9 заблуждений о боях на мечах, которые нам навязали фильмы и сериалы


Мастер меча может держать оружие как угодно


Кадр из сериала «Игра престолов» / HBO Существует несколько способов удерживать меч, и некоторые из них отличаются от привычного нам «бей острым концом». Тем не менее персонажи фильмов и сериалов зачастую обращаются со своим оружием слишком уж вольно.
Например, в сериале «Ведьмак» Генри Кавилл перехватывает меч за лезвие перед гардой, нанося удар. С таким хватом вы лишаете свою руку защиты и уменьшаете дистанцию, на которой удар эффективен.

Конечно, это выглядит необычно и эффектно, но мастер меча так бы не делал.

Просто взгляните, как держит оружие на видео парень справа, и поймёте, о чём речь.

Или Арья Старк, которая во многих сценах неправильно держит свою «Иглу». По идее кольцо на эфесе «Иглы» должно защищать её пальцы, но она постоянно поворачивает его не туда.

Сирио Форелю стоило обратить на это внимание, пока он был жив. Девочке изувечат руку, как только она попытается парировать удар противника, который действительно умеет фехтовать.

Зачем и как используется[править]

В художественных произведениях бои на мечах могут нести дофига функций:

  • Наиболее классический вариант — разрешение главного конфликта произведения дуэлью. Так как поединок фехтовальщиков — это не какой-нибудь вульгарный мордобой (см. выше), он может служить не только для того, чтобы выяснить, кто из героев сильнее, но и чтобы узнать, на чьей стороне правда. Да-да, отголосок «божьего суда» на наших с вами экранах! Иногда под это подводится обоснование а-ля кино о боевых искусствах: крутизна персонажа есть не просто удаль молодецкая, а отражение его внутреннего духовного совершенства. Тогда победа над сильным врагом будет обозначать границу, на которой герой обезвредил источник слабости в себе.
  • Менее популярный вариант — нагнетание атмосферы. Мир, мол, не просто крут, а крут по-средневековому, здесь личная крутизна (а не умение работать в команде или вообще шагать строем, например) значит многое и всё такое — при этом мир должен быть совсем средневековым и применения мечей как боевого оружия априори не предполагать. Сюжетообразующим при этом бой на мечах будет не обязательно. Но в кадре присутствовать будет.
      Мир может быть обычным, а вот один конкретный персонаж — реликтом, осколком того времени, когда…
  • См. оба варианта выше: владение персонажа клинком может отражать его крутизну вообще. Как этакий универсальный эквивалент. Или, с прикрученным фитильком, подчёркивать его крутизну во всём остальном.
  • Наконец, мечи и бои на них могут присутствовать просто потому, что так в этом сеттинге положено. В этом варианте романтический ореол вокруг боёв на мечах тускнеет вплоть до деконструкции.
      Впрочем, и в этом случае романтический ореол может быть на месте — все зависит от того, , и бьется.
  • Холодняк может просто соседствовать с огнестрелом как оружие последнего шанса у военных и самообороны у гражданских. Пример — серия Зорича «Сфера Великорасы». Офицеры Конкордии и Земли носят мечи, тойланги — боевые топоры. И даже с Кольтом в реальной жизни носили нож Боуи — по той причине, что многие модели Кольта не имели патронов, а являлись капсюльными, то есть в каморы на барабане засыпался порох, а затем туда молотком заколачивались пули, и затем в барабан вставлялись капсюли.
  • Популярный ляп — Лезть в бой без щита. При том, что на случай, если под рукой не окажется полноценного щита, в средневековой Европе обладатели меча практически поголовно носили с собой на поясе маленький щит-кастет. Другое дело, что за рыцарский War Sword могли браться двумя руками, не используя при этом щит. Но в фильмах мечом без щита дерутся как, какой-то саблей, фехтуя одной рукой.
  • Меч очень здорово носить за спиной


    Обложка сериала «Ведьмак» / Netflix
    Авторы фэнтези упорно продолжают вешать двуручные мечи своим героям за спины. Проблема в том, что человек физически не способен вынуть меч из ножен за плечами: даже высокому мужчине просто не хватит длины рук.

    Клинок держали в ножнах на бедре, откуда его легко достать. А такие длинные мечи, как цвайхандер, вообще не помещали в ножны. Их носили на плече, а в долгих походах возили на лошади или в фургоне.


    Hans Burgkmair, the Elder / Achenbach Foundation, Germany

    На этой гравюре XV века изображены ландскнехты с двуручными мечами. Наверняка, если меч было бы удобнее носить за спиной, они бы так и делали.

    Миямото Мусаси – мастер меча

    «Если бы мы отвергали любого, кто однажды совершал ошибку, то, вероятно, у нас бы вообще не было полезных людей. Человек, который однажды оступился, будет вести себя намного благоразумней и принесет больше пользы, потому что испытал раскаяние. Человек, который ни разу не ошибался, — опасен».

    Ямамото Цунэтомо. «Хагакурэ» — «Сокрытое под листьями» — наставление для самураев (1716).

    Всегда так было и будет, что кто-то имеет от рождения особые способности в какой-то области. Кто-то обладает хорошим голосом, кто-то уже в раннем детстве обладает талантом художника, ну, а кто-то родится с талантом фехтовальщика. И если он заметит к чему у него, так сказать, «лежит душа» и разовьет врожденные способности посредством упражнений, то… мастерство такого человека возрастет стократ!


    Современный памятник на месте дуэли Мусаси и Кодзиро.

    В Японии таким человеком стал Синмен Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Генсин, известный как просто Миямото Мусаси («Миямото из Мусаси»). Родился он в деревне Миямото, что в провинции Мимасака в 1584 году. Причем его предками были члены одной из ветвей весьма сильного по тому времени клана Харима на острове Кюсю – одном из южных японских островов. Дед Мусаси служил у князя в замке Такеяма, причем тот настолько высоко ценил Хираду, что даже позволил жениться на своей дочери.

    В семь лет он лишился отца, а затем умерла и его мать, и малолетний Бэнносукэ (такое имя в детстве носил Мусаси), остался на воспитании у дяди по матери, являвшегося монахом. Сейчас неизвестно, учил ли тот его кендо или мальчик научился владеть оружием самостоятельно, но то, что он убил человека в тринадцатилетнем возрасте, известно точно. Причем им оказался некто Арима Кихей, самурай, обучавшийся в школе боевых искусств Синто-рю, то есть человек, умевший обращаться с мечом. Однако Мусаси сначала швырнул того наземь, а когда он начал подниматься, с такой силой ударил по голове палкой, что Кихей умер, захлебнувшись в собственной крови.


    Вот так его изображали на японских у-киё…

    Второй поединок у Мусаси имел место, когда ему было уже шестнадцать лет. Он встретился в нем с известным бойцом Тадасима Акиме, опять победил его, а затем покинул свой дом и отправился скитаться по стране, совершая так называемое «паломничество самурая». Суть таких паломничеств была в том, чтобы, встречаясь с мастерами из разных школ, набраться у них опыта, а может быть и, выбрав себе школу по вкусу, остаться там в качестве ученика на какое-то время. Надо сказать, что подобных ему ронинов, то есть «бесхозных» самураев по Японии в те годы бродило великое множество и кто-то, как Мусаси, путешествовал в одиночку, а кто-то в составе большой группы. Например, такой известный фехтовальщик XVI века, как Цукахара Бокуден, имел при себе свиту из сотни человек.

    Конец жизни своей Мусаси решил провести вдалеке от общества, занявшись поиском духовного просветления на Пути меча. Занимаясь только лишь совершенствованием своего искусства, он жил поистине в нечеловеческих условиях, продуваемый ветром и поливаемый дождями, в горной пещере. Он не причесывался, не обращал внимания на женщин, не мылся, а занимался только тем, что оттачивал свое боевое мастерство. Даже ванны он не принимал, чтобы враги не застали бы его врасплох невооруженного, и потому имел весьма дикий и даже жутковатый внешний вид.


    И вот таким его тоже изображали.

    Хотя, это он таким стал в самом конце своей бурной жизни. А по молодости Мусаси вступил в ряды армии «Запад», чтобы биться против армии «Восток» Токугава Иэясу. Так ему довелось участвовать в битве при Сэкигахара, сражаясь в качестве копьеносца-асигару, и он уцелел буквально чудом, но что еще более удивительно – сумел не попасть в руки победителям уже после сражения.

