История единоборства кэндо
История этого боевого искусства уходит в глубокое прошлое Страны восходящего солнца. Японские самураи – воины, известные своим мужеством и искусным владением оружием. Умение обращаться с мечом было для самураев одним из самых значимых навыков, ведь меч – это символ самурая, его обязательный атрибут, «душа воина».
С раннего детства будущего воина начинали обучать искусству владения холодным оружием. Занятия кэндо тренировали силу и закаляли дух. Они проводились на улице в любую погоду и имели целью подготовить юного воина к сражениям на боевых мечах. Мастерство определяли по количеству взмахов меча. В идеале это должен быть единственный смертельный взмах, «быстрый как полет ласточки».
Тренировки воинов включали не только физические упражнения, но тренировку дыхания, силы духа, координацию внимания. Обязательной была медитация, позаимствованная из буддизма, которая помогала собраться и сконцентрироваться перед предстоящим поединком. Главное для кэндоиста – хладнокровие и бесстрастность. Большое значение для успешного боя имеет правильное дыхание. Оно должно быть ровным и глубоким, особенно в момент нанесения удара. По этой причине наступление на противника и нанесение удара сопровождалось громким и резким выкриком – он помогает на мгновение задержать дыхание.
В XVI-м столетии в Японии появилось огнестрельное оружие. В связи с этим кэндо как военное искусство стало утрачивать свою роль, однако его популярность не ослабела. Стали развиваться различные школы и техники. С начала XVII-го века у бойцов кэндо появились защитные приспособления: шлем, перчатки, нагрудник, а боевой металлический меч был заменен бамбуковым, который не мог нанести тяжких увечий.
Предшественниками кэндо принято считать три основные школы, которые позаимствовали многие идеи из буддистского направления Дзен:
- Итто-рю – «школа одного меча», где приоритет отдавался единственному главному удару;
- Муто-рю – тренировка, в первую очередь, воли воина и учение, что «меча извне не существует»;
- Мунэнмусо-Рю – «истинная школа одного меча без лезвия», где учили фехтованию «не раздумывая», рефлексивно.
В 1868 году Кэндо был признан в Японии официальным видом спорта. Его стали изучать в учебных заведениях, появились специальные клубы, в которых преподавали науку Кэндо. Первый всеяпонский чемпионат на кубок императора состоялся в 1929 году. Однако после поражения Японии во Второй мировой войне (в 1945 году) кэндо оказался под запретом.
В ту пору этот вид спорта был признан вредоносным и разжигающим японский национализм. Запрет продержался до 1950 года, когда появилась Всеяпонская Федерация Кэндо. На современном этапе кэндо – одна из популярнейших национальных спортивных дисциплин в Японии. Кроме того, кэндо получило распространение и в других странах, в том числе в России, а в 1970 году была создана Международная Федерация Кэндо.
Да будет кэндо
Самурая норовит обидеть каждый. Во второй половине девятнадцатого века в Японии началась реставрация Мэйдзи, и даже самый распоследний ронин понял: револьвер — сила, катана — могила. Меч потихоньку стал сдавать свои позиции. Иногда даже казалось, что скоро катаны и танто (самурайский кинжал) можно будет увидеть лишь на открытках и детских утренниках.
Популяризацией ставшего немодным меча в те годы занималось Общество боевых добродетелей Большой Японии, которое стремилось сохранить «кэндзюцу» — искусство владения мечом. Именно эта организация в 1920 году объединила разные школы, курсы и кружки «владей мечом как самурай» под единым названием «кэндо» («путь меча»). И чем дальше, тем больше патриотически настроенной молодёжи приходило учиться владеть двуручным мечом.
Евгений Башин-Разумовский Эксперт по историческим вопросам
К слову, иероглиф 剣 «кэн» обозначает не привычную нам катану, а прямой обоюдоострый одноручный меч, пришедший из Китая. Почему так? Японцы в словосочетании «путь меча» видят скорее архетип меча, нечто вроде «отца всех мечей». Именно таким мечом вооружён один из буддийских божеств-защитников Фудо Мё-о. При помощи прямого клинка он отсекает заблуждения и ненужные мысли.
Перерыв пришлось сделать лишь в 1945 году, когда американская власть, на правах победителя, запретила это вредное занятие — и «путь меча» прекратили преподавать в школах. Но Япония умеет ждать: прошло всего восемь лет, и кэндо в школьной программе восстановили в правах.
