Японская традиционная музыка. Древний период: Музыка из глубины веков


Одна из важнейших составляющих японской культуры и японского мировоззрения – музыка. Данной работой мы открываем цикл статей, посвященных уникальной традиционной музыкальной культуре древней и современной Японии.

Японская традиционная музыка по-японски звучит как ho:gaku (邦楽(ほうがく). Также можно встретить наименования 和楽(わがく)или 国楽. Иногда, чтобы разделить понятия традиционной и популярной музыки, в Японии использует термин 「純邦楽」, что дословно означает «подлинная японская музыка (традиционная)».

Жанровое разнообразие японской традиционной музыки велико. Рассматривать их вне культурного и исторического контекста не представляется возможным, поскольку музыкальные жанры, песни и поэзия в Японии это всегда духовная рефлексия на исторические, культурные, религиозные события.

Поэтому сосредоточившись на музыке, для более полного представления ее исторической динамики, мы предлагаем рассматривать её в определенном историко-культурном контексте. Тем более, что именно так история японской традиционной музыки представлена на японском сайте национальной музыкальной традиции страны восходящего солнца jtrad.columbia, материалы которого послужили основой для авторского перевода и создания данной статьи.

Итак, историю становления и развития традиционной японской музыкальной культуры условно можно разделить на несколько этапов: Древний период

(доисторический – 1185 г.н.э., конец эпохи Хэйан)
Средневековый период
(1185 г. – нач. XVII в., начало эпохи Эдо)
Раннее Новое Время
(эпоха Эдо 1600 – 1868 гг.)
Период после реставрации Мейдзи
(с 1868 г. по наст. время)

Каждый период уникален своими песенными формами, вокальными произведениями, стилевым разнообразием и инструментальным звучанием. Традиционная японская музыка до сих пор сохраняет преемственность древним японским музыкальным традициям, являя собой бесценное мировое культурное наследие.

Вглубь веков. Музыка Японии Древнего периода

О музыки Японии древнейших периодов Дзёмон ((縄文時代) — с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э.) и Яёй ((弥生時代) — 300 г. до н. э. – 250 г. н. э.) известно очень мало, однако археологами были найдены ритуальные фигурки музыкантов, свидетельствующие о важной роли музыки на ранних этапах становления японского общества и культуры. Поздний Яёй был отмечен строительством крупных погребальных сооружений. Также предположительно в этот период существовало много влиятельных кланов, что постепенно привело к доминированию клана Ямато. Государство, которое они построили, использовало язык, религию и правовую систему азиатского континента, и имело результатом своего становления высокое развитие императорского двора как политического и культурного центра в период Нара (645-710 гг.) и Хэйан (794-1185 гг.). Даже когда политическая власть императорского двора уменьшилась, тем не менее, императорский двор продолжал сохранять свои традиции, многие из которых продолжают существовать по настоящий день.

То немногое, что осталось от доисторического периода, — это несколько песен, легенд и ритуалов, записанных в первых письменных хрониках японского государства «Кодзики» (古事記/Kojiki) и Нихон Сёки (日本書紀/Nihon Shoki). В период правления императора Тэмму (673-686) – период, когда составлялись «Записи о деяниях древности» (Кодзики), – эти песни уже являлись традицией императорского двора.

С самых ранних этапов японской истории, поэзия и песни были очень значимыми культурными составляющими и четкое различие между этими двумя культурными формами не совсем ясно. Слово «uta»

(歌) могло обозначать в древности одновременно и «песню» и «поэму». Известно то, что поэзия – почти всегда представлялась как действие «чтение (песнопение) вслух».

В период Нара (710—794 гг.) и Хэйан (794 – 1185 г.) в старейших императорских антологиях японской поэзии Манъёсю (万葉集/Собрание мириад листьев) и Кокинсю (Собрание старых и новых песен Японии) были утверждены поэтические стихотворные стандарты. Формы строф, стихосложение и использование поэтических образов, разработанные в этот период, нашли отражение практически во всей японской музыки и сохранялись до наших дней.

