Первый правитель Японии периода Эдо: Токугава Иэясу и переход от войн к долгому периоду мира


От заложника к правителю Поднебесной

Токугава Иэясу родился в 1543 году, его отцом был правитель провинции Микава Мацудайра Хиротада, живший в замке Окадзаки. В 6 лет его отправили в качестве заложника в семейство Ода в Овари, а потом он как заложник жил у даймё провинций Суруга и Тотоми Имагавы Ёсимото. За это время его отец был убит одним из вассалов, замок Окадзаки перешёл в фактическое владение Имагавы, а Иэясу стал воевать в его войске.


Г. Окадзаки в преф. Айти, родина Иэясу. Слева – замок Окадзаки, где родился Иэясу, справа – статуя Иэясу в парке Окадзаки (предоставлено администрацией г. Окадзаки)

Однако в битве при Окэхадзама Имагава Ёсимото был убит, благодаря чему Иэясу решил от семейства Имагава объединить силы с правителем Овари Ода Нобунага, подчинил провинцию Микава и стал одним из даймё эпохи Воюющих провинций. Впоследствии с ним заключил союз Такэда Сингэн, с которым они уничтожили род Имагава, и Иэясу получил провинцию Тотоми, а потом он отобрал у рода Такэда провинцию Суруга. После инцидента в храме Хоннодзи, когда погиб Ода Нобунага, он захватил провинции Каи и Синано, бывшие владения Такэда. Какое-то время он враждовал с Тоётоми Хидэёси, однако впоследствии стал его вассалом и помогал ему в управлении. После падения рода Ходзё из Одавара Хидэёси направил его управлять регионом Канто, и с тех пор Иэясу обосновался в Эдо.

Однако после смерти Хидэёси глава совета Пяти старейшин (го-тайро) Иэясу стал самовольно заключать брачные союзы с другими даймё и раздавать награды, что вызвало недовольство других. В 1600 году Исида Мицунари, один из Пяти управляющих (го-бугё) вместе с Мори Тэрумото, одним из Пяти старейшин, собрали войска, чтобы покончить с Иэясу.

Когда войска Запада, которые вёл Мицунари, сошлись при Сэкигахара с армией Востока Иэясу, всего за несколько часов Иэясу одержал победу, а потерпевшего поражение Мицунари казнили в Киото. После окончания военных действий Иэясу отобрал владения у 93 даймё проигравшей стороны с общим доходом в более чем 5 млн коку риса (1 коку – около 180 л), щедро одарив землями выступивших на его стороне тодзама-даймё (ставших вассалами Токугава после битвы при Сэкигахара). Однако при этом многим из них пришлось сменить владения, перебравшись в отдалённые провинции, а в регионы крупных городов (Эдо, Осака) и в важных районах транспортных путей были назначены симпан (родственники Токугава) и фудай-даймё (давние вассалы Токугава). Это делалось для того, чтобы тодзама, подняв мятеж, не могли быстро захватить Осаку или Эдо.


Место битвы при Сэкигахара (PIXTA)

Токугава Иэясу: заложник, сёгун, бог (часть 1)

Нобунага Ода: «Не запоёт — убью соловья!» Хидзёси Тоётоми: «Надо заставить его запеть!»

Изясу Токугава: «Подожду, пока не запоёт…»

(Старинная японская притча о том, как три великих человека стояли под деревом, на котором сидел соловей)

Вот мы и подошли, наконец, к рассказу о человеке уникальной даже по японским меркам судьбы. Человеке не слишком значительного рода, с детства находившегося в заложниках, но волей судьбы и своим талантам ставшего правителем Японии и объявленного после смерти божеством. Причем он не только добился наивысшей, после императора, власти в стране, и власти вполне реальной, а не номинальной, но и передал ее своим детям, установив в Японии правление рода Токугава на… 265 лет! Именно столько, с 1603 по 1868 год, правили в стране сёгуны его рода, обеспечив ей мир, сохранение культуры, традиций и полнейший экономический застой, едва не обернувшийся для нее национальной катастрофой и полной потерей независимости!


Вот так Иэясу Токугава выглядит в японской живописной традиции.