Философия кэндо
Для единоборства Кэндо главное – здоровый дух, моральная сила, уравновешенность. Именно эти качества воспитывают в своих учениках сэнсэи – учителя. Термин «Кэндо» обозначается двумя иероглифами: «кэн» – меч и «до» – путь, означающий духовное совершенствование. Главное для кэндоиста – добиться победы над самим собой, над своими страхами и недостатками, достичь внутреннего спокойствия и равновесия. Именно для этого кэндоист пробивает себе дорогу с мечом в руках. Кэн – это инструмент защиты, а не нападения или убийства – об этом говорит философия Кэндо. На ее формирование существенное влияние оказал кодекс самураев Бусидо, который также определяет приоритеты справедливости, духовной чистоты, самоотверженности, чести.
Философия и цели кэндо
В современном кэндо на первое место вышел духовный аспект. Он рассматривает истинные и ложные цели, которые человек ставит перед собой. Ложные цели приводят человека в тупик. Если человек желает утвердиться за счет других, то это в итоге обернется против него. Меч, который есть у человека, накладывает на него большую ответственность. Он не имеет права ошибаться, не может потом исправить ошибку.
Целями кэндо являются:
- формирование разума и тела;
- развитие духа;
- стремление к совершенствованию;
- сохранение чести.
Достижение этих целей позволит каждому сделать вклад в глобальные задачи, которыми являются благополучие государства и общества, а также вклад в развитие культуры, движение к миру и процветанию.
Кэндо
Экипировка
Одежда кэндоиста состоит из кэндоги – куртки и штанов, и хакамы – широких штанов-юбки темно-синего или белого цвета.
Защитное снаряжение (Богу) включает определенные элементы. Шлем с решеткой защищает голову (Мэн), лицо – жесткие накладки из кожи (Цуки-дарэ). Руки защищают длинные и плотные тканевые перчатки – Котэ. Также в защитную амуницию входит нагрудник – До, и Тарэ – пять вертикальных полос из плотной ткани, закрывающих область талии и паха. Голова фехтовальщика оборачивается хлопковым полотенцем (Тэнугуи), которое позволяет шлему сидеть на голове комфортно и впитывает пот.
Синай – бамбуковый меч – состоит из четырех планок, изготовленных из бамбука или заменяющего его синтетического материала, скрепленных кожаными фитингами. Длина и вес синая зависят от характеристик бойца. Так, детский синай (для детей до 15 лет) имеет длину 114 см и вес не более 400 гр; женский – 117 см и 400 гр; мужской может иметь до 120 см в длину и не более 500 гр веса. Существуют и короткие мечи, длина которых не менее 62 см и вес от 280 гр.
Цуба (гарда) должна быть округлой формы. Она производится из натуральной кожи или искусственного материала, и имеет диаметр не больше 9 см. Цуба крепится к Синаю с помощью специальной резинки – Цуба-домэ.
Правила
Все соревнования в этом виде спорта проводятся на основании правил, установленных Международной Федерацией Кэндо (IKF), которая была создана в 1970 году.
Для поединка оборудуется «Сиаидзе» – прямоугольная или квадратная площадка со сторонами 9-11 метров. Она разделяется на две части, помеченные белым и красным цветами. Центр этой территории обозначается крестом. Участники состязаний закрепляют на спине красную или белую ленточки («Меджируси»), соответствующие стороне площадки, с которой они выходят. У находящихся на площадке судей имеется в руках красный и белый флажок.
По периметру выделяется полутораметровая свободная зона. Все обозначающие линии наносятся белой краской и имеют ширину 5-10 сантиметров.
В судейскую коллегию входят: главный судья соревнований, главный судья площадки, старший судья (он непосредственно контролирует ход всего сражения), судья-секретарь. Судейство каждого поединка осуществляют три судьи, которые фиксируют удары, поднимая над головой флажки соответствующего цвета. Также при проведении любых состязаний обязательно присутствие медиков.