Поэзия и музыка также занимают центральное место в прозаических произведениях того времени. В Повести о Гэндзи (автор Мурасаки Сикибу, 1024 г.) , к примеру, большинство диалогов построено в поэтическо-песенной форме. Танцы в сопровождении музыки Гагаку и таких музыкальных инструментов как кото (箏/японский щипковый инструмент), флейта (笛), бива (琵琶/ общее название для национальных японских лютневых инструментов) составляю т культурный фон этой классической новеллы.

Отметим, что большая часть официальной японской культуры того времени использовала китайский язык, но китайский и японский языки сильно отличаются. Китайский язык – односложный и имеет тоны, в то время как японский язык имеет длинные многосложные слова (с множеством слогов) и не имеет тональной системы. Китайский использовался в оригинальном произношении и с различными способами для чтения его японскими словами, но исконно японская литература периода Хэйан и особенно японская поэзия, согласно материалам обозначенного выше сайта, старались избегать слов китайского происхождения насколько это возможно.

Музыка Японии

Раньше в Японии всю популярную музыку в западном стиле называли «каёкёку»[35], но к началу 1990-х годов ситуация в японской музыке стала напоминать ту, что сложилась в Америке и в Европе — все жанры раздробились, смешались и запутались. Все старые категории японской музыки либо потеряли смысл, либо стали означать что-то другое, а термин «каёкёку» продолжал использоваться практически только для певцов-«идолов»[36]. Тогда японские музыкальные магазины для простоты и удобства покупателей решили категоризировать всю современную японскую поп-музыку как «J-pop», а сборники баллад в стиле энка стали называть «каёкёку»[36]. В настоящее время магазины обычно делят музыку на четыре полки: J-pop (японская поп-музыка, включая рок), западная поп-музыка, энка (старомодная японская баллада) и классическая музыка. То, что раньше называлось каёкёку, теперь в зависимости от стиля относят либо к J-pop, либо к энке.

Японская поп-музыка

Основная статья: J-Pop

Выступление королевы японской поп-музыки Аюми Хамасаки в 2008 году.

Современная японская поп-музыка сформировалась примерно в 1990-х годах, в то же время, появление её корней отмечается ещё в 1960-х годах, во времена популярности в Японии групп вроде The Beatles[37]. Начавшийся тогда и существующий по ныне жанр заменил так называемую музыку каёкёку (яп. 歌謡曲 каё:кёку

, «лирическая исполняемая музыка»), которая была этапом японской поп-музыки с 1920 по 1980 года, после чего J-Pop стал доминирующей формой жанра[38].

В отличие от предыдущих этапов в развитии японской популярной музыки, джейпоп специально получил название на английский манер[39]. Также из западной музыки были заимствованны элементы, отсутствующие в традиционной японской музыке как таковые[40]. Несмотря на то, что современная музыка постепенно отошла от использования японской пентатоники и традиционных мелодий и ходов, композиции, написанные с применением традиционного пения или мелодий остаются популярными у жителей страны[40]. Постепенно начинают формироваться коллективы так называемого «гуруппу саундо» (яп. グループ・サウンズ, «Group Sound», «звучание группы») которые находились под влиянием The Beatles и являлись переходным звеном между японской музыкой старого и нового, «западного» типа[40].

Впервые, сам термин J-Pop начал употребляться на радиостанции J-Wave, причём изначально он всегда произносился и записывался на западный манер[38]. В то же время, вокалист поп-группы AAA Мицухиро Хидака считает, что джейпоп изначально является производным от жанра евробит, который произошёл от евродиско и имеет огромную популярность в стране[41]. Тем не менее, понятие «J-POP» стало гораздо более общим, настолько, что к нему стали относить наиболее популярные рок-группы 1990-х годов, а некоторые музыканты стали относить себя к жанру, имея в виду наличие популярных мотивов в творчестве[38]. В 1990 году, Tower Records Japan определил j-pop как термин, объединяющий всю японскую музыку, принадлежащую японским звукозаписывающей индустрии Японии, за исключением независимой музыки (её называют j-indie)[42].