Но знать, к чему приведет его потомков его «сейчас», он, конечно, не мог. Он просто хотел лучшего и для них, и для страны. Заметим, что в истории разных стран мира было довольно много правителей, к имени которых было добавлено затем слово «Великий». Но, что значит для правителя быть великим? Ну, прежде всего, наверное, правитель должен объединить страну или подвластные ему территории в одно экономическое и культурное целое и, заметим, сумели это сделать многие. Это и Кир Великий, и Александр Македонский, и Петр Первый, и Екатерина Вторая, и Иосиф Сталин – почему нет? Вряд ли мы ошибемся, если добавим, что такой правитель должен был счастливо воевать и либо раздвинуть пределы собственной державы, либо отстоять ее территориальную целостность в борьбе с врагом. И здесь мы встречаем все те же имена. Но такое важнейшее условие «величия», как преемственность своего курса для большинства вышеназванных исторических персонажей – недосягаемая мечта. Ну не уделяли они этому важнейшему обстоятельству нужного внимания. Александр умер, и тут же его ближайшие сподвижники разорвали империю на части, а его мать, жена и сын были убиты. Петр Первый умер, начертав: «Отдайте все…» и не более того. Екатерине наследовал Павел, который начал все делать по-своему и получил в итоге пепельницей в висок. Ну, а ничуть не менее великий Сталин кончил жизнь один одинешенек в окружении полудрузей, полуврагов и не оставил не только наследника (сын Василий не в счет, разумеется, это сын, а не наследник!), но и продолжателя своего дела. Почему так случилось – тема отдельной статьи. Главное, что так случилось. Ну и империя, им созданная, тоже оказалась недолговечной, хотя и выстояла в величайшей из войн.


А так в сериале «Найотора, хозяйка замка».

А вот Токугава Иэясу прозвище «Великий» при жизни не получил. Но зато он удостоился после смерти имени Тосё-Дайгонгэн («Великий бог-спаситель, что озарил Восток»), под которым его и занесли в список духов-божеств ками. Конечно, названных нами персонажей вот так, напрямую, сравнивать не вполне корректно. У многих были разные задачи, жили они в разные эпохи с разным уровнем технологий, но… тем не менее, стабильность сёгуната Токугава все же показательна: 265 лет правления представителей одной и той же семьи! Причем, у него не было теории, которая бы сплачивала массы, не было верной ее идеям и ему самому, партии, а были только лишь приверженцы, купленные за рисовые пайки и клятву верности, не было доверенных и подконтрольных ему СМИ, много чего не было. И тем не менее, ему удалось то, чего не удавалось в Японии до этого никому! Да, сёгуны были и до Иэясу Токугава, но их кланы все же не правили столь долго! Так, первый сёгунат Минамото в Японии просуществовал 141 год. Тоже срок немалый, но все же меньше, чем второй сёгунат Асикага, правление которого длилось 235 лет, но опять-таки было короче, чем срок последнего, третьего, со столицей в Эдо. И это притом, что сам Иэясу был сёгуном всего лишь каких-то два года! В 1603 году он этот титул получил, а в 1605-ом уже передал его своему сыну Хидэтада. Даровав японцам вожделенными ими мир и стабильность, Токугава умер в 1616 году.

Мать Иэясу Токугава.

Естественно, что жизнь такого человека представляет собой большой интерес и вот поэтому-то мы вам о нем и расскажем…

Родился Токугава Иэясу в 1543 году, принадлежал к самурайскому роду Мацудайра – древнему, но захудалому. Его отцом был Мацудайра Хиротада, являвшийся восьмым главой рода Мацудайра и даймё провинции Микава. В детстве Иэясу носил имя Такэтиё и очень рано испытал на себе, что значит быть представителем слабого рода. Дело в том, что земли, принадлежавшие клану Мацудайра, были расположены так неудачно, что с востока и запада от них находились куда более могущественные соседи, постоянно воевавшие друг с другом. Именно поэтому едва ли не главным занятием членов клана были споры о том, чьим союзником лучше всего стать, то есть – попросту говоря, кому и за что с большей выгодой продаться! Часть вассалов клана «держали сторону» их западного соседа Оды Нобухидэ, зато другие ратовали за подчинение даймё, находившемуся на востоке – Имагава Ёсимото. Дедушка Иэясу Мацудайра Киёясу (1511—1536) в одной из ссор из-за выбора сюзерена был даже зарезан собственными вассалами, поскольку хотел связаться с семьей Ода, а тем хотелось видеть сюзереном семью Имагава. Поэтому отцу будущего объединителя Японии пришлось быть очень осторожным, чтобы не повторить его судьбу! Кстати, мать Иэясу была из рода, который обычно придерживался ориентации на западных соседей, поэтому, когда в 1545 году большая часть вассалов клана Мацудайра стали настаивать на поддержке Имагава Ёсимото, ему пришлось изгнать ее из своей резиденции. Мнение родственников и вассалов оказалось сильнее его власти главы клана!


Имагава Ёсимото. У-киё Утагава Ёсиику.

