«Но» (noh) рассматривается как одна из величайших классических традиций мирового театра. Его деревянные подмостки, крайне медленная и размеренная актерская техника, грандиозные костюмы, красивые маски, и минималистичная музыка сохранились практически в том же виде, в котором они использовались в период Муромати (1333-1568).
Постановки но стали известными своим глубоким смыслом и потусторонней поэтической красотой. Ими восхищаются во всем мире, и многие из них были переведены на несколько языков. Популярным но был среди изысканных придворных кругов в Киото, а также в верхних эшелонах касты самураев. Поэтому не удивительно, что в но были созданы сложные эстетические теории, которые один из его создателей, актер и драматург Дзэами, сформулировал в своих трактатах.
На самом деле, пьесы но составляют лишь часть еще более сложной театральной традиции по названию нокагу. Она сочетает в себе серьезные драмы но с более «легкими» представлениями-фарсами кёгэн. Традиционно в полное представление, которое длится весь день включают пять пьес но, которые чередуются четырьмя фарсами кёгэн.
История театра Но
Актер и драматург Канъами Киёцугу (1333-1384) и его сын Дзэами (1363-1443) считаются изобретателями но. Новый вид искусства, однако, не был создан с нуля. Перед тем, как но набрал популярность, существовали несколько других форм развлечения, которые были популярны на тот время, и из которых частично позаимствовало ряд элементов новое течение.
Среди ранних форм театра можно выделить пьесы саругаку, в которых сочетались танец, музыка и пантомима. Это была довольно легкая форма развлечения, которая, возможно, возникла в Китае. Именно саругаку стала основой, на которой Канъами с Дзэами и создали свою новинку — но.
Еще одним традиционным жанром, из которого родился но, стал денгкаку, универсальный жанр развлечений, который произошел от песен, исполняемых во время посадки риса, а также от древних обрядов плодородия и одержимости духом. Денгкаку постепенно превратился в популярный жанр, в котором смешались музыка, пение, танцы и пантомима.
Театр Но появился в Японии в 14-м веке и быстро стал популярным среди самураев и аристократии сёгуната Токугава. Изначально но был ориентирован на высшее сословие, и фактически недоступен для обычного незнатного населения. Сегодня эти представления стали гораздо более доступными, и их может посетить кто-угодно. Тем не менее, случайный зритель вряд ли поймет происходящее на сцене, поскольку каждая сцена но наполнена глубоким смыслом и скрытым подтекстом.
Когда резиденция сегуна была перенесена в Киото, актер и драматург Канъами Киёцугу, который считается создателем но, основал там свою школу, назвав ее своим сценическим псевдонимом — Канзё. После этого он начал совершенствовать постановки саругаку и денгкаку. Вскоре поклонником театра но стал Асикага Есимицу, третий сегун периода, после чего новое течение стало очень популярным среди самураев, многие из которых впоследствии становились покровителями театра но.
Дзэами, сыну Канъами, было всего 12 лет, когда он впервые выступил с представлением для сёгуна. Сегун взял Дзэами под свое покровительство и вскоре они стали близкими друзьями. Таким образом Дзэами буквально с нуля поднялся на самый высокий уровень социальной иерархии в Японии. Без всякого сомнения, Дзэами является самым выдающимся человеком в всей истории театра но. Прежде всего, он считался ведущим актером своего времени. Кроме того, он был очень продуктивным драматургом, а также хореографом, музыкантом и режиссером. Дзэами также сформулировал сложную теорию театра но в своих трактатах, о которых речь пойдет далее. После смерти сёгуна Асикага Есимицу, популярность Дзэами при дворе начала постепенно снижаться. В старости его сослали на отдаленный остров, где он, как полагают, и умер.
Новые школы но, развиваясь, сначала культивировали но в его классической форме, разработанной Дзэами. Позже но был объединен с фарсом киоген, а новый жанр назвали ногаку. Замечательные сценаристы обогатили репертуар но, а покровительство самураев высшего класса оказывали покровительство театру.