Первоначально, на сцене японской поп музыки доминировали музыканты так называемого стиля Бингу кэй (яп. ビーイング系 Bīingu kei

)[43], к которому относили музыкантов популярного лейбла 1990-х Being Inc.[43][44]. Среди этих исполнителей также была рок-группа B’z. В начале 1990-х набирает популярность молодая J-pop-певица Намиэ Амуро, ставшая музыкальной звездой к 1995—1997 годам. Она положила начало многим популярным элементам моды будущих гяру, например девушки копировали её стиль «мини-юбка + сапоги» и проводили много времени в солярии, чтобы получить такой же загар, как у неё[45][46][47]. В 2009 году она была названа «модной иконой Японии номер 1» по версии журнала
Tsutaya Online
, причём в голосовании она обошла свою главную соперницу по музыкальному жанру — Аюми Хамасаки[48]. Её поклонников или просто девушек, следующих стилю, прозвали
Amuraa
[49]. Именно в это время термин Gal начинает активно распространяться и становится модным словом[50], им стали называть молодых девушек, считавших развлечения, секс и дорогую брендовую одежду главными жизненными ценностями[50]. Одновременно с этим гяру-мода популяризируется за Океаном, и внешний вид когяру становится популярным эротическим фетишем[51].

В начале 2000-х годов, инициативу перехватывает лейбл Avex Trax, который делает ставку на сильных исполнителей вроде Аюми Хамасаки[52] и более активную раскрутку своих исполнителей, уверенно доминируя в японской поп-музыке[53]. Среди музыкантов, которые записываются на этом лейбле, такие имена как Gackt, Girl Next Door, AAA, Do As Infinity и другие. По мнению CNN, Avex Group — к которым принадлежит лейбл — уже фактически управляют японской поп-культурой[54].

Японский джаз

По некоторым оценкам, в Японии самое большое количество поклонников джаза в мире[55]. Помимо этого, в самой родине джаза — США — есть жанр «азиатско-американский джаз», основанный на смешении традиционного джаза с японской культурой. Несмотря на первоначальные обвинения во второсортности по отношению к американскому джазу, исходившие от японских и американских критиков, японский джаз смог измениться и завоевать позиции в стране, прежде всего благодаря экспериментам с народными мелодиями[56]. По словам некоторых критиков, японский джаз как музыка передаёт идеалы и атмосферу дзэн-буддизма[57]. На данный момент, центр сцены японского джаза находится в Токио[58]; в то же время, многие исполнители приезжают из других городов.

Японская рок-музыка

Основная статья: J-Rock

Рок-метал-сцена Японии обширна. Культовые японские рок-группы, такие как, например, хэви-метал группа The Alfee, собирают аудитории из более чем 100 000 человек[59]. Некоторые группы сделали вклад в мировые жанры, например в новую романтику[60]. Особых успехов достигла группа B’z. В одной только Японии они продали более 79 миллионов дисков[61] и стали первой азиатской группой, которая добилась собственной звезды на Аллее славы в Голливуде[62]. При этом японские металлисты с субкультурой visual kei заимствуют друг у друга: они часто выступают на «территории» друг друга и влияют друг на друга в музыкальном плане[63].

