материал — собственно аранжировка ветвей, цветов и трав — конструируется в икебане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икебаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов — «ветвей». Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икебаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.

Японские школы икебаны

Помимо традиционной Икэнобо, есть еще и более современные методики составления букетов. В 1897 году появился новый стиль икебаны – это морибана. Эта школа обучает мастеров создавать композиции в плоских сосудах, низких вазах. Там используются металлические наколки – кэндзаны. Стебли растений или цветов накалываются на вертикальные иглы, что обеспечивает фиксацию в нужном положении. Кэндзан обычно располагают в низком сосуде, скрывают его растительным материалом, а чтобы цветы не вяли, ваза заливается водой.

Икебана в цитрусовом стиле

Для сотворения броской витаминной композиции нам пригодятся:

  • корочки апельсина, мандарина, лайма заблаговременно приготовленные и подсушенные
  • листья и цветочки лаванды
  • шишки хвойников – сосны, кедра либо ольхи.

Процесс сотворения витаминной икебаны максимально прост. Приготовленные элементы выкладываются в плоскую стеклянную посуду, умеренно распределяя их для получения целостной композиции.

Икебану сверху посыпают молотым имбирем либо лепестками гортензии. Будьте убеждены, что витаминная икебана не только лишь украсить ваш дом, да и заполнит его бодрящим цитрусовым запахом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]