В период Эдо (1608-1868) театр «но» по-прежнему представлял из себя искусство, которое предназначалось в основном для класса самураев, хотя постепенно все больше простолюдинов становились его почитателями. Постепенно но стал известен вне пределов круга благородных самураев, поскольку выступления в этом жанре начали проводиться в храмах. Старый феодальный мир рухнул в начале периода Мэйдзи (1868-1912) и «но» потерял при этом своих первоначальных покровителей. Из-за засилья новомодных западных форм развлечения, но просто перестали интересоваться. Тем не менее, благодаря поддержке императорской семьи, данный жанр не полностью умер.
Продолжение традиции было обеспечено в 1881 году, когда было основано «Общество но», благодаря которому театр стал вновь популярным, особенно среди образованных зрителей, как в Японии, так и на Западе.
Актеры и их роли в японском театре Но
Традиционно все актеры в но были мужчинами (буквально недавно появились несколько актрис но). В основном, актеры делятся на следующие категории: — Shite или главный герой, который часто появляется в маске; — Waki или вспомогательный персонаж, который всегда играет без маски; — Shite-zure или актеры, которые отыгрывают роли товарищей Shite; — Waki-zure — актеры, которые играют компаньонов Waki; — Kokata или второстепенные роли, которые обычно исполняют актеры-мальчики. Эта система не означает, что актер специализируется на одной из перечисленных выше категорий. На самом деле, актер может появиться в любой из указанных ролей (за исключением kokata). Кроме того, он также может петь в хоре, который является неотъемлемой частью постановки но.
Типы игр
Всего существует 240 пьес но. Они классифицируются в соответствии с их Shite, или главными героями, на следующие категории:
Божественные постановки (Waki Noh)
Эти пьесы рассказывают истории о различных богах. Актер Shite, как правило, носит маску и раскрывает свою личность лишь в конце пьесы.
Воинские постановки (Shura Mono ) Актер Shite играет роль самурая или другого воина, душа которого, после его смерти, не может найти дороги на небеса. Только после молитвы его последователей, его кармические деяния прощаются, и душа обретает покой.
Постановки в париках (Katsura Mono) В этих лирических постановках актер Shite играет в основном роль женщины.
Различные постановки (Zatsu Mono ) Эта группа включает в себя различные пьесы, которые не вписываются в другие категории, такие как отображение призраков или безумных людей.
Закрытые Пьесы (Kiri No) Актер Shite, как правило, исполняет роль демона в этих энергичных постановках.
В структуре пьесы театра но обычно используется определенный эстетической принцип, называемый Жо-ха-кю. Он ведет свои корни к старой придворной музыке, произошедшей из Индии. Жо относится к началу или вступлению, и его темп медленный. Ха относится к средней части пьесы, в которой представлена основная драматическая ситуация. В кю, или заключительной части, темп действия и музыки оживляется, а драма достигает своего апогея.
Во вступительной части пьесы актеры, исполняющие роли Waki и Shite (часто в гриме) появляются по очереди и торжественно представляют себя. Таким образом, становится понятным содержание драмы ясно. В средней части темп танцев становится быстрее и драма часто достигает кульминации в виде стилизованного танца (mai), в котором Shite вспоминает прошлое. В финале Shite возвращается на сцену, а драматическое действо достигает величественной кульминации.
Структура полного представления но, которое длилось в течение целого дня, тоже следовала принципу Жо-ха-кю. Открытие пьесы часто относится к категории «божественной постановки». В средней части такие дневные пьесы представляют из себя «воинские постановки» или «постановки в париках». А последняя часть пьесы чаще всего представляют из себя «закрытую постановку».
Содержание пьес театра но
Хотя существуют более поздние пьесы но, большинство из них написаны в самурайский период, и имеют соответственную тематику. Основной конфликт создается между двумя противоположными идеологиями того периода, то есть между пацифистским дзен-буддизмом и строгим кодексом этики профессиональных воинов-самураев.
Очень часто в пьесах но ведутся размышления о кармических вопросов, основывающиеся на буддийском мировоззрении, например, о том, как человек должен платить за свои плохие поступки, когда он станет духом между этим и потусторонним миром.
Постановки но могут быть основаны на коротких эпизодах из классической литературы, таких как «Гэндзи Моногатари». Также многие из тем были взяты из великих эпопей феодального периода.