Японский метал

Loudness в современном своём составе выступают в Гамбурге, Германия в 2010 году
Пионерами японского метала считаются хард-рок группа Bow Wow, появившаяся в 1975 году[64], и культовая хэви-метал группа Loudness, которая появилась в 1981 году; её лидер и гитарист Акира Такасаки очень известен[65]. Вместе с другой культовой группой Anthem, возглавляемой знаменитым вокалистом Эйдзо Сакамото, эти три группы возглавили молодое японское метал-движение[66][67]. Все они смогли стать хорошо известны на Западе в 80-90 годах, но в то же время их звучание представляло японскую трактовку популярных тогда тенденций в западной металлической музыке. Особенно также следует выделить такую хэви-метал группу как Seikima II, появившуюся в 1982 году и использовавшую стилистику, вдохновлённую группой KISS, вместе с тяжёлым, но мелодичным метал-звучанием[68]. Необычный для Японии тех времён провокационный имидж смог сделать группу одним из самых известных метал-коллективом страны, но вне её Seikima была практически неизвестна. Наибольшую известность получил вокалист группы — Демон Когурэ, после распада группы он начал успешную сольную карьеру и часто упоминался в связи с японской поп-культурой[69][70]. Другими известными японскими группами во время появления жанра были 44 Magnum, Show Ya, SABER TIGER, Earthshaker и более поздняя группа Sex Machineguns.

В это время молодой гитарист hide по приглашению Хаяси Ёсики (яп. 林 佳樹) стал участником глэм-метал-группы X Japan[71], ставшей в будущем новатором в visual kei[72][73]. Несмотря на то, что коллектив существовал ещё с 1979 года (неофициально), они дебютировали только в 1985 с синглом I’LL KILL YOU (яп.), посвящённому Войне во Вьетнаме[74]. Для того, чтобы выбиться из числа инди-групп и быть не похожими на других, Ёсики и Хидэ первыми начали использовать образ западных глэм-метал-групп, в то время, когда остальные группы использовали стандартный металлический имидж[72][73], а Хидэ был их поклонником. Вскоре группа получила мейджор-статус и стала самой успешной рок-группой Японии[75]. В ответ на вопрос «В чём суть вашего творчества?» Ёсики охарактеризовал его как «Psychedelic Violence — Crime of Visual Shock» («психоделическое насилие, преступление визуального шока»[76]. Этот путь решили повторить и другие японские рок-коллективы. Многие Visual kei-группы 1980-х годов исполняли глэм-метал, а упор делали на гротескный имидж: к их числу относились X Japan и COLOR (англ.)[77]. Вокалист последней, Томми «Динамит», впоследствии в 1986 году основал один из крупнейших лейблов Free-Will[78]. Творчество этих групп, в основном, было похоже на западный (в основном, американский и британский) глэм-метал[73].

С обретением популярности этими группами, японский метал разделился на два основных направления: одно находилось под влиянием глэм-метала, а другое под влиянием преимущественно хэви-метала западного образца[79]. Впоследствии они дадут толчок вижуал кэю и японскому металу как таковому соответственно. Но в начале-середине 90-х годах японская метал-сцена пережила кризис, отчасти вызванный распадом многих ключевых групп и смертью нескольких известных музыкантов, таких как hide, ушедший из жизни в 1998 году.

Следующий толчок развитию жанра был дан в конце 90-х—начале 2000-х годов, когда начинает формироваться японская школа пауэр-метала благодаря таким группам как Galneryus, Concerto Moon и Versailles, а также сольным работам гитаристов-виртуозов Хидзаки и Такаёси Омура. Все эти группы отличались от западного пауэр-метала более ощутимым элементам неоклассики, упором на виртуозность и общим мощным симфоническим звучанием. В конце 2000-х метал начинает оказывать существенное влияние на группы нео-вижуал кея, принося известность и славу виртуозных и тяжёлых групп таким коллективам как The Gazette, NoGoD, и Matenrou Opera.

В Японии также существует сцена экстремального метала, некоторым коллективам удаётся пробиться на мировую сцену, в основном это блэк- и мелодик-дэт-группы, такие как Sigh[80][81], Blood Stain Child, Sabbat, а также дрон-метал группа Boris[82]. Помимо них, элементы экстремальной музыки можно заметить у ряда современных вижуал-кей-групп, таких как -OZ- и Deathgaze, которые экспериментируют с грув-металом и металкором, в то же время не выходя за рамки своего жанра.