Когда в 1548 году армия Ода совершила нападение на земли рода Мацудайра, тот попросил помощи у могущественного даймё Имагава Ёсимото. И он, конечно, согласился помочь своему вассалу при условии выдачи ему малолетнего Иэясу в качестве заложника. Это автоматически ставило род Мацудайра в подчиненное положение. Но выхода у отца Иэясу не было, и он согласился. А вот дальше началась история, достойная боевиков Голлувида, но, тем не менее вполне достоверная. Ода Нобухидэ узнал о намерении Хиротада отдать сына Имагава и таким образом купить себе его военную поддержку и… организовал похищение шестилетнего Иэясу, используя для этого тайных агентов. Рассуждал он вполне логично – нет сына, нет заложника, а нет заложника, то и союза нет, потому, что Имагава просто решит, что Иэясу от него скрывают!

Но вышло так, что долг главы клана для Хиротада оказался выше отцовской любви и он решил, что сыном можно пожертвовать, а вот военным союзом – нельзя. И замысел Нобухидэ таким образом провалился. По идее, ему следовало тут же убить Иэясу, однако он решил, что сделать это никогда не поздно и до времени отправил мальчика в монастырь Мансёдзи в городе Нагоя, где держал его три года. И вышло так, что за это время будущий сёгун подружился с Одой Нобунагой, сыном своего похитителя!


Изображение шлема Иэясу Токугава.

А в 1549 году Мацудайра Хиротада, отца Иэясу, зарезал его собственный охранник, и таким образом клан Мацудайра оказались без предводителя – ситуация, опять-таки, очень реалистично показанная в сериале «Найотора, хозяйка замка». По понятиям того времени Имагава Ёсимото направил в их замок своего человека, которой должен был руководить кланом от его имени. Но долг самурая повелевал вырвать Иэясу из рук Оды и сделать именно его новым главой рода. И такая возможность Имагава представилась три года спустя, когда Ода Нобухидэ умер от язвы, и теперь уже в его клане начались внутренние распри и борьба за лидерство. Пользуясь этим, войска Имагава захватили замок, а в нем и сына покойного Нобухидэ, Оду Нобухиро, которого было решено обменять на девятилетнего Иэясу. Вассалов семьи Мацудайра возвращение нового господина, пусть даже и юного, очень обрадовало, вот только Имагава Ёсимото коварно обманул их ожидания, и забрал Иэясу в свою столицу город Сунпу. То есть он вновь стал политическим заложником, только теперь уже у другого человека. А что делать, если в Японии знать обычно не церемонилась с мелкопоместным дворянством (а, кстати, где знать хотя бы с кем-то церемонилась?!) и ради того, чтобы его самураи хранили верность своим даймё, брала из их семей заложников. Обычно старших сыновей – наследников, живших после этого при дворе «старшего господина». Вот и юный Иэясу таким образом стал заложником в клане Имагава. Но жилось ему там хорошо: питание, обучение у одного из лучших в то время стратегов Охара Юсая, приличествующая его положению одежда и помещение – все это у него было. В 1556 году Имагава Ёсимото стал его приемным отцом и даже лично провел церемонию совершеннолетия для юного заложника. Иэясу при этом получил имя Мацудайра Дзиро Мотонобу. На следующий год он фактически заставил его жениться на своей племяннице по имени Сэна, то есть сделал заложника своим родственником, и дал ему новое имя Мотоясу. Затем еще год спустя Имагава поручил Иэясу командование войсками, которыми тот успешно командовал в своей первой битве, захватив для Имагава замок Терабе на западной границе. Все это время Иэясу хватало ума притворяться эдаким простачком (кстати, в сериале «Найотора, хозяйка замка» это тоже показано очень хорошо!), постоянно играющим в го (популярная игра в Японии, вроде шахмат) с самим собой. То есть личность его ни у кого в роду Имагава особой зависти не вызывала.


Столик для игры в го, которым пользовался Иэясу.

Но притворялся он глупеньким лишь до битвы при Окэхадзама (1560), в которой глава клана Имагава Ёсимото погиб. Хорошо зная, что сыну Ёсимото Удзидзанэ до отца очень далеко во всех отношениях, а его собственные войска у него под руками, Иэясу решил восстать против своего сюзерена сразу же, как только узнал о гибели Ёсимото в битве при Окэхадзаме, и заключить союз с его злейшим врагом (и своим другом!) – Одой Нобунагой!

Чтобы во всех отношениях быть свободным, он сумел вывести из Сунпу свою жену и сына, а затем захватить свой родовой замок Окадзаки. Только после этого Иэясу в 1561 году решился открыто выступить против клана Имагава, после чего он взял штурмом один из принадлежавших им фортов. На следующий 1562 год он, наконец-то, заключил союз с Ода Нобунагой, по которому пообещал воевать с его врагами на востоке. А еще через год, в знак уже полного разрыва с кланом Имагава, он вновь изменил свое имя и стал называться Мацудайра Иэясу.