Судейство
Кендо — это искусство, в котором побеждает спортсмен, набравший большее количество очков. Сам рейтинг называется иппон. Балл спортсмену дается за удачно выполненный прием и возвращение в исходную позицию. Балл дается не за сам удар, а за ряд правильно выполненных действий. Если все было выполнено в соответствии с правилами, то судья поднимает флажок и спортсмен получает один балл. За соблюдением правил следят три судьи. У каждого из них в руках должны находиться флаги белого и красного цвета. Ленты такого же цвета должны прикрепляться к спинам спортсменов. После совершения ряда успешных действий судьи поднимают вверх флаг, который соответствуют цвету ленты спортсмена. Очко засчитывается бойцу, если двое из судей подняли флажок.
Порядок допуска к соревнованиям
В Положении о соревнованиях прописываются все детали, которые обязательно должны учитываться: квалификация и возраст спортсменов, перечень предоставляемых документов и иные условия.
Для участия в состязаниях среди юношей или девушек кэндоисту должно исполниться одиннадцать лет. С пятнадцати лет спортсмены получают право на участие в схватках старших юниоров, а с восемнадцати – во взрослых поединках.
Претендующие на участие организации подают заявки в организационный комитет в соответствии с установленной формой. Все участники проходят регистрацию и медицинскую комиссию. Также для этого вида спорта обязательным является страхование спортсменов от несчастного случая во время соревнований.
Перед началом состязаний у всех спортсменов проверяется личное оружие («Синай») на его годность к применению в поединках («Синай-чек»). В случае обнаружения нарушений оружие может быть не допущено к соревнованиям. На одежде каждого участника должна присутствовать нашивка с указанием имени бойца («Нафуду»). На ней также обозначается клуб или страна, за которую выступает соревнующийся.
До начала сражения на кэндоистов надевают белую или красную ленточки, которые обозначают зону площадки. Комиссия по допуску составляет протокол, в котором фиксируются все допущенные и не допущенные спортсмены. Если случаются разногласия между руководством команд и Комиссией по допуску, решение о допуске остается за Главным судьей соревнований.
Порядок ведения поединка
До начала боя участники приветствуют друг друга поклоном, совершают три шага вперед и занимают позу готовности к поединку. Схватка начинается командой судьи «Хаджимэ» и прекращается его командой «Ямэ».
Бой длится четыре-пять минут. Все это время соперники обрушивают друг на друга колющие или режущие удары оружием. Для победы необходимо кончиком меча дважды попасть по определенным местам снаряжения противника. Это может быть маска, перчатки или нагрудник.
Счет ведется до трех очков (это соответствует правилу «Санбон-себу»). Однако если время боя истекло, а необходимое количество очков не набрано, победу присуждают спортсмену, получившему даже одно очко (в соответствии с правилом «Иппон-себу»). Поединок может быть продлен еще на минуту или три (добавочное время – «Энче»), если за отведенные минуты никто из соперников не получил хотя бы одно очко. При этом побеждает боец, первым получивший очко. Если это не произошло, то победитель определяется по решению судей (правило «Хантей») или присуждается ничья («Хикиваке»).
Бой может быть прерван, если:
- последовало оскорбление противника или члена жюри;
- один из соперников толкнул второго, сделал подножку или умышленно ударил в незащищенные участки тела;
- один из спортсменов потерял оружие;
- бой принимает опасный характер или выходит из-под контроля.
Если один из соперников получил удар или укол до команды «Ямэ», то он засчитывается.
Также категорически не разрешается спорить с членами судейской коллегии. Главный судья может сделать замечание, если участники боя намеренно тянут время.
Принципы проведения соревнований
В Кэндо существуют две системы соревнований:
- олимпийская, при которой участник покидает соревнование после одного или двух поражений;
- круговая – предусматривает, что каждый участник должен встретиться в бою со всеми другими бойцами, участвующими в соревновании.
В Положении и Регламенте, которые разрабатываются для проведения каждого соревнования, фиксируется, какая из систем будет применяться. Во время проведения соревнований обязательно разделение всех участвующих спортсменов на группы в соответствии с возрастом и полом.
Предусмотрено проведение индивидуальных и командных соревнований по категориям: юноши и девушки с 11 до 14 лет, юниоры до 17 лет и взрослые старше 18 лет.
Также во время соревнований предусмотрено проведение неофициального командного зачета.
Правила проведения соревнований по кэндо в РФ установлены Приказом Министерства спорта России «Об утверждении правил вида спорта «Кэндо». Этот Приказ основывается на правилах Всемирной Федерации Кэндо, которые должны неукоснительно соблюдаться участниками соревнований, тренерами, судьями и всеми официальными лицами, которые имеют отношение к организации и проведению состязаний.