Японские пьесы полны ссылок на классическую поэзию, буддийские сценарии, смешные случаи из истории и даже китайскую поэзию. Одной из характерных черт постановок в театре но является то, что в их текстах видно резкое различие между поэзией и прозой.
Чтобы понять тексты но во всей их глубине, в феодальной Японии необходимо было высшее образование. Поскольку пьесы были предназначены для самурайской элиты и придворных кругов, вежливая речь и правила этикета были также отражены в языке. К примеру, в постановках но для простого вопроса «как вас зовут?» требовалось семь слов в соответствии с правилами вежливости. Поэтому вовсе не удивительно, что только немногие члены современной аудитории полностью могут понять тексты но и их сложный язык. Именно поэтому большинство зрителей сегодня берут с собой на представления специальные буклеты, в котором объясняется символика и литературные аллюзии.
Музыка и хор
Музыка в театре но ведет свои истоки из старинных японских музыкальных традиций. Музыка в но не «сопровождает» саму постановку, как это часто бывает в западных формах музыкального театра. В но музыка имеет предназначена для индивидуального, независимого от самой пьесы, восприятия зрителями, и на самом довольно редко (в основном только в кульминационных моментах) в точности совпадает с действием на сцене.
Обычно постановки но сопровождает небольшой оркестр и хор, которые называются общим понятием hayashi kata. Музыканты сидят в задней части сцены, лицом к аудитории, в то время как хор сидит справа от аудитории, лицом к сцене.
К основным инструментам для музыкального сопровождения пьес но относятся флейта и три вида барабанов, количество которых может варьироваться в соответствии с требованиями пьесы. С помощью флейты создают длительные мелодичные проигрыши, а барабанный бой подчеркивает кульминационные моменты драмы. Барабанщики также используют свои голоса. Они кричат и завывают во время промежутков между ударами. Эти вопли, называемые kakegoe, играют важную роль в подчеркивании драматического действия.
Стоит отметить, что в но поет не только хор, но и сами актеры. Зачастую в постановках актер поет начало фразы, которую затем завершает хор. В песнях но, которые изначально произошли от древнего буддийского пения, голос певцов очень низкий, независимо от того, является персонаж мужчиной или женщиной. На первый взгляд, вокальная техника может показаться монотонной. На самом деле, в но используется пять различных оттенков голоса: сильный, нежный, динамичный, тоскливый и грустный.
Актерское мастерство в японском театре но очень своеобразно. Техника исполнения в театре но характеризуется медлительностью и размеренной точностью движений. Все ненужные для текущей драматической постановки элементы устраняются. Это придает но практически гипнотический эффект.
Во время постановок но положение тела исполнителя должно быть строго фиксированным — с прямой спиной, причем туловище немного наклонено вперед. Пальцы рук во время жестикуляции должны быть неподвижны. Стилизованная ходьба в но называется «hakobi». Подошвы ног редко поднимаются с пола. Колени при передвижении слегка согнуты, что позволяет актеру буквально скользить по полу сцены без каких-либо видимых вертикальных движений. Слегка изогнутые колени и выпрямленная спина позволяют актеру, в некотором смысле, «расти» на сцене. К примеру, в особо драматический момент он может выпрямиться, чтобы подчеркнуть ситуацию.
МАСКИ KOZEN HANYUU НА ВЫСТАВКАХ
«Сегодня ситуация в мире становится все более хаотичной. И становится более важным вернуться к началу начал, что состоит из «души» и «духовного мира» — эти слова красной линией проходят через персональные выставки работ Kozen Hanyuu и совместные выставки с дочерью Emiko Horimoto. Самыми значимыми, отражающими важные этапы творчества Kozen Hanyuu, стали:
- Персональная выставка в честь 50-летия творческой карьеры скульптора масок театра Но на Ginza-Wako в 1983 году.
- Персональная выставка «В ознаменование издания альбома маски Но» в Tokyu Department Store, Shibuya в 1986 году.
- Выставка современных художников театра Но и Кёгэн в The Tsubouchi Memorial THEATER of Waseda University в 2008 году.
- Выставка Kozen Hanyuu и Emiko Horimoto «Отец и дочь» в Odakyu Department Store, Shinjuku в 2011 году.