После этого Иэясу занялся делами управления в своих землях, но в этом ему стали мешать буддистские общины монахов-фанатиков секты Икко-икки, не признававшие его власть. С ними пришлось воевать с 1564 по 1566 года, но, к счастью, для Иэясу война эта закончилась полной его победой Иэясу. Он объединил все земли провинции Микава под своим управлением, за что императорский двор наградил его почетным титулом «Микава но ками» (Защитник Микава). Только теперь он почувствовал себя сильным по-настоящему и в очередной раз изменил свою фамилию на Токугава – фамилию потомков древнего самурайского рода Минамото.

В 1568 году Иэясу решил заключить союз с другим соседом, уже на севере – родом Такэда, но опять-таки против рода Имагава. Кроме того, он также участвовал в походе Оды Нобунаги на Киото, и оказал помощь Асикага Ёсиаки, получившего должность сёгуна.

Такэда Сингэн в то время был могущественным союзником, имевшим сильную армию. Поэтому неудивительно, что под общими ударами Сингена и Токугава клан Имагава прекратил свое существование. Провинция Тотоми (западная часть современной префектуры Сидзуока) теперь стала принадлежать Иэясу, а Сингэн получил провинцию Суруга (восточную часть современной префектуры Сидзуока). Однако дальше их интересы разошлись. Такэда хотел захватить Киото, а клан Токугава ему в этом мешал. Поэтому Сингэн решил его уничтожить и в 1570 году вторгся во владение Иэясу, который в это время помогал Оде Набунаге воевать с кланами Сакура и Адзаи.

Битва при Микатагахара. Триптих Тиканобу Тоёхара, 1885 г.

Первые удары Текэда Иэясу отразил успешно. Но в октябре 1572 года Такэда Сингэн лично повел в бой свои войска. Токугава пришлось просить помощи у Оды Нобунаги, но тот был всецело поглощен войной с кланами Адзаи, Асакура и буддистскими повстанцами, и помощи Иэясу оказать не смог и тому пришлось действовать самостоятельно. Он проиграл битву при Итигендзака, что стало сигналом для его вассалов переходить на сторону Такэды Сингэна. Положение особенно обострилось, когда пала крепость Футамата и союзники Иэясу начали покидать его один за другим. Видя тяжелое положение союзника, Ода Нобунага прислал ему три тысячи воинов. Но все равно, имея 11 тысяч солдат, Иэясу просто не мог выиграть очередную битву с 25-тысячной армией Такэды Сингэна. Тем не менее Иэясу Токугава все-таки решился на то, чтобы дать агрессору «последний бой» и 25 января 1573 года напал на него с тыла. Но даже этот хитрый маневр не принес ему успеха. В результате битва при Микатагахара закончилась сокрушительным поражением армии Иэясу. Тот едва-едва сумел вырваться из окружения и вернуться в свой замок. В фильме «Найотора, хозяйка замка» показало, что при этом он еще и наделал в штаны и, в принципе, после пережитого им ужаса после этой битвы такое было вполне возможно!


Знаменитая ширма из музея Иэясу Токугава, на которой изображена битва при Нагасино.


Фрагмент ширмы, на котором в левом нижнем углу изображен верный сподвижник Иэясу Хонда Тадакацу, узнать которого можно по шлему с оленьими рогами.

Но как написано в хрониках той эпохи (и это было и на самом деле так, кто бы сомневался!) «ками не оставляли Токугава», потому что, когда вроде бы уже все было для него потеряно, Такэда Сингэн в феврале 1573 года внезапно заболел и умер. Токуга вначале так растерялся, что не поверил этой новости и в мае того же года попытался вернуть назад ряд крепостей и замков, захваченных Сингэном в его землях. В ответ полная тишина, поскольку сыну Сингэна Кацуери было очень далеко до отца, что он впоследствии и продемонстрировал в битве при Нагасино. И разумеется, многие из тех местных властителей, которые еще вчера держали сторону Такэды, тут же побежали изъявлять свою покорность Иэясу. Так что сомнений быть не могло – великий Такэда Синген и в самом деле умер!


Японцы очень бережно относятся к памяти об исторических событиях, имевших место на своей земле. Вот, например, фотография из музея битвы при Нагасино, где показан макет построенных там укреплений.


А это реальные изгороди, установленные на месте сражения. Ничего особенного, но… зримо и памятно!

Только в мае 1574 года Такэда Кацуёри решил, наконец, реализовать план своего покойного отца и захватить столицу Киото. С 15 тысячной армией он вторгся в земли Токугавы и захватил высокогорный замок Такатендзиндзё. По идее, ему надо было после этого развивать свой успех, но… не тут-то было. Почему-то он провел там целый год, а тем временем против него выступили объединенные армии Оды Нобунаги и Токугавы Иэясу. 29 июня 1575 года в битве при Нагасино они наголову разгромили армию рода Такэда, расстреляв его конницу из мушкетов. Погибли многие полководцы и множество самураев и асигару. Таким образом Иэясу опять вернул власть над всеми (кроме замка Такатэндзиндзё) утраченными владениями, а полная ликвидация рода Такэда стала теперь всего лишь делом времени.