Кроме того, соревнования проводятся в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта и в возрастных категориях в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией.
Апелляции в кэндо
Процесс предъявления протестов («Иги») и принятия решений по ним осуществляется в соответствии с Регламентом, который разработала Всемирная Федерация Кэндо (FIK). Решение, которое принимает судья, в процессе боя, оспорить нельзя. Исключения составляют ситуации, если в процессе поединка судья не соблюдает установки, предписанные Правилами. Такой протест рассматривается сразу. Иги выносит представитель команды, который располагается в установленном месте у сиай-дзе. У представителя имеется флажок, который он должен поднять. Сделать это он может до завершения боя. В таком случае решение, которое принял судья, приостанавливается, и иги рассматривается незамедлительно.
При этом:
- старшим судьей приостанавливается поединок;
- судейская коллегия анализирует содержание протеста в процессе совещания («Гоги»);
- после этого решение судейской коллегии объявляется представителю команды, который подал протест;
- по окончании этой процедуры старший судья дает сигнал к продолжению поединка.
Если судейская коллегия не выработала единого мнения или сомневается в правильности своего решения, она имеет право подключить к принятию решения главного судью соревнований. Может случиться так, что нарушен регламент или Положение соревнований. В таком случае следует ходатайство о решении данной проблемы в адрес главного судьи соревнований.
Разряды
В японских боевых искусствах существует система разрядов – «Дан». Дан является степенью мастера, в отличие от ученических разрядов – «Кю».
В кэндо все спортсмены должны быть аттестованы, соответственно, они экзаменуются по Ката и на знание основных технических действий.
Принята следующая система оценки экзаменующихся:
- начальными степенями являются с 6-го по 1-й кю;
- степени мастеров – с 1-го по 10-й дан.
У взрослых экзамены начинаются с 4-го кю, а у детей – с 6-го.
Между экзаменами на кю должно пройти не менее трех месяцев. Необходимо отметить, что в кэндо для получения данов не существует ограничений по возрасту и другим критериям, главное – мастерство, которое достигается годами упорных тренировок духа и тела.
Существуют и официальные почетные титулы:
- рэнси – помощник учителя. Этот титул получают мастера с 1 по 6 дан;
- кеси – учитель;
- хан-си – высший титул. Его может получить супермастер, сумевший достигнуть 8 -10 дана.
Традиции присвоения разрядов сложились в Японии еще в древности.
Согласно Правилам, установленным Российской Федерацией Кэндо, спортсмены в этом виде спорта получают спортивные разряды от юношеских (с третьего по первый) до Мастера спорта России Международного класса. Для получения разряда кэндоист должен участвовать в официальных соревнованиях и чемпионатах, и при этом выполнять нормативы, которые зафиксированы в Приказе Министерства спорта России.
DOU Hobby: кэндо — японское фехтование на бамбуковых мечах
[DOU Hobby — рубрика о нетехнических проектах IT-специалистов: творчество, интересное хобби и другие lifestyle-достижения. Если вам есть о чем рассказать — пишите на]
Александр Липский — Senior Software Engineering Manager во львовском EPAM. Он увлекается японским боевым искусством кэндо. Александр рассказал, чем его заинтересовало японское фехтование, как проходят тренировки и почему нужно всегда слушать, что говорит сенсей.
— Александр, что такое кэндо, в чем его особенности? Чем оно отличается от других видов фехтования?
Кэндо — это японское искусство фехтования на бамбуковых мечах. Официальным годом возникновения кэндо считается 1920-й, так что это довольно молодое искусство, хотя оно и берет свои корни в древности, в старинных техниках фехтования.
Традиционное японское фехтование на мечах называется кэндзюцу — «искусство меча». Кэндо же переводится как «путь меча»: в этом виде фехтования настоящие мечи заменили на бамбуковые и добавили доспехи, чтобы нельзя было пораниться. Шлем защищает голову, протектор — корпус, специальные рукавицы — руки. То есть защищены все точки, куда по правилам наносятся удары.