    В Киото – столицу Японии, Мусаси попал в возрасте двадцати одного года. Здесь он встретился в поединке с мастером-фехтовальщиком Сейдзиро, причем если тот бился настоящим боевым мечом, то Мусаси – учебным, сделанным из дерева. И, несмотря на это, Мусаси удалось опрокинуть Сейдзиро на землю, а после он и вовсе просто отлупил его своим деревянным мечом. Когда слуги принесли своего несчастного хозяина домой, тот, сгорая от стыда, отрезал на макушке узел волос – символ принадлежности к сословию самураев, так было велико его горе.


    Но всех художников переплюнул Утагава Куниёси (1798—1861). Он изобразил как Миямото Мусаси убивает фантастического зверя нуэ.

    Брат Сейдзиро решил отомстить, и тоже вызвал Мусаси на бой, но сам же и пал жертвой деревянного меча своего противника. Теперь уже мстить за отца решил юный сын Сейдзиро Ёсиока. Причем хотя тот был еще подростком и ему не исполнилось и двадцати лет, слава о нем, как о мастере-фехтовальщике была едва ли не выше славы его отца. Договорились, что бой состоится в сосновой роще, рядом с рисовым полем. Мусаси явился заблаговременно, спрятался, дожидаясь своего противника. Ёсиока прибыл туда в полном боевом облачении, сопровождаемый вооруженными слугами, твердо решив убить Мусаси. Но тот прятался до тех пор, пока пришедшие не подумали, что он не придет. Вот тогда-то Мусаси и выскочил из своего укрытия, зарубил Ёсиока и, работая сразу двумя мечами, сумел пробиться через его толпу вооруженных слуг и… был таков!

    Затем Мусаси продолжил свои странствия по Японии, и сделался легендой еще при жизни. Он участвовал более чем в шестидесяти схватках до того, как ему исполнилось двадцать девять лет, и победил во всех этих боях. Наиболее ранние описания всех этих его поединков описаны в «Нитен Ки» – «Хрониках Двух Небес», составленных его учениками уже после его смерти.

    В 1605 году Мусаси побывал в храме Ходзоин, что находился на юге Киото. Здесь он вступил в поединок с учеником монаха из секты Нитирен. Тот был настоящим «мастером копья», но Мусаси сумел дважды опрокинуть его на землю ударами своего короткого деревянного меча. Тем не менее, Мусаси остался в этом храме, решив изучить новую технику фехтования и одновременно изощряя свой ум в беседах с монахами. До наших дней сохранился написанный им текст наставлений для упражнений с копьем, которые практиковали монахи этого храма.


    Жизнь Мусаси была неразделимо связана с мечами. Меч тати (меч всадника). Работа мастера Томонари. Японский национальный музей.

    В провинции Ига он, напротив – встретился с искусным бойцом, который владел редким искусством боя при помощи серпа на цепи, которого звали Сисидо Байкин. Тот взмахнул своей цепью, но Мусаси с не меньшей быстротой выхватил свой короткий меч и вонзил его в грудь своему противнику. Ученики Байкина бросились было на Мусаси, но он, размахивая сразу двумя мечами, обратил их в бегство.

    В Эдо ему встретился боец Мусо Гоносуке и предложил Мусаси поединок. А тот в это время строгал заготовку для лука и объявил, что вместо меча будет драться ей. Гоносуке бросился было в атаку, но Мусаси ловко отмахнулся от его меча, а затем нанес ему сильный удар по голове, от которого Гоносуке замертво упал на землю.

    Прибыв в провинцию Идзумо, Мусаси попросил разрешения у тамошнего даймё Мацудайра встретиться в поединке с самым опытным его фехтовальщиком. Желающих попытать счастье в схватке с непобедимым Мусаси оказалось немало. Выбор пал на человека, который дрался таким необычным оружием, как восьмигранный деревянный шест. Схватка произошла в саду библиотеки. Мусаси дрался сразу двумя деревянными мечами и загнал противника на ступени веранды, а потом сделал выпад, угрожая ударом в лицо. Тот отшатнулся, и тогда Мусаси ударил его по рукам, раздробив обе кисти.

    Тогда Мацудайра попросил Мусаси сразиться и с ним. Понимая, что действовать тут нужно с большой осторожностью, Мусаси сначала оттеснил князя на террасу, а когда тот атаковал его в ответ, нанес ему удар «огня и камня» и сломал ему меч. Даймё ничего не оставалось, как признать своё поражение, но, видимо, зла на него не затаил, так как Мусаси затем некоторое время оставался у него на службе как учитель фехтования.


    Тати мастера Юкихира, XII – XIII вв. Хейан-Камакура (Токийский национальный музей).

    Однако самым известным поединком Мусаси был бой, состоявшийся в 17-й год эры Кейте, то есть в 1612 году, когда он, будучи в Огуре, небольшом городке в провинции Бунзен, встретился с Сасаки Кодзиро, совсем еще молодым человеком, который разработал совершенно изумительную технику боя на мечах, известную под названием «пируэт ласточки» – название по движениям хвоста ласточки во время полета. Поскольку Кодзиро находился на службе у местного даймё, Хосокава Тадаоки, Мусаси попросил его разрешить ему биться с Кодзиро через некоего Сато Окинага, обучавшегося еще у отца самого Мусаси. Даймё разрешение дал, причем сражаться было решено на небольшом островке посредине залива Огуры в восемь часов утра на следующее утро. Всю ночь Мусаси провел вне дома, пируя в гостях у некоего Кобаяси Дзаэмона. Это тут же было истолковано так, что Мусаси струсил и позорно бежал.


    Катана мастера Мотосигэ. (Токийский национальный музей)

    И да, утром следующего дня Мусаси проспал и вовремя на место схватки не явился. Пришлось посылать за ним гонца, причем Мусаси добудились с трудом. Тут уж он встал, выпил воду из… тазика для умывания и забрался в лодку Сато Окинага, который и повез его на этот островок. По дороге Мусаси для начала подвязал рукава своего кимоно бумажными лентами, а затем выстрогал себе некое подобие деревянного меча из… запасного весла Сато. Сделав это, он лег отдыхать на дно лодки.


    Остров Ганрюдзима, где как раз и был поединок.

    Когда лодка подошла к берегу, Кодзиро и все его секунданты были просто шокированы представшим перед ними Мусаси. И в самом деле выглядел он неважно: растрепанные волосы были перехвачены полотенцем, рукава закатаны, хакама подвернуты. Причем безо всяких церемоний он тут же выбрался из лодки и с обрубком весла в руке бросился на своего противника. Кодзиро тут же обнажил свой меч – изумительной остроты и качества клинок, изготовленный мастером Нагамицу из Бидзена, но при этом ножны меча отбросил в сторону. «Ты прав, – воскликнул Мусаси, больше они тебе уже не понадобятся», – и устремился ему навстречу.

    Кодзиро первым сделал выпад, но Мусаси ловко уклонился в сторону и тут же в свою очередь опустил меч из весла прямо на голову своему противнику. Тот свалился замертво, но при этом его меч разрезал полотенце на голове у Мусаси и вдобавок пояс на его широких штанах и те упали на землю. Видя, что с его противником покончено, он кивнул головой секундантам, и так с голой задницей и пошел к лодке и сел в нее. Некоторые источники утверждают, что, убив Кодзиро, Мусаси вроде бы отбросил весло и сделал несколько резвых прыжков, а затем выхватил свои боевые мечи и с криком начал размахивать ими над телом своего поверженного противника. По другим источникам Мусаси провел этот бой настолько быстро, что Кодзиро не успел даже вытащить свой меч из ножен!


    Вакидзаси — короткий меч-спутник (Токийский национальный музей).

    После этого Мусаси совсем перестал вообще пользоваться в поединках настоящими боевыми клинками, а бился только лишь одним деревянным мечом боккэном. Однако даже и с деревянным мечом в руке он был непобедимым и, сделав из этого для себя из этого определенный вывод, всю свою дальнейшую свою жизнь посвятил поискам «Пути меча». В 1614 и 1615 годах он вновь побывал в бою, но только теперь уже на стороне Токугава Иэясу, осаждавшего замок Осака. Мусаси участвовал и в зимней, и летней кампаниях, но теперь воевал уже против тех, за кого в молодые годы сражался при Сэкигахара.


    Клинок танто мастера Садамунэ (Токийский национальный музей).

    Сам о себе Мусаси затем написал, что пришел к тому, что такое бой и какова его стратегия, только когда ему было уже около пятидесяти лет, в 1634 году. Он обзавелся приемным сыном Иори, беспризорным мальчишкой, которого он подобрал, путешествуя по провинции Дэва, и вместе с ним поселился в Огуре и больше уже острова Кюсю не покидал. А вот его приемыш дослужился до чина капитана и в таковом сражался с мятежниками христианами в 1638 году во время восстания Симабара, когда Мусаси было уже около пятидесяти пяти. Сам же Мусаси в это время нашел себе место в штабе военного совета правительственных войск под Симабара, и верой и правдой служил сёгунату Токугава.