Продолжение следует…

Создание системы наследования власти

Так Токугава Иэясу стал единоличным правителем страны, и в 1603 году получил от императора титул сэйи-тайсёгун («великий полководец, усмиряющий варваров», чаще просто сёгун), после чего он уже официально учредил правительство военного сословия бакуфу в Эдо. Силы симпан, фудай, дзикисин (прямых вассалов, хатамото и гокэнин) под началом Иэясу насчитывали более 200 000 человек, что делало его неоспоримым военным властителем.

При этом в создании политической системы его советниками были люди, управлявшие делами рода ещё со времён жизни в Микаве, как даймё Хонда Масанобу, монах храма Нандзэндзи Контиин Судэн, конфуцианец Хаяси Радзан, между которыми он распределил административные обязанности. Сложная политическая система сёгуната окончательно сформировалась уже при его внуке Иэмицу.

В 1603 году Иэясуприказал всем даймё страны принять участие в строительных работах небывалых масштабов тэнка бусин, обустроив замок Эдо и прилегающие территории. Проводилась засыпка залива Хибия с созданием широких сухих площадей, прокладка водных путей Онагигава и Досамбори. Помимо обеспечения водных перевозок создавалась инфраструктура для сухопутного транспорта – Пять городских путей Гокайдо, начинающиеся от Нихомбаси и постоялые дворы вдоль них. В результате этой деятельности к концу жизни Иэясу Эдо стал крупным городом, где жило несколько десятков тысяч человек.

В 1605 году, всего через два года после получения титула сёгуна, Иэясу уступил его сыну, и сёгуном стал Хидэтада – это было сделано для демонстрации наследования сёгунского титула в роду Токугава, однако Иэясу по-прежнему контролировал политику страны из резиденций в замках Фусими и Сумпу.

Уничтожение рода Тоётоми

После битвы при Сэкигахара Хидэёри, сын Тоётоми Хидэёси, низведённый до ранга одного из даймё, продолжал владеть замком Осака и править землями в провинциях Сэццу, Кавати и Идзуми с общим доходом в 600 000 коку. Немало даймё симпатизировали роду Хидэёси, а когда Иэясу в 1611 году после долгого перерыва встретился с Хидэёри, то обнаружил, что тот стал смышлёным юношей. С тех пор Иэясу, стремившийся обеспечить сохранение власти рода Токугава, решил избавиться от Хидэёри.

Род Тоётоми восстановил храм Хокодзи в Киото, который почитал Хидэёси, и при это на колоколе храма была сделана надпись, включающая фразы «Мир и процветание стране, процветание и радость господам и вассалам» (кокка анко, кунсин хораку, 国家安康、君臣豊楽). Иэясу обвинил Тоётоми в том, что надпись скрывает проклятие, поскольку содержащиеся в надписи иероглифы его имени 家 и 康 разделены. Под этим предлогом он в 1614 году осадил замок Осака с двухсоттысячной армией. Так началась Зимняя Осакская кампания, завершившаяся в 12 лунном месяце перемирием, однако в 1615 году Иэясу опять двинул войска, и в результате Летней Осакской кампании Хидэёри покончил с собой, и род Тоётоми пресёкся.

В том же году Иэясу издал указ, согласно которому в одной провинции мог быть только один замок. Указ был направлен на ослабление даймё западных провинций, которые могли сохранить за собой свои резиденции, а прочие замки им пришлось разрушить. Ещё в том году от имени сёгуна Хидэтада был издан Свод законов воинских домов (Букэ сёхатто), содержавший строгие ограничения деятельности даймё, в том числе запрещавший самовольно вступать в брак и строить новые замки.

Абсолютный контроль

Таким образом, за счёт военной силы и новых законов Иэясу ограничил даймё в возможности действий, однако контроль требовался не только над ними – Иэясу стремился подавить любые силы, которые могли бы угрожать его власти, в том числе императорский двор.

Формально власть бакуфу Эдо основывалась на том, что император даровал главе рода Токугава сёгунский титул, наделив его властными полномочиями. По этой причине Иэясу выказывал уважение к императорскому двору, и ввиду уменьшения владений двора в эпоху Сражающихся провинций (1467-1568) в 1601 году он преподнёс императорскому двору земли, приносящие 10 000 коку риса. Однако управление владениями императорского дома осуществляло само бакуфу. Кроме того, для надзора над даймё западных провинций и императорским двором была учреждена должность сёсидай, наместника сёгуна в Киото, который постоянно следил за действиями двора и аристократических родов. В дополнение к этому два человека были назначены букэ тэнсо, посланниками воинских домов – они передавали двору распоряжения бакуфу (передающиеся через сёсидай). Их выбирали среди аристократии, а жалованье им платил сёгунат.