Идея кэндо заключается в том, что человек, вооруженный мечом, не имеет права на ошибку и у него нет возможности исправить ее. Соответственно, как в поединке, так и повседневной жизни ко всему следует относиться серьезно. Еще одна идея кэндо сводится к тому, что одинаковых ситуаций не бывает — к каждой следует подходить с обновленным духом и пылом, чего нам так не хватает в современной жизни.
— Как и с чего началось ваше увлечение? Сколько лет назад впервые взяли в руки бамбуковый меч?
В кэндо меня привела младшая дочь год назад. Она училась в школе восточных языков и единоборств «Будокан», где вместо традиционной физкультуры преподавали навыки айкидо, дзю-дзюцу и кэндо. О кэндо я слышал и раньше, поскольку достаточно много читал об истории боевых искусств, да и сам занимался ими, но именно в кэндо раньше у меня опыта не было. Когда в магазине боевых искусств покупал дочке шинай (бамбуковый меч), подумал: а почему не попробовать? И взял два Вместе и ходить веселее, да еще и друга сагитировал.
— И после первых пробных занятий вы продолжили тренировки. Что именно заинтересовало, привлекло в этом спорте?
Втянулся Понравился процесс тренировки внимания, концентрации в бою. Замечательные ребята, сенсей, атмосфера в целом.
— А как проходит типичная тренировка? Что освоить труднее всего?
Разминка, отработка ударов, передвижений, работа в паре, полтора часа веселья, в конце — выползание из спортзала Физически иногда бывает трудновато: с непривычки устают руки и плечи. Например, после долгих отработок ударов.
Удар в кэндо сопровождается особыми звуками. Часто боевой крик приводит неподготовленного зрителя в смущение, да и сами спортсмены не сразу приноравливаются.
— Как часто вы тренируетесь?
Хотелось бы сказать, что регулярно, но врать не хочется Стараюсь не пропускать, но не всегда получается: плотный рабочий график, домашние дела. Средняя норма для меня — две тренировки кэндо в неделю. Для тех, кто готовится к соревнованиям, конечно, график гораздо более насыщенный.
— Есть ли у кэндо какая-то философская составляющая, как у многих восточных единоборств? Если да, в чем она заключается?
Честно говоря, не люблю философских рассуждений. Разумеется, философия есть у любого искусства, в том числе и у боевого. Для меня это интересный вид боевого искусства, который влияет не только на физическую подготовку, но и на развитие личности: силу воли, выносливость. В итоге каждый выводит некую философию для себя сам.
Но для новичков, да и не только для них, философия проста: не пропускать тренировки и делать то, что требует сенсей (учитель).
— Вы упомянули, что для фехтования, помимо меча, нужны шлем, рукавицы, протектор для корпуса. Сколько стоит такая экипировка? Как новичку выбрать правильные вещи?
Начальные тренировки можно хоть в спортивном костюме проводить. В дальнейшем придется приобрести доспехи, а также хакаму (штаны) и кэндоги (куртку). Кстати, вес таких доспехов — 8 кг.
Но шинай (бамбуковый меч) нужен с самого начала. Также понадобится боккэн (деревянный меч). Его используют для отработки кат — формальных последовательностей. Все это можно купить в интернет-магазинах Украины и зарубежья.
Одежда для меня обошлась примерно в 1,5 тыс. грн. Мечи я покупал во время командировки в Нью-Йорк по $18 за штуку. Доспехи для дочери — приблизительно $350. Цена колеблется в зависимости от качества, так что лучше советоваться с сенсеем.
— Какие у вас есть интересные истории, связанные с хобби? Какие поединки больше всего запомнились?
Как я уже говорил, с этим видом боевого искусства меня познакомила дочь. Больше всего мне запомнилось участие дочери в открытом кубке Харькова, когда она, начинающий боец, несколько минут держалась против лидера израильской делегации, не пропуская удары. Это было сюрпризом как для оппонента, так и для всей нашей украинской группы и одновременно открытием для меня: жеребьевка в соревнованиях может поставить тебя против гораздо более сильного противника, и тут уже никого не интересуют твой малый опыт, недостаток техники и т. д. Идешь вперед без права на ошибку — в этом суть кэндо.
— Насколько вообще в Украине развито сообщество кэндо? Есть ли какие-то клубы, турниры?