    Шесть лет прожив в Огуре, Мусаси отправился к даймё Тюри, владевшему замком Кумамото, и родственнику Хокасавы. У этого князя он провел несколько лет, занимался живописью, резьбой по дереву и обучал его феодала боевым искусствам. В 1643 году он стал отшельником и поселился в пещере, называвшейся «Рейгендо». Там же он и написал свою знаменитую книгу «Го Рин Но Се» («Книга Пяти Колец»), которая была посвящена его ученику Тэруо Нобуюки. Спустя несколько дней после завершения этого труда 19 мая 1645 года Мусаси скончался. Завещание, которое он оставил своим ученикам, называлось «Единственный верный Путь» и содержало следующие наставления: Не идти наперекор неизменному Пути всех времен. Не искать удовольствий плоти. Быть беспристрастным во всем. Убить в себе жадность. Никогда ни о чем не сожалеть. Не испытывать неуверенности в себе. Никогда не завидовать другому ни в хорошем, ни в плохом. Не испытывать грусти в разлуке. Не испытывать неприязни или враждебности к себе или к другим. Никогда не иметь любовных влечений. Ничему не отдавать предпочтения. Никогда не искать для себя удобств. Никогда не искать способов ублажить себя. Никогда не владеть драгоценными вещами. Не поддаваться ложным верованиям. Никогда не увлекаться каким-либо предметом, кроме оружия. Посвятить всего себя истинному Пути. Не ведать страха смерти. Даже в старости не иметь желания владеть или пользоваться чем-либо. Поклоняться буддам и духам, но не надеяться на них. Никогда не отходить от истинного Пути воинского искусства.

    Что же касается его книги, то названа она так потому, что в ней пять частей: «Книги Земли», «Книги Воды», «Книги Огня», «Книги Ветра» и «Книги Пустоты». Что же касается самого Мусаси, то он до сих пор известен в Японии как «Кенсей», то есть «Святой Меч», а его «Книга Пяти Колец» изучается всеми, кто занимается кэндзюцу. И хотя сам Мусаси считал ее всего лишь «руководством для мужчин, которые хотят научиться искусству стратегии», это настоящий философский труд, написанный так, что чем ты больше его изучаешь, тем больше в нем всего находишь. Это завещание Мусаси и одновременно ключ к тому пути, которым он прошел. Причем ему не было еще и тридцати лет, а он уже стал совершенно непобедимым бойцом. Тем не менее он лишь с еще большим усердием занялся повышением уровня своего мастерства. До последних дней он презирал роскошь и два года жил в горной пещере, погрузившись в глубокое самосозерцание подобно буддийским аскетам. Даже его враги отмечают, что поведение этого абсолютно бесстрашного и очень упрямого человека было, вне всякого сомнения, очень скромным и искренним, хотя кого-то оно и шокировало тем, что нарушало привычные правила.


    Рисунок работы Мусаси.

    Интересно, что сам Мусаси был замечательным мастером во всем, за что он брался. Он прекрасно рисовал тушью, и создал работы, которые сами японцы оценивают очень высоко. На его картинах с большим мастерством изображены различные птицы, например, бакланы, цапли, синтоистский бог Хотей, драконы, и цветы, Дарума (Бодхидхарма) и еще многое другое. Мусаси был также искусным каллиграфом, написавшим произведение «Сэнки» («Воинственный дух»). До наших дней дошли вырезанные им деревянные скульптуры и изделия из металла. Более того, он основал школу изготовителей цуб для мечей. Кроме того, он написал большое количество поэм и песен, вот только до нашего времени они не сохранились. Сегун Иёмицу специально заказал именно Мусаси написать восход солнца над своим замком в Эдо. На его живописных работах обычно стоит печать «Мусаси» либо его псевдоним «Нитэн», что значит «Два неба». Он также основал школу фехтования «Нитэн рю», или «Энмей рю» («Чистый круг»).

    Мусаси советовал: «Изучи Пути всех профессий», и сам же точно так же и поступал. Он старался перенять опыт не только у прославленных мастеров кэндзюцу, но и мирных монахов, ремесленников и художников, старался расширить круг своих познаний буквально до бесконечности, насколько позволяет ему это сделать жизнь.


    А вот такие мечи и кинжалы имели чисто парадные функции и вряд ли бы прельстили Мусаси…

    Интересно, что текст его книги можно применить не только в военном деле, но и к любой жизненной ситуации, где требуется принятие решения. Японские бизнесмены широко пользуются «Книгой Пяти Колец» в качестве руководства по организации кампаний по сбыту товаров, которые проводят как боевые операции, и используют при этом его методы. Людям обыденным Мусаси казался странным и даже очень жестоким, так как они не понимали того, к чему он стремился, и… что самое смешное, большинству современных людей успешный бизнес других людей также кажется непременно делом бессовестным, поскольку они знают лишь два способа для обогащения: «воровать» и «продавать»!


    Ну, а от такого гарнитура и он бы не отказался: все скромно и со вкусом. Ножны отделаны серебряной пылью и лаком.

    Таким образом то, чему учил Мусаси, остается актуальным и в XX веке, и применимо не только к самим японцам, но и к народам других культур, а, следовательно, имеет общемировое значение. Ну, а дух его учения легко выразить всего в двух словах – скромность и упорный труд.

    Меч издаёт скрежет при извлечении

    В фильмах и сериалах мечи извлекаются из ножен с характерным звуком, который ни с чем не перепутаешь: это скрежет стали о сталь.

    Делать стальные ножны не только дорого, но и вредно для меча, ведь так он вскоре придёт в негодность. Клинок будет тереться о ножны всякий раз, когда вы его вынимаете или вкладываете обратно, и быстро потеряет остроту.

    В реальности ножны чаще всего делали из дерева, покрытого кожей, тканью или мехом. И если вынуть из таких ножен меч, никакого скрежета не будет.

    Пехотинцы в одиночных окопах

    Перед своим передним краем японцы отрывали одиночные окопы, в которых размещали пехотинцев. Заблаговременно их пулёметы на флангах, снайперы и артиллерия пристреливались по этим окопам. При наступлении противника японские стрелки демонстративно оставляли эти ячейки, чтобы вражеская пехота могла их занять. После этого они открывали точный огонь по заранее взятым на прицел позициям, от которого противник нёс тяжелые потери.

    Такой тактики самураи придерживались не только на переднем крае, но и в глубине своей обороны. Поэтому занятые англичанами или американцами траншеи, дзоты и другие японские оборонительные сооружения не были для них безопасны.

    Крутые парни используют два меча сразу


    Кадр из сериала «Игра престолов» / HBO
    Парные мечи — распространённое явление в фильмах и видеоиграх, но в настоящих боях два меча использовать очень неудобно. Даже опытному бойцу будет слишком тяжело контролировать сразу два длинных клинка.

    Поэтому в поединках во вторую руку брали La Scherma (Francesco Fernando Alfieri) кинжалы, баклеры (небольшие круглые щиты), плащи (чтобы запутать клинок противника), палки или даже ножны. Что угодно, кроме второго меча.

    Меч — для нападения, вспомогательный предмет — для защиты.

    Даже если вы сражаетесь с несколькими противниками, как сир Артур Дейн у Башни Радости в «Игре престолов», то разумнее для этого использовать один двуручный меч, а не два одноручных.

    Новое в блогах

    Название «самурайский» можно считать условным. Оно привычно для европейца, понимающего под этим типом меча, в первую очередь, катану, но в саму Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII-XIII вв. такой меч назывался «корейским». Древнеяпонский меч — цуруги — имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Носили его за спиной наискось и обнажали, хватаясь за рукоять сразу обеими руками. Начиная с III в.н.э. цуруги становится заточенным только с одной стороны, и у некоторых его типов появляется массивный противовес на рукояти. Изогнутый клинок в Японии начинают делать в эпоху Хэйан (первое серьезное упоминание о них относится к 710 г.), то есть почти одновременно с появлением классической сабли на Ближнем Востоке. К XII в., с ростом власти и усилением самурайского сословия, кривой клинок, являющийся табельным оружием самурая, полностью вытесняет в Японии прямой.