В 1613 году приняли законы, определяющие поведение аристократии, которым предписывалось заниматься охраной дворца и традиционными для этих родов делами. Установленные в 1615 году законы для двора и аристократии определили функционирование дворца, быт императора и придворных, старшинство среди аристократии и порядок продвижения по службе. Всё это делалось для того, чтобы двор и император утратили всякое политическое влияние.

Монахи-воины (сохэй) монастырей гор Хиэй и Коя и последователи школы Икко в период Сражающихся провинций были силой, которая могла сокрушать армии даймё, из-за чего Иэясу в 1615 году начал вводить систему ограничения деятельности святилищ, монастырей и буддийских армий, приняв Свод законов о монастырях (Дзиин-хатто).

Антиевропейизация Японии и «Эдикт об ограничении морского судоходства 1639 года» [ править ]

Основная статья: Указ Сакоку 1635 г.

В 16 веке Япония была среди стран Азии, которые больше всего привлекали европейских торговцев и миссионеров. Группа португальцев прибыла на остров Танегасима , став первыми европейцами, вошедшими в Японию. Так начался период так называемой нанбанской торговли

(南蛮 貿易
Nanban bōeki
). С 1545 года в Японию прибыло множество европейских кораблей, сначала из Португалии, а затем из Испании , Нидерландов и Англии . Начиная с 1549 года, с прибытием Франциска Ксавьера в Кагосиму , началась большая миссионерская кампания под руководствомОбщество Иисуса начало потрясать социальные структуры Японии. Кроме того, на острове Кюсю , чтобы сохранить европейскую торговлю на своих землях, некоторые
даймё
согласились принять христианство . К началу 17 века в христианство обратилось полмиллиона японцев (из 11 миллионов населения).

Однако в период европеизации по Японии стали распространяться враждебные настроения по отношению к иностранцам. После завоевания Испанией Филиппин между 1565 и 1597 годами Тоётоми Хидэёси , высший военный / политический авторитет в Японии в то время, начал более сильно сомневаться в добрых намерениях европейцев и подвергать сомнению лояльность христианских даймё

. Видя угрозу , что христианство потенциально создает для политической стабильности, а также к
дайме
«Верный ему по отношению к Церкви, он издал антихристианские указы, изгнав иностранных миссионеров и приказав распять на кресте ряда видных католических прозелитизаторов и новообращенных. Однако только во время правления Токугава Иэмицу антихристианская политика получила более широкое распространение и более продолжительное осуществление.

Вековое присутствие католических торговцев и миссионеров в Японии закончилось в 1630-х годах, когда Иэмицу приказал изгнать почти всех европейцев из страны. Доступ Европы к торговым отношениям с Японией ограничивался одним голландским кораблем в год. Политика Иэмицу в этом вопросе была усилена после казни двух португальцев, которые пришли просить о восстановлении прежней внешней торговой политики Японии. К концу 1630-х годов Иэмицу издал серию указов, более подробно описывающих систему ограничений на потоки людей, товаров и информации в страну и из страны.

Самым известным из этих указов был так называемый Указ Сакоку 1635 года.. Он содержал основные ограничения, введенные Iemitsu. Этим он запретил всем японским кораблям и людям путешествовать в другую страну или возвращаться к японским берегам. Наказанием за нарушение была смерть. Указ предлагал щедрые подарки и награды всем, кто мог предоставить информацию о священниках и их последователях, которые тайно исповедовали и распространяли свою религию по всей стране. Кроме того, каждое вновь прибывшее судно требовалось тщательно проверять на предмет наличия католических священников и последователей. В документе уделяется очень пристальное внимание каждой детали, касающейся заходящих иностранных судов. Например, купцы, прибывающие из-за границы, должны были представить список товаров, которые они везут с собой, прежде чем им будет предоставлено разрешение на торговлю. В дополнительных положениях уточняются детали сроков и логистики торговли. Например,один пункт гласит, что «дата отплытия для иностранных судов не должна быть позднее двадцатого числа девятого месяца». В дополнение к этому, Иэмицу запретил изменение установленной цены на шелк-сырец и, таким образом, позаботился о том, чтобы конкуренция между торговыми городами была сведена к минимуму.