- Юбилейная выставка Kozen Hanyuu и Emiko Horimoto в честь двойной сотни – 100 лет отца, Kozen Hanyuu, скульптора масок Но и 100-й выставки дочери, Emiko Horimoto, в Art Salon, Odakyu Department Store, Shinjuku, в феврале 2021 года.
Маски японского театра Но
Чрезвычайно размеренная и минималистичная актерская техника но была частично обусловлена строгим придворным этикетом того периода, когда театр но был на пике своего расцвета. Согласно правилам этикета, мимика расцененивалась как вульгарность. Поэтому в но актеры, которые не носили маски, старались, чтобы их лица были полностью бесстрастным. Тем не менее, даже настоль размеренные движения могли передавать эмоции с помощью масок. Слегка изменяя наклон голову, актер был способен изменить выражение лица на маске. При помощи подобного регулирования наклона маски ее выражение изменялось от радости до печали.
Маски для театра но были разработаны на основании более ранних японских систем масок. По сравнению, например, с деревянными масками гигаку, маски но меньше по размеру, поскольку они охватывают только центральную часть лица актеров. Старые маски но сейчас считаются настоящими произведениями искусства. Их сохраняли и использовали целые поколения семей, а также школ но.
Маски носят некоторые из персонажей shite, а также некоторые из shite-zure их компаньонов. Большинство масок отображает общепринятых в но персонажей, например, молодую женщину, старуху, самурая среднего возраста, молодого аристократа и т.д. Однако, некоторые из масок используются только для конкретных ролей.
Костюмы театра Но
Великолепные костюмы из театра Но происходят из придворных кругов периода Муромати. Считается, что на самых ранних стадиях но костюмы были намного проще. Равно, как и маски, вычурные одеяния в но появились позже, с развитием этого жанра.
Костюмы ( shozoku ) полны символизма, поэтому зачастую зрителям приходится брать поясняющие буклеты, которые часто включают в себя объяснения значений костюмов и их орнаментированных деталей. Есть некоторые специфические формы костюмов, характерных для но. Они включают в себя, среди прочего, очень широкие брюки у некоторых мужских персонажей и разукрашенные красочные одежды многих женских персонажей. Актер но в парике и сложном костюме выглядит практически как живая скульптурв. Таким образом, идеальный порядок в одеянии и прическе имеет первостепенное значение. Именно поэтому в но есть такое понятие, как помощники актеров, которые периодически выходят на сцену, чтобы поправить парики и костюмы исполнителей.
Пять школ
Но по-прежнему осуществляется и сегодня и разделяется в основном на пять «школ» или актерских течений, которые были основаны на протяжении столетий известнейшими акторами. К подобным школам относятся Kanze, Hosho, Konparu, Kongo и Kita. Самой престижной из них является школа Kanze школа, которая была основана Канъами Киёцугу, создателем всего жанра. Как правило, все профессиональные исполнители но принадлежат к одной из пяти школ. Эта профессия, в значительной степени, наследственная. Обычно исполнитель присоединяется к той же школу, что и его отец, а затем готовит своего преемника.
Источник 4dancing.ru
KOZEN HANYU – СТАРЕЙШИЙ СКУЛЬПТОР МАСОК ТЕАТРА НО
Kozen Hanyuu (Козен Ханю) – старейший скульптор масок Но – продолжил путь своего отца Mitsunaga Hanyuu (Мицунага Ханю), который принадлежал семье Mitsui (Мицуи). Kozen Hanyuu – третий сын в семье – родился в 1917 году в Asakusa, Tokyo. В 1932 году он начал работать с масками Но, которым посвятил более 80 лет и был членом Японской ассоциации скульпторов и Японского института Но. Его дочь, Emiko Horimoto (Эмико Хоримото), как-то сказала, что чрезвычайно редко бывает, когда три поколения одной семьи посвящают свое искусство поиску духовного мира, ведут «диалог с духом». Дед и отец художницы – создатели масок Но – жителей потустороннего мира, а дочь изображает в своих картинах «мир сердца и души».
Японский театр – классика от древности до наших дней
Один из классических театров Японии – кабуки. Это удивительно органичное сочетание драматургических, танцевальных и музыкальных действий. Уникальная комбинация формы, звука и цвета дает великолепные ассоциации происходящего на сцене с настоящей жизнью.