    И в европейской, и в нашей литературе существует достаточная путаница в наименованиях самурайских мечей. Известно, что самурай носил два меча — длинный и короткий. Такая пара называлась дайсё (букв. «больший и меньший») и состояла из дайто («большего меча»), бывшего основным оружием самурая, и сето («меньшего меча»), служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал кусунгобу. Правда, обычай ношения двух мечей окончательно сложился только к XVI в. Длинный меч имеет длину лезвия больше двух сяку (сяку = 33 см), короткий — от одного до двух сяку (то есть 33-66 см). Длинный меч — наиболее известный в Европе, обычно называют «катаной». Но это не совсем правильно. Катаной называется такой длинный меч, который носится в ножнах, заткнутым за пояс лезвием вверх, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз. Такой метод ношения меча появился в XIV-XV вв. и стал основным, наиболее удобным (кстати: ношение катаны за поясом лезвием вверх позволяет удобно вытаскивать ее не только правой, но и левой рукой) До этого времени словом «катана» обозначался заткнутый за пояс длинный кинжал или короткий меч, а длинный носил название «тати». Тати носился на боку на перевязи, привязанной к ножнам, в которых он размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх. Такой способ ношения длинного меча годился, когда самураи воевали, в основном, верхом, но для пешего это было существенно менее удобно. К тому же, этикет требовал, чтобы при входе в дом длинный меч снимали, а вынуть меч в ножнах из-за пояса гораздо проще и удобнее, чем каждый раз отцеплять их от перевязи и потом привязывать обратно. С XIV-XV вв., когда такие мечи стали носить, в основном, за поясом, ношение меча на перевязи стало считаться скорее церемониальным, и потому сам тати и его ножны отделывались гораздо богаче, ибо были парадными. Короткий меч, который всегда носили в ножнах за поясом, назывался, катана или танто, когда его носили в паре с тати. А когда его носили в паре с длинной катаной, его называли вакидзаси. Так что наименование самурайских мечей отражает, в основном, способ их ношения, а извлеченные из ножен больший и меньший мечи, как бы они ни назывались, имели одинаковую длину и форму, разве что очень ранние формы меньшего меча (в те поры, когда он еще назывался катаной) имели едва заметную кривизну и казались почти прямыми.

    Длина дайто — 95-120 см, сето — 50-70 см. Рукоять длинного меча рассчитана обычно на 3,5 кулака, короткого — на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей — около 3-х см, толщина спинки — 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес длинного меча около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она «цуба». Цуба малого меча могла иметь дополнительные прорези для вкладывания в его ножны дополнительных ножей — метательной кодзуки и хозяйственного когая. Производство цуб превратилось буквально в художественный промысел. Они могли иметь сложную ажурную форму, украшаться резьбой или рельефными изображениями.

    Помимо дайсе самурай мог носить еще и нодати — «полевой меча» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м. Носили его обычно за спиной подобно цуруги или на плече, придерживая рукой. За исключением длины, нодати конструктивно ничем не отличался от дайто, который дальше мы будем называть катаной.

    Всадник мог держать катану и одной рукой, но в бою на земле этот меч из-за его веса предпочитали держать двумя руками. Ранние техники работы катаной включают в себя широкие круговые рубяще-режущие движения, но позднее они стали гораздо более развитыми. Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий.

    И катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Европейский способ, нацеленный на пробивание доспеха, предполагает максимальное использование инерции движения меча и нанесение удара «с проносом». В японском фехтовании человек ведет меч, а не меч человека. Там удар наносится тоже силой всего тела, но не с обычного шага, а с приставного, при котором тело получает мощный толчок вперед (больший, чем при развороте корпуса). При этом удар наносится «фиксировано» на заданный уровень, и лезвие останавливается точно там, где этого хочет мастер, а сила удара при этом не гасится. И когда мастер меча рубит в мелкие ломтики кочан капусты или арбуз, лежащий на животе у его ученика, или отрезает половинку лимона, зажатого у него в зубах (часто еще и вслепую, с завязанными глазами), то при этом, в первую очередь демонстрируется именно его способность фиксировать удар. И если такой удар не пришелся в цель, то он уже не тянет за собой владельца, как в случае с европейским мечом, а дает ему возможность сменить направление или нанести следующий, тем более что короткий приставной шаг позволяет наносить мощные удары на каждом шагу — сегодняшний кэндока, имеющий черный пояс, может выполнить три вертикальных удара мечом в секунду. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на «блок-удар» почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар. Отступают при бое на катанах вперед. Уход с линии атаки с одновременным нанесением удара — одна из наиболее часто употребляющихся комбинаций. Ведь надо иметь в виду, что прямой удар катаной может разрубить практически все, и японский доспех просто не рассчитан на то, чтобы «держать» прямые удары. Поединок истинных мастеров самурайского меча сложно назвать поединком в европейском понимании этого слова, ибо он построен на принципе «одним ударом наповал». В кэндзюцу же есть «поединок сердец», когда два мастера просто неподвижно стоят или сидят и смотрят друг на друга, и проиграл тот, кто первым дернулся к оружию…

    Школ кэндзюцу, как называется в Японии искусство боя на мечах, существовало и существует немало. Одни обращают особое внимание на мгновенный уход с линии атаки, сопровождающийся вертикальным ударом («Синкагэ-рю»), другие уделяют большое внимание подставке левой руки под лезвие меча и боевым приемам, проводимым при помощи этой техники («Синто-рю»), третьи практикуют работу двумя мечами одновременно — большой в правой руке, малый в левой («Нито-рю») — таких бойцов называют «рето дзукай». Кто-то предпочитает подрезающие удары в горизонтальной плоскости с обходом вокруг противника — между техникой кэндзюцу и айкидо много общего. Можно бить рукояткой, можно перехватывать меч на обратный хват, можно использовать в ближнем бою подножки и подсечки. Особенности самурайского меча позволяют использовать практически все техники работы с длинным клинковым оружием.

    В XVII в., после объединения страны под властью дома Токугава, началась тенденция превращения кэндзюцу в кэндо — способа боя на мечах в Путь меча. Кэндо уделяло много внимания нравственному самоусовершенствованию личности, а сейчас является одним из самых популярных в Японии видов спорта, в котором используется уже не настоящее боевое оружие, а его спортивные эквиваленты из дерева или бамбука. Впервые деревянный меч, повторяющий очертания настоящего (боккэн, или бокуто), ввел легендарный мастер XVII в. Миямото Мусаси. Правда, такой деревянный меч все равно был грозным оружием, которым запросто можно было расколоть череп. Самураи часто хранили боккэн дома, у изголовья. В случае внезапного нападения можно было с его помощью обезоружить и взять противника без пролития крови, просто, к примеру, перебив ему руки или сломав ключицу…

    По сравнению с техникой боя длинным японским мечом, техника боя коротким известна меньше. Здесь встречаются и хлещущие удары кистью, построенные на том же принципе фиксированного удара, и подвешенное положение меча, которым так любят щеголять любители славяно-горицкой борьбы, и частые удары рукояткой в солнечное сплетение. Естественно, по сравнению с длинным мечом, тычковых ударов больше, поскольку это оружие все-таки предназначено для боя на близкой дистанции.

    О месте меча в японском обществе и японской культуре написано очень много. Меч был и остается одним из символов императорской династии, предметом синтоистского культа, одним из символов воспитания национального духа. Перед тем, как приступить к изготовлению настоящего традиционного японского меча, японский кузнец совершал долгий подготовительный ритуал, напоминающий подготовку русского иконописца к росписи церкви или к созданию важной для него иконы: пост, очистительные омовения, долгие молитвы, облачение в чистые, церемониальные одежды, целибат.

    Пожалуй, ни в одной стране мира не был так развит этикет меча. Как и в других регионах, заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя клинок означал доверие к собеседнику, ибо из этого положения меч было труднее привести в боевую готовность. При входе в дом длинный меч оставлялся у входа на специальной подставке, и войти внутрь с этим мечом означало демонстрацию крайнего неуважения. Передавать меч кому-либо как для показа, так и на хранение, можно было только рукоятью к себе — поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. При демонстрации оружия меч никогда не обнажался полностью, и касаться его можно было только шелковым платком или листом рисовой бумаги. Обнажение меча, удар ножнами о ножны и, тем более, бряцание оружием, было равносильно вызову, за которым мог последовать удар без всякого предупреждения. Как и в Европе, мечи могли иметь имена и передавались из поколения в поколение. А лучшие японские оружейники часто специально не клеймили свои мечи, считая, что оружие само рассказывает о то, кто его создал, а человеку, который не способен этого понять, и знать незачем, кем меч создан. Слово «меч» часто табуировалось, и, например, «вакидзаси» буквально означает «на боку воткнутое»…

    Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить катану даже короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский — на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.