Вижуал-кэй

Основная статья: Visual kei

Син, вокалист популярной молодой рок-группы ViViD в 2010 году

Visual kei

(яп. ヴィジュアル系
Видзюару кэй
, «визуальный стиль», «
Визуал кэй
») — жанр японской музыки, возникший на базе J-Rock’а[83][84] в результате смешения его с глэм-роком, металом и панк-роком в 1980-х годах[85][86][87][88]. «Visual kei» буквально означает «визуальный стиль». Так называется направление в японской рок-музыке, выделяющееся использованием макияжа, сложных причёсок, ярких костюмов и часто андрогинной эстетики[72][89].

Основателями данного стиля в Японии были такие группы как X Japan, Buck-Tick, Luna Sea, Malice Mizer и другие, большое влияние на них оказали западные глэм-рок-группы[90]. Суть стиля visual kei состоит в том, чтобы донести часть своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: музыка и внешний вид объединяются и несут общий смысл, шокируя и привлекая таким образом слушателей. Центральное место в эстетике Visual kei занимает андрогинный идеал человека[72][86]. С точки зрения японца, женственный мужчина, пользующийся макияжем, не гей, а как раз наоборот — дамский угодник[91][92]. Вокруг visual kei сформировалась субкультура, движущей силой которой явилось ядро фанатов групп этого направления, использовавших имидж любимых музыкантов: в большинстве своём — мужчин, которые, в свою очередь, использовали женские макияж и одежду[93][94][95][96].

Японский ска

Японский ска

в основном представляет собой ska третьей волны, смешанный с металом, фанком, фолк-музыкой, панком и/или кантри[97][98]. Самым известным японским ска-коллективом является Tokyo Ska Paradise Orchestra, который был образован в 1980-х годах и добился большой популярности в Европе и США благодаря своей необычности для слушателя этих регионов[99][100]. Другими широко известными группами являются Kemuri, Oreskaband и Beat Crusaders.

Японский нойз

Возникшая в начале 80-х[101] японская нойз-сцена с её абсолютной музыкальной свободой является одним из самых известных современных японских музыкальных жанров. В Японии насчитывается несколько сотен нойз-музыкантов и коллективов, среди них: «Merzbow», Masonna, Aube, «Contagious Orgasm», «Melt-Banana», «Pain Jerk», «KK NULL», «Ruins», «C.C.C.C.», «Boredoms», «Killer Bug», «Government Alpha», «Diesel Guitar», «Incapacitants»[102][103][103][104]. Особое влияние японойз имеет в Америке. Японойз — это очень радикальная субкультура, среди которой, часто можно встретить людей увлекающихся садомазохизмом, скатологией, половой анатомией, пытками, порнографией, футуристами и дадаистами, всевозможных уродствах и патологиях[105], а выступления японойз-музыкантов иногда сопровождаются насилием и заканчиваются погромами[106].

Японский хип-хоп

Несмотря на популярность жанра в Японии, хип-хоп — относительно молодой жанр на японской сцене[107]. Ещё в 80-х существовало заблуждение, что японский язык невозможно рифмовать под тот ритм, что задают американские рэперы[108]. В то же время критики отмечают открытость японской хип-хоп сцены для новых людей и инноваций[109][110]. Обычно историю японского хип-хопа (часто записываемого как J-Hip-hop[111]) начинают от начала 1980-х годов, когда продюсер Хироси Фудзивара вернулся в Японию и основал первый японский хип-хоп-лейбл[112]. Из известных японских хип-хоп коллективов можно назвать группу Teriyaki Boyz, работающий со многими известными иностранными исполнителями; они записали несколько песен для саундтрека фильма Тройной форсаж: Токийский дрифт. В то же время можно отметить существенные элементы хип-хопа у таких японских рок-групп как Maximum the Hormone, SuG и ранних LM.C.

Стилевые черты японской музыки

Ладовое строение японской музыки в корне отличается от европейской системы. За основу берется звукоряд из 3, 5 или 7 тонов. Лад не является мажорным либо минорным. Интонирование в народной музыке Японии необычно для уха европейца. Пьесы могут не иметь регулярной ритмической организации – часто меняется размер, ритм и темп. Строение вокальной музыки ориентируется не на пульс, а на дыхание исполнителя. Именно поэтому она хорошо подходит для медитации.