Свое начало этот японский театр
ведет от создательницы Идзумо-но Окуни, которая являлась служительницей храма и первоначально выступала с женской труппой в пересохшем русле реки Камогава неподалеку от Киото. Название кабуки пришло впоследствии, а означало оно технику танцев и пения. Позднее, в 1629 году были запрещены онна кабуки (женская труппа), так как выступления представляли собой по большей части эротические сцены и танцы, что зачастую приводило к конфликтам между зрителями. К тому же очень часто артистки занимались проституцией, что вызывало недовольство сегуната.
Однако вакасю кабуки с участием юношей, которые также имели огромный успех, так как занимались практически таким же легкомысленным поведением, также привело к недовольству властей, и в 1652 году было введено запрещение до полной реформации. После этого все роли в театре стали исполнять взрослые мужчины, были убраны эротические сцены и введены фарсы кегэн из театра Ноо. Эти нововведения привели к тому, что вместо варьете кабуки стал драматическим театром. Через несколько десятилетий фарсы сменились достаточно серьезными пьесами, которые были написаны специально для этого вида театра.
Изменилось и оформление залов для представления кабуки. Теперь со сцены в середину зрительного зала выходила специальная платформа, на которой могли появляться актеры. Также одним из нововведений стал занавес, позволяющий незаметно сменить декорации.
Основой всех пьес, которые ставились и играются до сих пор, является буддистское учение, в котором злодей обязательно должен быть повержен, долго страдавшая женщина вознаграждена счастьем, а могущественные военные лидеры или слишком высокомерные семьи обязательно низвергнуты. Достаточно много конфуцианских традиций, рассказывающих об обязанностях, долге, сыновней почтительности, которые приводят иногда к различным ситуациям, кончающимся драмой.
Основными формами (ката), которые используются и отличают театр кабуки от других, являются стилизованные поединки – татэ, уходы со сцены с подчеркнутыми жестами – роппо, немые сцены – даммари, которые не могут быть изменены по прихоти актера. В основном это всегда касается пьес, в которых присутствует военное сословие, причем игра актеров зачастую выходит за рамки реалистичности.
Кроме этого, каждый жанр – это определенные костюмы, грим, парики, которые тщательнейшим образом подобраны по стилю, дизайну, элегантности. Если это самураи – аристократия, то у них особая стилизация, если это другой статус, то и грим, и костюмы, и стиль будут другими.
Японский театр – куклы для взрослых
Другой наиболее известный японский театр
– бунраку. Он представляет собой кукольное представление, с аккомпанементом сямисэна и песенным сказом. Одна из первых пьес «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей» была настолько реалистична, что после ее представления последовали по всей стране суициды, в связи с чем она была запрещена. Другая, не менее известная, «Сокровищница Самурайской Верности», легла в основу большого количества фильмов, снятых по ее сюжету.
Название этого театра было дано в честь его основателя Уэмура Бунракукэн. Осака стала обладателем самого крупного кукольного театра бунраку в 1872 году.
Куклы, которые участвуют в представлении, собираются на деревянной раме с большим количеством нитей, которыми они управляются. Высота каждой такой куклы около 150 сантиметров. Причем практически ни у одной из них нет ног. Только в редких случаях у кукол мужчин приделываются ноги. Управляется каждая кукла тремя актерами: омозукай – главный мастер кукловод, отвечающий за голову и правую руку, хидари-дзукай – за левую руку и аси-дзукай, работающий с ногами. Искусство управления такой куклой очень сложно, так как должно четко имитировать все движения реального человека.
Самой трудной является совместная работа. Раньше процесс обучения мастером новичков занимал около 10 лет, сейчас кукловоды оканчивают 2-х годичные курсы, получают имя профессионального исполнителя и только после этого начинают работать с мастерами, проходят у них определенную школу.
Во время представления все кукловоды одеты в черную одежду с капюшоном, чтобы не мешать действию на сцене и только самые именитые мастера имеют право выходить на сцену в белой одежде. Представление начинается с повествования невидимого зрителям певца-сказителя гидаю и рокота барабанов в сопровождении сямисэнов.