    Доспехи бесполезны


    Кадр из сериала «Ведьмак» / Netflix
    Судя по «Властелину колец», «Игре престолов» и «Ведьмаку», самая эффективная броня — сюжетная. Главные герои практически непобедимы, а статисты, даже закованные в панцирь, погибают от одного тычка в стальную пластину на груди.

    На самом деле человек в броне хорошо защищён от меча. Поэтому против воина в доспехах лучше сражаться с боевым молотом или клевцом, а меч приберечь на другой случай.

    Даже простую куртку, если она состоит из нескольких слоёв ткани, нелегко рассечь мечом.

    Те, у кого не было металлических доспехов, носили гамбезоны (стёганки), и они уже обеспечивали неплохую защиту. Попробуйте порезать своё одеяло ножом и поймёте, о чём речь. Та же русская шинель вполне останавливала Cut And Thrust: European Swords and Swordsmanship удары британской кавалерийской сабли.


    Кадр из сериала «Ведьмак» / Netflix

    Так что парень, который в «Ведьмаке» не смог устоять на ногах после того, как его полоснули мечом по кирасе, выглядит просто нелепо.

    Немного истории о тех, кому обязан своим появлением кодекс чести самурая

    В средневековой Японии, которая долгое время была закрытым от внешнего влияния государством, сформировались свои определенные классовые различия. Феодалы – землевладельцы, знатные особы дворянского происхождения создали свое отдельное общество — касту, в котором существовали свои собственные принципы, законы и порядки. В отсутствии сильной центральной власти именно самураи Японии положили начало организованной системе управления в стране, где каждый слой общества занимал свое определенное место. Как и во всем остальном мире, военный человек всегда был на особом счету. Заниматься военным ремеслом означало причислять себя к высшей касте. В отличие от простых ремесленников и крестьян, составлявших основу ополчения в военное время, Япония имела немногочисленную прослойку общества, состоявшую из профессиональных военных. Быть самураем означало состоять на службе.


    Учеба самураев

    Значение слова самурай буквально переводится как «служилый человек». Это могли быть люди как самого высокого ранка в иерархии феодальной знати, так и мелкие дворяне, состоявшие на службе у императора или у своего сюзерена. Основной род деятельности членов касты — военная служба, однако в мирное время самураи становились телохранителями высоких господ, состояли на административной и гражданской службе в качестве наемных служащих.

    Расцвет эпохи самураев пришелся на период междоусобицы X-XII века, когда в стране за центральную власть вели борьбу сразу несколько кланов. Возник спрос на профессиональных военных, которые были обучены военному ремеслу и пользовались уважением в гражданском обществе. С этого момента начинается выделение людей, объединенных по военному признаку в особое сословие. Завершение военных действий привело к тому, что новое сословие стало считаться военной элитой государства. Были придуманы свои правила посвящения в члены сословия, определены морально-этические критерии для членства в касте, очерчен круг прав и политических свобод. Небольшая численность самураев, постоянная служба и высокие должности обеспечивали им высокий уровень жизни. Про самураев тогда говорили, что это люди, которые живут только во время войны и их смысл жизни заключается только в том, чтобы добывать славу на поле боя.


    Самурай и его слуга

    Отличались самураи и своим военным снаряжением, маска самурая вместе с его шлемом составляли обязательный атрибут военной экипировки. Помимо виртуозного владения мечами, самурай должен был превосходно владеть копьем и шестами. Воины-профессионалы прекрасно владели приемами рукопашного боя, в совершенстве знали военную тактику. Были обучены верховой езде и стрельбе из лука.

    На самом деле так было далеко не всегда. В мирные периоды, большая часть самураев была вынуждена искать средства для существования. Представители знати уходили в политику, старались занять важные военные и административные посты. Бедные дворяне, вернувшись в провинцию, сводили концы с концами, становясь ремесленниками и рыбаками. Большой удачей было наняться к какому-то господину на службу в качестве охраны или занять мелкий административный пост. Образование самураев и их уровень подготовки позволяли им успешно заниматься подобной деятельностью. Ввиду того, что японская знать самого высокого уровня была представлена выходцами из самурайского клана, дух самурая проник во все сферы гражданского общества. Быть причисленным к клану самураев становится модным. В сословных титулах становится обязательной принадлежность к высшей военно-феодальной касте.

    Однако каста воинов не была чисто мужским клубом. Ведя свою родословную с давних времен, многие знатные роды в Японии имели женщин, состоящих в элитном сословии. Женщины-самураи вели светский образ жизни и были освобождены от воинских и административных обязанностей. При желании любая из женщин клана могла получить определенную должность, заниматься административной работой.

    С точки зрения морали самураи могли иметь продолжительные отношения с женщинами. Самурай не был склонен заводить семью, поэтому браки, особенно в эпоху феодальных войн и междоусобиц были не популярны. Бытует мнение, что среди элитного сословия нередко практиковались гомосексуальные связи. Частые военные походы и постоянная смена места жительства только способствовали этому. Про самураев принято говорить только в превосходной степени, поэтому подобные факты историей умалчиваются и не афишируются в японском обществе.

    Блокировать удар чужого меча лезвием своего — отличная идея


    Кадр из сериала «Ведьмак» / Netflix
    Несмотря на то что в Голливуде только так и делают, принимать удары вражеским мечом на своё лезвие — верный способ испортить клинок и сделать его бесполезным. А меч — штука дорогая, и его следует беречь.

    Лезвие меча делят на сильную сторону (более широкая, ближе к гарде), слабую сторону (сужается, находится дальше от гарды) и остриё (тот конец, которым следует тыкать в противника). И удары врага парировали The Myth of Edge-On-Edge Parrying in Medieval Swordplay только гардой и сильной стороной клинка, которую зачастую даже не затачивали.

    Самурай и ниндзя. Легендарные японские воины в мире видеоигр

    — Путь самурая не нужен больше никому…

    — Не нужен? Что может быть нужнее?

    Х/ф «Последний самурай», 2003

    Японские острова, будто наверстывая века самоизоляции, привнесли в массовую культуру в XX-XXI веках множество ярких образов. Японские воины — одна из визитных карточек Страны восходящего солнца. Дисциплина, самоотречение, боевое искусство на грани человеческих возможностей, экзотические доспехи и оружие — образы самураев и ниндзя влекут и будоражат кровь, особенно молодых людей. С появлением на экранах кинотеатров суровых меченосцев и мистических убийц европейцы и американцы влюбились в них мгновенно. Гайдзины восторженно округляли свои гигантские глаза и требовали больше ниндзя, больше самураев. Геймдев, культура сколь молодая, столь и резвая, не моглпройти мимо.

    Приобщиться к духу самураев было возможно еще в седую старину, задолго до появления всяческих PlayStation и игр на CD-дисках. На платформе ZX Spectrum была в свое время (год выхода — 1988-й) популярна игра Samurai Warrior: The Battles of Usagi Yojimbo. Она позволяла управлять самураем, наводя катаной ужас на местных разбойников. Интересной особенностью стала боевая система — в кои-то веки игрока заставили точно рассчитывать удары мечом. То есть катана должна была попасть точно в тело неприятеля, при небольшом радиусе поражения и при постоянном движении цели. Слешеры тех времен относились к подобным деталям с пренебрежением, но Samurai Warrior приучал быть внимательным. К тому же в игре имелись пускай крохотные, но все же элементы приключенческого жанра: герой прятал оружие в ножны и разгуливал по деревенькам, раскланиваясь с прохожими. Изюминку добавлял сам антураж игры: действие происходило в стране антропоморфных животных. Главный герой был зайцем и сражался с носорогами и медведями.


    Samurai Warrior: The Battles of Usagi Yojimbo

    Технологии не стояли на месте, и вскоре игрокам стало все проще чуять запах цветущей сакуры и переноситься у экрана в далекую Японию. Железо становилось сложнее, хитовые самурайские игры стали появляться все чаще. 2001 год ознаменовался запуском на PlayStation 2 самой, пожалуй, известной серии игр о Пути воина — Onimusha. Первая часть франшизы с подзаголовком Warlords знакомила с молодым самураем Самоноске Акечи, грозой демонов. Герой запомнился во многом благодаря сыгравшему его актеру Такеши Канеширо —эта звезда азиатского кино работала с такими мэтрами, как Джон Ву и Чжан Имоу. Колоритной основой стали японские легенды, а процесс был образцовым слиянием экшена и хорроров на выживание. Саманоске ловил души демонов магической перчаткой, бил из лука, стрелял из аркебузы, но основным оружием был все-таки самурайский меч (правда, здесь не обошлось без волшебных вариаций с громом и молниями). Похождения Акечи продались внушительным тиражом, а Onimusha стала одной из самых известных серий гиганта Capcom. В третью часть даже заглянул легендарный француз Жан Рено. Что интересно, все четыре основные части сериала имеют очень высокий рейтинг критиков: на агрегаторе оценок Metacritic все Onimusha оценены не ниже 80%. Слухи о возрождении бренда витают в инфосфере уже давно, и что-то нам подсказывает, что вскоре демонам вновь не поздоровится.