Разумеется, как и у любого вида спорта, есть и федерация, и сообщества. Так, есть Федерация кэндо Украины, проводятся локальные и международные чемпионаты. В мае прошел чемпионат Европы в Белграде, в середине июня — открытый кубок Харькова. Мой сенсей Наталья Калиниченко — член сборной Украины по кэндо. Сын другого коллеги, Андрей Арефьев, также в сборной, неоднократный чемпион Украины.
— Какая нужна физическая подготовка для этого спорта? Любой человек может взять в руки меч и фехтовать или есть какие-то физические ограничения?
Любой человек может взять в руки меч и тренироваться. Насчет «фехтовать» — это, конечно, придет со временем. Что касается ограничений, не знаю, но, по-моему, есть руки — можно браться за меч
Есть определенные правила: меч держим двумя руками, причем левая, собственно, держит, а правая скорее направляет. Зеркальности тут нет. Однажды мой друг сломал левую руку — и вылетел из тренировочного процесса на два месяца.
— Помимо кэндо, вы более 8 лет занимались дзюдо, самбо и айкидо — как это помогло в обучении японскому искусству фехтования?
Дзюдо — это дзюдо, а кэндо — это кэндо. Общего тут мало, если не считать общих команд на японском языке.
— Какие навыки, полученные во время занятий спортом, оказываются полезны в работе?
Я бы сказал, не в работе, а в жизни… Внимание, способность мгновенно принимать решение, стойкость. Ну и собственно владение мечом — никогда не знаешь, когда может пригодиться
Кэндо также развивает психологическую устойчивость — когда на тебя несется человек в доспехах с поднятым мечом, да еще и кричит при этом (а в кэндо боевой крик обязателен).
— Что вы посоветуете новичкам? С чего начать, на что обратить внимание? Как уберечься от травм?
Слушать, что говорит сенсей, без глупой самодеятельности. И помнить, что даже бамбуковый меч — это оружие. Не бояться ездить на семинары, участвовать в соревнованиях. Один из подводных камней — японская терминология, обязательно надо сразу заучивать названия. И не пропускать тренировки — они являются главным двигателем прогресса в технике. Никакие статьи или трактаты этого не заменят.
— Какие спортивные цели ставите себе на будущее?
Вернуться в дзюдо и самбо, составить смешанный график тренировок по боевым искусствам и по возможности не прерывать его — это будет мой ответ сидячему образу жизни
Темы: DOU Hobby, спорт
Федерации Кэндо
Международная федерация кэндо (аббревиатуры: англ. FIK, рус. МФК) объединяет национальные и региональные ассоциации кэндо, основана в 1970 году. Основная задача – популяризация и развитие вида спорта. МФК объединяет свыше 50 участников. Каждые три года FIK проводит чемпионаты мира по кэндо.
С 1974 года существует Европейская федерация кэндо (EKF), членами которой являются практически все национальные федерации европейских государств. В1998 году была зарегистрирована Русская Федерация Кэндо.
От школьников до полицейских
В Японии кэндо — это часть жизни. Занимаются им очень многие: нет школы или университета без секции «пути меча». Правда, отношение к кэндока (занимающимся кэндо) своеобразное. В аниме они чаще всего показаны как грубоватые и не самые умные (за одно занятие кэндо боец получает несколько сотен чувствительных ударов по шлему и голове). Да и из-за пота, впитывающегося в одежду и доспехи, духан стоит как в лыжной секции, а то и хуже.
Поэтому многие японки считают, что кэндо — это не очень ми-ми-ми. А скорее фу-фу-фу.
В Японии множество учёных изучают, как искусство фехтования отражается на здоровье занимающихся, — и вроде как от ударов синаем способность думать не страдает. Хотя со стороны выглядит всё это не очень приятно.
Почти все работники японской полиции в свободное время шлифуют своё владение мечом. Считается, что занятие кэндо развивает реакцию и умение действовать, когда счёт идёт на десятые, а то и сотые доли секунд.
Кстати, большинство победителей чемпионатов мира и Японии по кэндо — как раз японские полицейские.
Развитие Кэндо в России
Впервые соревнования по японскому фехтованию в Советском союзе прошли в 1964 году в Московском государственном университете. Однако после этого на долгие годы кэндо в СССР оказалось под запретом. Считалось, что оно не соответствует идеологии и принципам советского человека. Только в 1989 году была зарегистрирована первая официальная организация – Московский клуб кэндо (МКД). Его организатором и руководителем был преподаватель МГУ В.А. Янушевский.