Отсутствие нотной записи – еще одна особенность музыки Японии. До эпохи Мэйдзи (т.е. до прихода в страну европейской модели записи) существовала система обозначений в виде линий, фигур, знаков. Они символизировали нужную струну, аппликатуру, темп и характер исполнения. Конкретные ноты и ритм не прописывались, и мелодию было невозможно сыграть, не зная ее заранее. Из-за передачи фольклора из поколения в поколение в устной форме многие знания были утеряны.

Минимум динамических контрастов – стилевая черта, выделяющая японскую музыку. В ней нет резких переходов от форте к пиано. Умеренность и легкие варьирования динамики позволяют добиться характерной для востока выразительности. Кульминация в японской традиции приходится на окончание пьесы.

Национальная японская музыка и инструменты

Страна Восходящего Солнца Япония имеет самобытную и неповторимую культуру. Наследие великой нации тесно связано с музыкой. Национальная японская музыка является таким же самобытным явлением, которое было обусловлено изолированностью страны.

Народ Японии всегда бережно и с уважением относится к памяткам культуры своей родины. Любая музыка невозможна без музыкальных инструментов. Музыкальная культура Японии имеет свой собственный неповторимый жанр. Это объясняет разнообразие инструментов, которые используются для создания музыкальных шедевров.

Известные музыкальные инструменты

Одним из наиболее известных японских музыкальных инструментов является сямисен, который является аналогом лютни. Он принадлежит к разряду трехструнных щипковых инструментов. Он произошел от сансина, который, в свою очередь, произошел от сансяня, родиной которого является Китай.

Японские музыка и танцы не обходятся без сямисена, который и на сегодняшний день почитается на Японских островах и часто используется в японском театре Бунраку и Кабуки. Важен, также, тот факт, что игра на сямисене входит в программу обучения для гейш — майко.

Национальная японская музыка, также, неразрывно связанна с флейтами. Музыкальный инструмент фуе принадлежит к семейству флейт, которые известны своим высоким звучанием. Их делают из бамбука. Эта флейта появилась из китайской свирели — «пайсяо«.

Самой известной флейтой из семейства фуе является сякухати,

которая используется как музыкальный инструмент дзен буддийских монахов. По легенде, сякухати изобрел обычный крестьянин. Когда он перевозил бамбук, то услышал дивную мелодию, которая исходила из бамбука когда в него дул ветер.

Флейту фуэ, также как и сямисен, часто используют для аккомпанемента в театрах Банраку и Кабуки, и разного рода ансамблях. Отдельные из фуэ могут быть настроенными на западный лад, и таким образом становиться солирующими. Интересно, что ранее игра на фуэ была характерной только для японских бродячих монахов.

Суйкинкуцу

Еще одним инструментом, который представляет японскую культуру является суйкинкуцу. Он имеет форму перевернутого кувшина, сверху над которым течет вода. Попадая во внутрь через определенные отверстия она заставляет инструмент издавать звук, который очень похож на звон колокольчика. На этом инструменте играют перед чайной церемонией, а также используют в качестве атрибута традиционного японского сада.

Кстати говоря, чайная церемония для удобства может проходить именно в саду. Звук инструмента повергает человека в необъяснимое чувство релаксации, создает созерцательное настроение. Подобное состояние очень подходит для погружения в дзен, поскольку отдых в саду во время чайной церемонии является частью дзен традиций.

Тайко

Более понятным для нашего восприятия является инструмент тайко,

что в переводе на русский обозначает «барабан». Тайко прославился в военном деле, кстати говоря, также, как и его аналоги в других странах. Как говорится, в хрониках Гундзи Есю девять по девять ударов обозначало призыв к бою, а в свою очередь девять по три означало, что врага необходимо преследовать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]