    Onimusha: Warlords

    Что касаемо жанров игр о самураях, то в последние два десятка лет предпочтение отдается экшенам от третьего лица — так игрок может сполна оценить воинскую стать героя и полюбоваться боевой анимацией. Самурайская эстетика и красивая хореография сражений обеспечили многим тематическим проектам коммерческий успех и признание.

    Так, именно визуальная часть во многом обеспечила популярность экшену Genji: Dawn of Samurai (год выхода — 2005, платформа PS2, разработчик Game Republic). Игра выжала из консоли шестого поколения все соки: ценители боевых искусств порадовались красочным декорациям, уникальному азиатскому бестиарию и непривычному стилю боя с двумя мечами — один из клинков герой-самурай держал обратным хватом, острием назад. Также Genji: Dawn of Samurai запомнилась грамотным применением слоу-мо, которое здесь выглядело не хуже, чем у детектива Пейна.


    Genji: Dawn of Samurai

    Исторически верный образ самурая, пускай и на фоне оживших мифов, не всегда привлекал разработчиков — известны примеры удачных экспериментов с исходным материалом. В боевике Afro Samurai (2009, Bandai Namco) мы управляли темнокожим мастером меча по имени Афро, а окружение напоминало больше об американском фронтире, чем о далеких восточных островах. В основу лег культовый аниме-сериал, а за саундтрек отвечал популярный за океаном музыкант, известный как RZA. Стремительные схватки с катаной в руках под заводной рэп вдохновили многих пользователей, но провальный сиквел поставил крест на потенциальной франшизе.


    Afro Samurai

    Более серьезный подход к нарративу и механике, а также редкий уровень нелинейности — это о сериале Way of the Samurai. Без хулиганства не обошлось, но жизнь и подвиги самураев здесь более близки к реальности, чем во многих схожих проектах. Первая из четырех игр франшизы появилась на прилавках в 2002 году. Мы влезали в одежды ронина, самурая без хозяина. Дорога приводила нас в городок, где разгорается вражда между кланами. И дальше история нашего ронина ветвилась с невиданной прежде частотой. Принимать решения приходилось постоянно, и каждый поступок влек те или иные последствия. Мы были вольны принимать любую сторону, заниматься той или иной активностью, и даже извлечение катаны из ножен было не скриптовым актом, а результатом вашего взвешенного решения. Гибкая боевая система и масса необязательных заданий здесь соседствуют со слабой графикой — причем речь обо всех четырех частях Way of the Samurai. Но где еще вы найдете возможность наносить удары тыльной стороной катаны? Ведь так можно сохранить жизнь любому сопернику, и рассказ свернет в неочевидном направлении. Потенциал для повторных прохождений — это про самураев, так утверждает серия Way of the Samurai.


    Way of the Samurai 4

    Но все же самурай — это в первую очередь воитель, а не авантюрист. Об этой истине напоминает студия Omega Force, известная своей бесконечной серией Warriors (франшиза начата игрой Dynasty Warriors в 1997 году). Формула «легендарные герои посреди большой битвы» обрела популярность еще во времена первой PlayStation, но изначально речь шла о китайских богатырях. В 2004 году появилось ответвление Samurai Warriors, и здесь уже на поле боя вышли суровые японцы. Да, отличия были в основном внешние, но устрашающие доспехи самурая действительно выглядели свежо после всех этих китайских перьев, ленточек и колокольчиков. Да и в механике самурайского ответвления появились новые фишки: штурмы замков и неуловимые ниндзя в качестве противников.


    Samurai Warriors

    Серия криминальных экшенов в открытом мире Yakuza также обращалась к теме благородных самураев. В 2008 году в свет вышла игра Ryu ga Gotoku Kenzan!, также известная как Yakuza Kenzan. Действие перенеслось с неоновых улиц современного мегаполиса в позднее средневековье начала XVII века. Играть предстояло не за японского мафиози, а за мастера меча Мусаси. Основные элементы были привычны поклонникам Yakuza: нравы большого города, серьезная драма в основе сюжета, масса необязательных занятий. Но самураи придали игре неповторимую атмосферу своим боевым искусством: в Kenzan было доступно несколько стилей боя, в том числе без оружия, а высокий градус зрелищности обеспечили многочисленные QTE. Публика приняла игру очень благосклонно, и вслед за Kenzan последовало еще одно ответвление с подзаголовком Ishin (2014). Действие развернулось уже в XIX веке, но самурайская тема вовсе не была закрыта — в те времена по улицам японских городов все еще гуляли самураи в больших количествах, Япония не спешила расставаться с традициями. Так что, на радость игрокам, в кадре вновь заблестели катаны. К большому сожалению, и Kenzan, и Ishin вышли только на азиатском рынке и доступны лишь на японском языке. Хотя стоит учесть, что SEGA в последнее время активно взялась за франшизу, выпустив ремейки первых игр, а также — неожиданно, но приятно! — портировав, наконец, на ПК несколько выпусков серии. Есть немалая вероятность в обозримом будущем поиграть в самурайские проекты Yakuza на ПК или PlayStation.


    Yakuza Kenzan

    Обязательно нужно вспомнить о самурайской — и весьма удачной — вариации «душевных» RPG. Первая Nioh вышла в 2017-м, вторая — в текущем году, и пока остается эксклюзивом для Sony (видимо, временным). Боевое умение самураев именно здесь показано максимально подробно и глубоко. Десяток своеобразных видов оружия, три стойки, огромное количество приемов — голова у особо нежных геймеров могла пойти кругом. Здесь, к слову, кроется и темная сторона Бусидо — боевка в Nioh оказалась довольно громоздкой: чтобы активировать новый прием, нужно лезть в дебри сурового интерфейса, количества клавиш на геймпаде попросту не хватало, и, пользуясь одними умениями, приходилось отключать другие. Но, как бы то ни было, поход истинного самурая (ну и пускай в первой игре он гайдзин-англичанин, а во второй — полудемон) показал невероятную вариативность и скрупулезность в проработке схваток с холодным оружием. Копьями было сложно драться в коридорах — оружие цепляло стены, экзотичная кусаригама с цепью позволяла контролировать большой объем пространства, боевой топор был медлителен, но смертоносен. Несмотря на повсеместное фэнтези и национальные мифы, в боевой системе Nioh можно отыскать элементы реального искусства самураев. Например, отдельным активным перком идет иаи-дзюцу, искусство извлечения катаны из ножен с последующим стремительным ударом. Настоящие самураи уделяли оттачиванию этого умения немало внимания. А сэр Уильям из первой Nioh успешно совмещал навыки самураев и ниндзя задолго до протагониста из грядущей Ghost of Tsushima: он разил чудовищ отравленными сюрикенами и кунаями, разбрасывал кругом острые шипы и всячески уходил от правил честного боя.


    Nioh

    Действие хорошего самурайского боевика вовсе не обязательно должно происходить в Японии пятисотлетней давности. Один из лучших 2D-экшенов последних лет, Katana ZERO, переносит игрока в современный пиксельный мегаполис. Среди буйства неоновых огней выполняет рискованные контракты наемник-самурай. В игре гармонично сплелись азиатские мотивы с европейскими, и главный герой в кимоно, с мечом на поясе выглядит на удивление уместно в лазерных лучах ночного клуба. Katana ZERO запомнилась стремительным, прямо-таки молниеносным экшеном, а за возможность отбивать катаной пули разработчикам стоит сказать отдельное спасибо.


    Katana ZERO

    Образ самурая идеально ложится в жанровый канон файтинга, где суть сводится к поединку. Так, Есимицу из клана Мандзи появлялся сразу в двух легендарных файтинг-сериях: Tekken и Soul Calibur. Впрочем, в этих играх мелькают в качестве персонажей еще и боевые панды, и Геральт из Ривии, и лопоухий мастер Йода. А вот серия Samurai Shodown делает упор именно на самураев из феодальной эпохи Японских островов. Этот бренд известен с 1993 года и недавно отметился весьма достойной Samurai Shodown 2019 (настоящим воинам не нужны, видимо, цифры в названии и всякие там подзаголовки). Да, среди персонажей серии можно отыскать китайского генерала и пару отвязных американцев — Эрсквейка и Галфорда, но так только веселее. Серия отличается высочайшими скоростями: новички проигрывают, не успев понять, что именно происходит. Если вас не коробит от аниме-стилистики, этой франшизе стоит дать шанс. В наших краях Samurai Shodown особой популярностью почему-то не пользуется.