С этого события и начинается история развития японского единоборства в нашей стране. В 1990 году МКД вошел в международное сообщество кэндоистов. Было установлено взаимодействие с FIK – международной федерацией. В 1993 году МКД был переименован в Московскую ассоциацию кэндо, президентом которой стал Н.П. Яковлев. 1997 год – время создания Русской федерации кэндо (РФК).
Важным событием для российских кэндоистов стал визит в нашу страну в 1998 году Рютарю Хасимото – экс-премьер министра Японии и мастера по кэндо. Он провел с российскими спортсменами занятия и преподнес кубок «Мирное сердце». Этот кубок стал переходящей наградой на Чемпионате России в соревнованиях среди команд. В настоящее время он находится в Приморской краевой федерации кэндо. В том же году РФ вошла в Европейскую Федерацию Кэндо и впервые прошел чемпионат России. С 2008 года РФК стала именоваться «Российская федерация кэндо, иайдо, дзедо» (РФКИД).
Сейчас Кэндо – популярный в нашей стране вид спорта. Регулярно проводятся чемпионаты и соревнования как на общероссийском уровне, так и на уровне регионов. Также российские спортсмены активно принимают участие в международных ивентах. Федерация кэндо в России включает региональные отделения со всей страны. В 2013 г. Министерство спорта Российской Федерации официально признало кэндо и включило его во Всероссийский реестр видов спорта. РФКИД входит в Федерацию фехтования наряду с фехтованием на рапирах и шпагах. Выступая на соревнованиях по кэндо, спортсмены получают разряды и звания по фехтованию. Например, «Мастер спорта России по фехтованию».
Бой
Удары в кэндо рубящие — катана, собственно, для них и предназначена, с одним исключением. Существует колющий удар в горло — цуки (произносится как «цки»).
Главное помнить: кэндо это не совсем спорт, несмотря на наличие чемпионатов и соревнований всех уровней. И даже во время боя засчитывается далеко не каждый удар. Непосвящённым кажется, что судьи, которые следят за полем боя, натурально издеваются, не принимая в расчёт большую часть ударов.
Всё дело в том, что в этом искусстве чрезвычайно важен «ки-кен-тай-но-ичи» — это термин, обозначающий единство духа, тела и меча. То есть, когда боец собрался — и совершил просто эпический удар, разваливающий соперника надвое (прямо как в аниме). Поэтому важно не только нанести удар мечом — одновременно ударив правой ногой о пол, — но и обозначить атаку голосом (да какое там голосом —это должен быть утробный ор на максимуме возможностей). При этом важно продемонстрировать дзансин — чувство удара: выйдя из атаки так, словно враг за спиной повержен без вариантов.
Звучит всё это странно, выглядит так же. Но лишь погрузившись с головой в изучение кэндо, понимаешь всю прелесть этого искусства-спорта-философии. Стоит помнить: кэндо меньше всего подходит в качестве занятий для самообороны.
Книги для обучения
На современном этапе в нашей стране издано довольно много книг для любителей этого вида спорта. Из них выделим:
- «Кэндо: Полное руководство». Автор – Хироси Одзава, М., 2000.
Это, пожалуй, первая книга на русском языке, которая дает самую подробную информацию о кэндо, включая его историю, анализ основных техник, необходимое снаряжение. Эта книга будет полезна тем, кто делает в кэндо первые шаги.
- «Кэндо – путь к мужеству и благородству», Савилов В.А., М., 1992.
Автор этого издания – вице-президент Московской ассоциации кэндо. Он знакомит читателя с японским единоборством, с основами его техники и историей; погружает в философию кэндо. Автор в доступной форме доносит до читателя суть и содержание этого древнего искусства фехтования.
- Кэндо – путь меча», Масатоши Итиро,1993.
Это методическое пособие по изучению восточных боевых искусств. Книга рассказывает не только о кэндо, но и о других восточных единоборствах.
В завершение следует отметить возрастающую роль восточных единоборств. В современном мире они приобретают все большую популярность. Кэндо дает возможность не только приобщиться к уникальному спорту, но и погрузиться в таинство древней японской истории и философии. Японцы трепетно, с большим уважением относятся к этому виду единоборства и надеются, что в будущем кэндо войдет в программу Олимпийских игр.