Меры, принятые Иэмицу, были настолько мощными, что только в 1850-х годах японские порты открылись для более широкого круга торговых партнеров, жители Запада могли свободно селиться и путешествовать по Японии, а японцы снова могли свободно путешествовать за границу. Этот период «морских ограничений», с 1630-х до 1850-х годов, как описано выше, очень часто называют сакоку

или «закрытой страной», но многие ученые [
кто?
]сегодня выступаю против представления о том, что Япония была «закрытой». Они утверждают, что политику Японии в области международных отношений в этот период следует понимать, скорее, как просто направленную на удержание международного взаимодействия под жестким контролем; Более того, они подчеркивают, что Япония была не единственной, кто стремился контролировать и ограничивать международное взаимодействие, и что на самом деле почти каждая крупная держава в то время имела политику, диктовавшую, кто мог торговать, в каких портах, в какое время и в каким образом. [7]

Экономическая деятельность Иэясу

Какова же была экономическая основа власти бакуфу?

Основным доходом были налоги с земель бакуфу, приносящих до 4 млн коку риса в год. Ответственными за сдачу налогов и выполнение работ были крестьяне, владевшие заливными и суходольными полями, усадьбами, внесённые в книги регистрации как хомбякусё, «главные крестьяне». В книге поучений для военного сословия «Вечерние рассказы о мирных временах» (Сёхэй ява), написанной Такано Цунэмити в 1796 году, приводятся якобы сказанные Иэясу слова о том, что налоги нужно собирать так, чтобы крестьяне в деревнях и сёлах не умерли, но и были не очень живы. Похоже, политика Иэясу состояла сборе годового налога так, чтобы крестьяне не могли обзаводиться новым имуществом, но не погибли от голода. Он напрямую контролировал важные города – Эдо, Осака, Киото, Нагасаки, Сакаи и другие, и в особенности от монопольной торговли в Нагасаки уже после его смерти бакуфу получало хорошие доходы.

Как и во времена Тоётоми Хидэёси, правительство получало прибыли с рудников, находившихся в его собственности, но Иэясу начал новое дело – чеканку денег из добывавшегося золота и серебра. Монетные дворы золотых денег были учреждены в Эдо, Сумпу, Киото, на острове Садо и в других местах, серебряные деньги делали в Фусими, Эдо, Сумпу, Киото и т. п., тогда было произведено много «золотых и серебряных денег годов Кэйтё» (кэйтё кингин). Ранее в Японии использовались китайские медные деньги, и этот шаг стал важной вехой в финансовой политике страны.

Внешняя политика как инструмент получения доходов

Далее мы рассмотрим внешнюю политику Иэясу.

Иэясу проводил активную внешнюю политику. Когда в заливе Усуки провинции Бунго (нынешняя преф. Ойта) сел на мель голландский корабль De Liefde, Иэясу встретился с помощником капитана, голландцем Яном Йостеном ван Лоденстейном, и штурманом, которым был англичанин Уильям Адамс (позже – Миура Андзин). Он пригласил их в Эдо и консультировался по внешнеполитическим вопросам, поощрял сношения с Нидерландами и Англией. Он знал, что обе страны – протестантские, в отличие от католических Испании и Португалии, где торговля была неотделима от миссионерской деятельности. Благодаря этому на острове Хирадо были открыты фактории: в 1609 году – голландская, в 1613 году – английская.


Изображение Яна Йостена ван Лоденстейна неподалёку от станции Токио (© Photo Library)

В то время базировавшиеся в Макао португальцы скупали в Китае шёлк-сырец и с огромной выгодой продавали его в Нагасаки. Чтобы сдержать монопольную торговлю португальцев, Иэясу в 1604 году учредил организацию утверждённых правительством посредников-итоваппу, действовавших в Киото, Сакаи и Нагасаки, которые определяли цены на шёлк, доставлявшийся ежегодно весной, закупали весь товар, а потом распределяли между собой.

В 1610 году торговец из Киото Танака Сёсукэ по распоряжению Иэясу посетил испанскую территорию Новую Испанию (нынешняя Мексика), где просил возобновления торговли с Лусоном (сейчас – территория Филиппин), которая прекратилась после того, как Тоётоми Хидэёси казнил 26 миссионеров и их последователей.

Иэясу также приказал семейству Со на Цусиме восстановить отношения с Кореей, прерванные из-за военного вторжения на Корейский полуостров. Род Со добился этого в 1607 году, после чего из Кореи стали отправлять посланников-цусинси с дарами при смене сёгунов. Китайская империя Мин, участвовавшая в войне в Корее, официально отношения не возобновила, но торговые корабли из Китая часто приходили в Хирадо, Нагасаки и другие японские порты.