    Samurai Shodown (2019)

    Можно вспомнить удачные примеры появления самураев в жанре RTS. Свой уникальный облик и ряд оригинальных механик имела игра Battle Realms (2001). Некоторые критики совершенно напрасно назвали ее в свое время клоном Command & Conquer, но так уж было принято: после выхода стратегии от Westwood Studios клонами C&C еще много лет клеймили все подряд, за дело и без дела. Но история Кендзи, сына князя-дайме, в Battle Realms запомнилась своеобразной яркой стилистикой, колоритными кланами и серьезным подходом к экономике. Интересно и свежо была подана механика набора армии: чтобы получить пехотинца или лучника, нужно было загнать в казарму простого крестьянина для тренировки. Игра имела коммерческий успех и в настоящее время в раннем доступе сервиса Steam можно найти ремастер — Battle Realms: Zen Edition.


    Battle Realms

    Самурайская тематика не всегда подавалась с серьезным выражением лица. Стоит вспомнить отличную стратегию Skulls of the Shogun (разработана студией 17-BIT, издана не кем-нибудь, а самой корпорацией Microsoft в 2013-м). По сюжету павшие самураи попадают в страну мертвых и —кто бы сомневался —вновь принимаются за боевые действия. Скелеты в самурайских доспехах верхом на конских костяках выглядели как минимум забавно. Игра отличалась приятной мультяшной картинкой и на удивление глубокой боевой системой.


    Skulls of the Shogun

    А в популярной тактической игре Shadow Tactics: Blades of the Shogun (работа немецкой студии Mimimi Games, совсем недавно эта команда выстрелила хитовой Desperados III) мы видели в своем отряде как хрестоматийного самурая Мугена, так и ниндзя Хаято.

    Ниндзя для разработчиков всегда были ничуть не менее привлекательным образом, чем самураи.

    Самая, пожалуй, уважаемая, долгоживущая и узнаваемая серия игр о ниндзя — это Shinobi. Первая игра бренда вышла в далеком 1987-м, и с тех пор синоби заглянул чуть ли не на все возможные платформы (последняя на сегодня Shinobi вышла в 2011 году на консоли 3DS), отметился на первых игровых автоматах, появившихся на постсоветском пространстве в начале девяностых, перешел в три измерения на консолях шестого поколения с играми Shinobi (2002) и Nightshade и стал в итоге признанной классикой аркадного экшена. Ни о каком реализме в серии речь не шла: обычно герой в маске сбивал сюрикенами вертолеты или дрался с негодяями на крыле летящего истребителя. За такое буйство фантазии бренд и полюбился. Как и положено ниндзя, протагонист игр Shinobi был способен на невероятную акробатику, владел рукопашным боем и разил врага метательным оружием. Очень похожим путем прошла серия боевиков Ninja Gaiden (запущена в 1988-м), только здесь ставка делалась на ядреный хардкор.


    Shinobi (2011)

    Нередко игры о ниндзя берут из реальной истории воинов тени лишь внешнюю атрибутику. Весь остальной контент таких игр завозится из страны Фантазии. Это, впрочем, не делает хуже боевики о ниндзя. Образцовым примером можно назвать Ninja Blade. Игра была выпущена в 2009 году командой FromSoftware, в чьих стенах, к слову, появилась серия Souls. Ninja Blade стал яростным, зрелищным боевиком, отбросившим не только правила ниндзюцу, но и законы логики с физикой. Здесь герой в одеждах ниндзя прыгает с самолета без парашюта, скачет через небоскребы и рубит в клочья пауков размером с троллейбус. Весело и задорно.


    Ninja Blade

    Но мы обратимся к более серьезным тематическим играм, где воины-невидимки показаны с упором на реальную историю. Очень круто трудовые будни ниндзя демонстрирует консольный сериал Tenchu. C 1998-го по 2008-й игры франшизы выходили на самых разных консолях, и первые три заслуженно считаются образцовым высказыванием на тему ниндзя. В Tenchu во главу угла ставилась скрытность: опытные синоби с геймпадами в руках выполняли миссии, не спускаясь с крыш и не высовывая носа из бамбуковых зарослей без крайней необходимости. Здесь враг, застигнутый врасплох, — мертвый враг. Что интересно, при обнаружении лазутчика сбегались опытные воины со всей локации, однако у игрока оставался хоть и мизерный, но какой-никакой шанс отбиться в открытом бою. Это придавало игре остроты и достоверности: реальные истории средневековой Японии гласят, что в прямом столкновении шансы ниндзя были не очень-то велики.

    В определенной степени своим успехом британский тяжеловесный сериал глобальных стратегий Total War обязан тем же ниндзя. В первой игре франшизы, Shogun: Total War, ниндзя блистали мастерством и могли быть в одиночку полезнее целой армии. Игра моментально влюбляла в себя классными видеороликами, где было показано каждое задание ниндзя. Команда Creative Assembly ответственно подошла к исторической достоверности. Так, некоторые покушения на вражеских военачальников ниндзя совершали с переодеванием: вот катит крестьянин по улице тележку, а вот через секунду самурай уже падает рядом замертво. И никаких масок с мечами за спиной. Важной особенностью в Shogun: Total War было то, что каждый ниндзя мог провалить задание. То есть для каждого видеоролика было заготовлено несколько вариантов концовки. Как итог, возиться с ниндзя было очень увлекательно.


    Shogun: Total War 2

    Чуть ли не отдельный поджанр выбили себе ниндзя в формате двухмерного платформера. Желающие могут зарубиться в чистый треш-адреналин: игра Super House of Dead Ninjas с крайне положительными отзывами в Steam к вашим услугам. Красивый платформер с ниндзя в главной роли Shadow Blade перекочевал с мобильных устройств на ПК с приставкой Reload. Pixel Shinobi Nine Demons of Mamoru дает возможность оценить разнообразие арсенала ниндзя.


    Shadow Blade: Reload

    Но лучший двухмерный ниндзя прячется в тенях игры Mark of Ninja. Этот абсолютный хит был разработан командой Klei Entertainment (дилогия Shank) в 2012 году. Получилось очень стильно, увлекательно и даже убедительно. Здесь отмеченный магической татуировкой ниндзя действует именно как мастер теней. Его метод боя — единственный верный удар в спину. В открытом бою с накачанными наемниками шансов практически нет, если только не сбросить злодея умелым пинком с крыши многоэтажки. Но в основном мы здесь прячемся. Ниндзя даже получает драгоценные очки опыта, когда мимо проходят облапошенные охранники. Mark of Ninja стала ярким примером той игры, что в идеальном мире должна стать серией, но в нашей реальности пока не сложилось.


    Mark of the Ninja

    Образ ниндзя разработчики игр трактуют весьма вольно, ведь воинов тени сопровождает мистика и недосказанность. В одной из лучших игр прошлого года, Sekiro: Shadows Die Twice, синоби по прозвищу Волк изначально служит телохранителем, а вовсе не убийцей по заказу. Лишь «завалив службу», потеряв клиента и руку в придачу, Волк вспоминает старые методы и начинает втихую вырезать виновных и причастных. Впрочем, основное внимание в Sekiro досталось превосходной системе открытого ближнего боя, с парированием и контратаками.

    А вот датские разработчики из IO Interactive, создатели брутальной серии Hitman и бескомпромиссного боевика Freedom Fighters, в 2009-м совершенно неожиданно выдали Mini Ninjas. Здешние синоби и самураи будто сбежали с улицы Сезам, а сама игра была доверху набита концентрированной милотой. И ударом под дых в комплекте шел богатый, вариативный экшен. Да, с этими ниндзя нужно быть готовым ко всему!


    Mini Ninjas

    По понятным причинам в материал попали далеко не все достойные игры о самураях и ниндзя. Ждем ваших высказываний в комментариях — укажите те видеоигры, что именно вас заставили почувствовать себя мастером катаны или бесшумной тенью-ниндзя.

    Держать меч за лезвие нельзя


    Hans Talhoffer, Michel Rotwyler / Wikipedia
    В интернете можно часто встретить картинки, на которых средневековые воины берут свой меч не за рукоять, а за клинок. Их обычно сопровождают насмешливые комментарии в духе: «Нужно было читать инструкцию».

    Однако меч можно брать за клинок! Такая техника называется Half-sword half-sword, «полумеч». Если против вас враг в доспехах, вместо того чтобы гнуть и тупить лезвие о его броню, проще ухватить меч с другого конца и ударить гардой по голове. Даже если на нём стальной шлем, такой удар как минимум будет неприятен. А то и к сотрясению может привести.

    Ещё меч брали за лезвие левой рукой, оставляя на рукояти правую, чтобы усилить колющий удар. Такой приём годился, правда, только против ошеломлённого и беззащитного врага.

    Залечь и обмануть

    В наступлении или во время контратаки движущиеся японские цепи могли внезапно залечь, а потом поспешно отступали. Таким манёвром они старались вызвать преследование со стороны противника. Если он вёлся на эту уловку и бросался вслед удирающим самураям, то ему приходилось несладко.

    Отступающие японцы снова залегали и открывали по преследователям огонь.

    Удары с разворота — это здорово


    Кадр из сериала «Игра престолов» / HBO
    Джон Сноу и Геральт в бою вертятся вокруг своей оси, будто балерины, но настоящие фехтовальщики никогда так поступать не станут. Нельзя поворачиваться спиной к человеку, который намерен вас атаковать.

    Разворот на 360 градусов в поединке на мечах бесполезен. Во-первых, так вы подставляетесь под удар. Во-вторых, вы на какое-то мгновенье выпускаете врага из виду. В-третьих, бессмысленно пытаться бить врага мечом с разворота: от такого движения легко уклониться, а удар усиливается незначительно.

    Большинство японцев, практикующих то или иное боевое искусство, единодушно почитают кэндо, как самое старшее и основополагающее искусство боя. Действительно, в арсенале других боевых дисциплин много прямых заимствований из того комплекса приемов и упражнений, которые и составляют кэндо. Так, например, множество ударов в айкидо скопированы из кэндо, с той только разницей, что в айкидо удар наносится голой рукой.

    Но, пожалуй, самое главное то, что от кэндо к другим боевым искусствам перешло его философское содержание, которое обеспечивает бойцу наилучшую концентрацию перед поединком и максимальное напряжение сил в бою.

    Кэндо, что в переводе с японского означает путь меча, раньше называлось – кэндзюцу – техника меча. Оно ведет свое начало от самурайского искусства боя на мечах, которое, по мнению японцев, сформировалось, как цельная система принципов и приемов к 10-11 веку. Тогда же, завезенный из Китая, обоюдоострый меч принял знакомый нам по самурайским фильмам вид чуть изогнутого, заточенного с одного края клинка длиной до одного метра с двуручной рукоятью

    На протяжении нескольких столетий решающий удар в любом сражении между японскими феодалами приходился на долю меча. Тогда же, очевидно, кэндзюцу переживало период расцвета. Но в документах того времени его описания отсутствуют.

    С появлением огнестрельного оружия в 16 веке, практическое применения мечей сошло на нет, составив удел бродячих самураев и разбойников, но, как это не раз бывало в Японии, именно тогда началось второе рождение кэндзюцу. Появляются многочисленные школы этого боевого искусства и издаются посвященные ему трактаты. Появляются учебные доспехи, которые используются и в наше время. И на всю страну прогремела слава самурая Миямото Мусаси мастера кэндзюцу и бродяги, который победил в 60 боях, не потратив ни на один больше трех ударов мечом. Его же перу принадлежит замечательная книга о кэндзюцу, ставшая настольной для поколений японцев.

    В 19 веке ношение мечей было запрещено, но это снова парадоксальным образом только увеличило популярность кэндзюцу, которое тогда получило свое современное название – кэндо. Причем увлекались им в основном крестьяне. Что-то было в этой дисциплине, что импонировало японскому духу.

    Между тем, к 20 веку кэндо окончательно превратилось из прикладного боевого искусства в вид спорта, хотя многие с этим не согласны.

    Рекомендуем также почитать:

    • Миямото Мусаси – воин, не проигравший ни одного поединка
    • Карте – искусство ведения схватки голыми руками
    • История самураев – правда и выдумки

    Мечи были очень тяжёлыми


    Меч «Убийца драконов». Иллюстрация: манга «Берсерк»
    Иногда такое утверждают даже вроде бы образованные люди. К примеру, один академик на телеканале The History Channel заявил What did Historical Swords Weigh? , что мечи XIV века весили по 40 фунтов, то есть 18 кг. Наверное, нужно быть настоящим богатырём, чтобы махать такой штангой?

    На самом деле нет. Большинство длинных или полуторных мечей в коллекции Собрания Уоллеса в Лондоне весят What did Historical Swords Weigh? менее 1,5 кг. Средний вес мечей в период с X по XV век составлял 1,3 кг, в XVI веке он уменьшился до 0,9 кг. Даже огромные двуручные мечи, например цвайхендеры длиной в рост человека, имели массу не больше 3 кг.

    Как пьяный ронин избил веслом легендарного самурая

    Жил в Стране восходящего солнца типичный японский ронин по имени Миямото Мусаси. Выпить он любил, пофилософстововать за жизнь, даже «Книгу пяти колец» целую написал и всё бы ничего, но пришлось однажды ему вызвать на смертный бой одного прославленного самурая. И опять же всё бы ничего, но похмелье оказалось некстати, да и на пьяную голову меч свой ронин где-то некстати… потерял…

    Миямото Мусаси не был самураем, а являлся ронином, то есть воином без хозяина. Фехтовальщиком он был прекрасным, можно сказать самым лучшим в Японии. Вот только был ещё настоящий самурай Сасаки Кадзиро, который тоже считал себя лучшим фехтовальщиком.

    Как быть в этой ситуации и как выяснить кто лучший? Конечно же скрестить в бою свои катаны! Так воины и порешили. Назначили время и место.

    Местом проведения дуэли между лучшим самураем Японии Сасаки Кадзиро и ронином Миямото Мусаси был выбран остров Ганрюдзима.

    Самурай Сасаки Кадзиро со своими секундантами прибыли на место вовремя и стали ожидать ронина Миямото Мусаси. Час ждут, два ждут, а Миямото Мусаси всё никак не появляется.

    Тогда взбешённый самурай отправил секундантов отыскать Миямото Мусаси и притащить на остров оппонента как можно скорее. Отыскать ронина не составило труда. Оказалось он спал глубоким сном в доме, где ночевал последние несколько дней. Причиной неявки на дуэль оказалось банальное похмелье.

    Оказалось Миямото Мусаси изрядно набрался минувшим вечером позабыв про возможно самую важную схватку в своей жизни.

    С трудом растолкав похмельного ронина, секунданты затащили его в лодку и поплыли к острову. Постепенно придя в себя Миямото Мусаси понял, что меча то у него при себе не имеется, а значит дуэль на грани срыва. Секунданты начали паниковать, но не ронин.

    «Спокойно, — сказал заплетающимся языком ронин, — у мня усё под контролем… Ик!»

    Есть такая штука, называется «боккэн» — это деревянный тренировочный меч. В бою от него толку ноль, только если он не в руках лучшего фехтовальщика Японии. Вот Миямото Мусаси и смекнул, что есть весло, есть вакидзаси (это такая мини-версия катаны), значит можно выстругать боккэн. Так он и поступил.

    Конечно, Сасаки Кадзиро был в ярости, когда увидел своего противника. Да только делать нечего, не отменять же бой после стольких часов ожидания.

    Вывалившись из лодки, нетвёрдой походкой, сжимая в руках недоструганное весло, ронин грозно двинулся в направлении прославленного самурая.

    К удивлению самурая Сасаки Кадзиро ронин Миямото Мусаси оказался не так прост, каким мог показаться на первый взгляд. Ронин ловко уклонялся ото всех атак самурая и проводил очень опасные контратаки своим веслом.

    Затем выбрав удачный момент Миямото Мусаси нанёс точные и смертельные удары острым концом боккэна. Сасаки Кадзиро совсем такого не ожидал и не мог поверить своим глазам. Он умер от полученных ран с удивлением в своих глазах.

    Миямото Мусаси с почтением отнёсся к памяти своего противника. Более того постепенно он завязал с выпивкой, основал свою школу фехтования и даже оставил о себе след в истории, благодаря своему философскому труду «Книга пяти колец». После Миямото Мусаси к тренировочному оружию боккэн стали относиться куда серьёзнее, а на месте легендарной дуэли на острове Ганрюдзима воздвигли памятник поединку между ронином Миямото Мусаси и самураем Сасаки Кадзиро.

    Это может быть очень интересно!

    • Как российский офицер в бою победил японского самурая Русско-японская война, отгремевшая в начале двадцатого века известна не только поражением Российской империи, но так…
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]