Иэясу активно развивал заморскую торговлю, используя дипломатические средства, однако в последние годы его жизни всё изменилось. Если ранее он закрывал глаза на распространение христианства, то в 1612 году он запретил эту религию на территориях, находившихся в прямом подчинении, а в следующем году распространил запрет на всю страну, одновременно распорядившись разрушить церкви и заставить последователей полностью отказаться от веры – вероятно, опасаясь вторжения испанцев или португальцев, с которыми могли объединиться христианские группировки в Японии. В 1614 году Такаяма Укон и более 300 христиан были показательно изгнаны в Манилу и Макао. Такие изменения в политике, возможно, были направлены на то, чтобы в торговле с Японией место ушедших португальцев и испанцев заняли Голландия и Англия. Хидэтада, второй сёгун, ещё более ужесточил ограничения, а третий сёгун Иэмицу завершил формирование системы изоляции страны.

Сёгун (1632–1651) [ править ]

Хидэтада оставил своих советников, ветеранов- даймё

, исполнять обязанности регентов Иэмицу. В 1633 году, после смерти своего брата, Иэмицу уволил этих людей. Вместо советников отца Иэмицу назначил друзей детства. С их помощью Иэмицу создал сильную централизованную администрацию. Это сделало его непопулярным среди многих
даймё
, но Иэмицу просто устранил своих противников.

Его система санкин-котай

заставляла
даймё
жить в Эдо в чередующейся последовательности, проводя определенное количество времени в Эдо и определенное количество времени в своих родных провинциях. Часто говорят, что одна из ключевых целей этой политики состояла в том, чтобы не дать
дайме
накопить слишком много богатства или власти, отделяя их от своих провинций и заставляя их регулярно выделять значительную сумму на финансирование огромных дорожных расходов, связанных с этим. с путешествием (вместе с большим антуражем) в Эдо и обратно. Система также привлеченным
Daimyos
‘ жен и наследников , оставшихся в Эдо, отсоединяется от своего господина и от их родной провинции, выступающей в основном в качестве заложников , которые могли бы быть причинен вред или убиты , если
даймё
должны были
составить план
восстания против сёгуната. [5]

В 1637 году вооруженное восстание поднялся против антихристианских политики Иэмицу в в Shimabara , но были и другие причины , связанные, например, чрезмерно высокие налоги и жестокое обращение с крестьянами по местным лордом. Период внутренних беспорядков известен как Восстание Симабара . [1] Тысячи были убиты в ходе подавления восстания сёгунатом, и бесчисленное количество людей были казнены впоследствии. [6] Тот факт, что многие из повстанцев были христианами, использовался бакуфу как удобный предлог для изгнания португальцев и ограничения Голландской Ост-Индской компании Деджимой в Нагасаки.

В течение 1630-х годов Иэмицу издал серию указов, ограничивающих отношения Японии с внешним миром. Японцам, которые с 1590-х годов много путешествовали по Восточной и Юго-Восточной Азии (и, в редких случаях, гораздо дальше), теперь под страхом смерти было запрещено покидать страну или возвращаться. Европейцы были изгнаны из страны, за исключением тех, кто связан с голландской Ост-Индской компанией , которые были ограничены искусственным островом Деджима в Нагасаки.гавань. Япония оставалась очень связанной с международной торговлей, информацией и культурным обменом, хотя только по четырем направлениям. Нагасаки был центром торговли и других сделок с Голландской Ост-Индской компанией и с независимыми китайскими купцами. Сацума контролируемые отношения с Рюкю Королевства (и через Рюкю, имели доступ к китайским товарам и информации, а также продукции из дальнего зарубежья через альтернативные торговые маршруты , которые прошли через Рюкю), в то время как Цусима домена обрабатываются дипломатические и торговые отношения с Чосон -dynasty Корея и Matsumae Domain управляли коммуникациями с айнами., коренное население Хоккайдо , Сахалина и Курильских островов, а также ограниченное общение с родственными народами на материковой части недалеко от Сахалина. Японию в этот период часто описывали как «закрытую» или под сакоку

(鎖 国, «прикованная страна»), но с 1980-х годов, если не раньше, ученые выступали за использование таких терминов, как «морские ограничения» или
кайкин.
(海禁, «морские ограничения»), подчеркивая тот факт, что Япония не была «закрытой» для внешнего мира, но на самом деле очень активно взаимодействовала с внешним миром, хотя и ограниченным набором путей. [7]

В 1643 году императрица Мейшо отреклась от престола. Ей наследовал ее младший сводный брат (сын Го-Мизуно от супруга) император Го-Комьё , который не любил сёгунат за его жестокие и варварские методы. Он неоднократно делал оскорбительные комментарии в адрес Иэмицу и его старшего сына и наследника Токугава Иецуна .

В 1651 году сёгун

Иэмицу умер в возрасте 47 лет , будучи первым Токугава
Shogun
чье правление закончилось со смертью , а не отречения. Ему посмертно было присвоено имя Тайюин, [1] также известный как Дайюин (大猷 院), и он был похоронен в храме Тайю-ин , Никко. [8] Ему наследовал его старший сын и наследник, Токугава Иецуна .

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]