Архитектура японских буддийских храмов


Каждая отрасль культуры Японии несет в себе необычайные особенности быта и традиций японских жителей. Храмы Японии не являются исключением. Они выполняют множество первостепенных функций, главная из которых – сохранение религиозных традиций. Храмы являются представителями священной архитектуры, к которым японцы относятся с особым трепетом. Помимо этого, японские храмы считаются памятниками культуры, обладающими особенными параметрами, выделяющими их на фоне достопримечательностей других стран. Японские храмы обладают характерными деталями в выдержанном классическом стиле, дополненными элементами эклектики.

Буддийские храмы Японии

Буддизм в Японии стал не просто новой идеологией, которая во многом коснулась и образа жизни общества, но и положил начало новым архитектурным формам и дополнительным техникам в сфере строительства. Буддийский храм в Японии, как правило, имеет массивную крышу, на которой красуется длинный, устремляющийся в небо, шпиль. Архитектура буддийских храмов в Японии основывается на наличии четырех основных элементов – колонны, крыши с наклоном, перекладинами и замысловатой кровле.

Храм Энряку-дзи

Этот буддийский храм располагается на горе Хиэй, которая находится недалеко от города Киото. Сооружение было построено в начале VIII, буддистом по имени Сайтё. Достаточно продолжительное время, вплоть до сегодняшнего дня, на территории храма осуществляется деятельность школы Тэндай. Также, Энряку-дзи содержит в себе течение таких школ, как Нитирэн, школа Чистых Земель и Дзен. На сегодняшний день, храм можно считать одним из самых популярных буддийских храмов.

Деятельность монахов на территории монастыря началась в 807 году под руководством основателя. Его поддерживал император Камму, который находился в тот момент у власти. Обучение длилось двенадцать лет. В процесс обучения участвовало сто учеников. Все время, отведенное на приобретение навыков, монахи проводили в медитациях, изучая основы буддизма. В монастыре царила строгая дисциплина, которая помогала ученикам достичь определенных высот. Самые лучшие из монахов продолжали служить в Энряку-дзи, другие находили себя в правительственных должностях. Со временем храм разрастался, в самый пик расцвета, он представлял собой целый комплекс, в который входило 3000 храмов. При монастыре имелось собственное войско, которое нередко участвовало в кровопролитных войнах, отстаивая интересы храма.

На сегодняшний день храмовый комплекс содержит в себе три части. В восточном зале, который носит название Тодо, когда-то давно находился главный деятель монастыря. Западный зал храм называется Сайто, он выполняет аналогичную предыдущему залу функцию. Третья часть храмового комплекса получила название – Ёкава.

Храм Рёан-дзи

Храм расположен в Киото. На сегодняшний день он несколько отличается от своего изначального состояния, поскольку неоднократные пожары способствовали реконструкциям его стен. Рёан-дзи обладает высокой значимостью для японского народа, он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Главная отличительная особенность храма – это сад камней, расположенный на его территории. Он считается основным символом Киото. Примечательно, что в этом саду совершенно нет растительности. Он предстает перед туристами именно в таком виде, каким был создан изначально. Автором этого культурного наследия является Соами – мастер, имеющий внушительную репутацию. Сад камней привлекает даже людей, далеких от буддизма, поскольку его созерцание заставляет задуматься о глубоких вещах и познать самого себя.

Помимо сада камней, на территории храмового комплекса можно обнаружить живописное озеро, через которое проходят небольшие мостики. Имеется также и чайный сад, попасть в который может далеко не каждый. Вдоль озера проходит прогулочная дорожка.

Храм Тодай-дзи

Данный представитель буддийских храмов охраняется особым образом, поскольку является объектом ЮНЕСКО. Тодай-дзи расположился в Наре. Его называется самым большим храмом, который построен из дерева. Храм не только олицетворяет религиозность, но и является чрезвычайно красивым памятником японской культуры. Территория комплекса достаточно большая, он сосредоточен в самом сердце города. Визитной карточкой сооружения можно считать южные ворота, которые в высоту достигают 25 метров. Рядом с ними можно увидеть множественные фигуры из дерева, которые привлекают своим мастерским выполнением.

Помимо южных ворот, имеются и другие, в том числе – центральные. В непосредственной близости с ними располагается курильница. Проходя мимо неё, некоторые туристы стремятся на некоторое время попасть в клубни дыма. Такая традиция является характерной для буддийских храмов. Она совершается для того, чтобы очистить свое тело и душу.

На территории Тодай-дзи расположен олений парк, где можно встретить оленей, находящихся в свободном выгуле. Другой особенность храмового комплекса считается статуя Будды, выполненная из бронзы. Пол зала, где она располагается, вымощен плитами из камня. Будда запечатлен на листьях лотоса, которые также как основная фигура, изготовлены из бронзы. Изображение Будды выглядит очень реалистично, как и было задумано великими мастерами

Храм Кофуку-дзи

Если перечислять храмы древней Японии, пользующиеся особой популярностью, то Кофуку-дзи, несомненно, будет занимать почетное место в этом списке. Чтобы его увидеть, достаточно посетить город Нара.

Изначально Кофуку-дзи располагался в Киото, а затем был переправлен в Нару. На данный момент он причисляется к объектам, охраняемым ЮНЕСКО, и считается одним из семи самых крупных сооружений юга страны.

Основателем храма стал клан Фудзивара. За время его существования, храм переживал как упадок, так и период расцвета. В средние века Кофуку-дзи выделялся наличием профессионального войска. Это и стало причиной участия в жестокой войне, которая не принесла храму ничего хорошего. После её окончания Кофуку-дзи переживал не лучшие времена.

Храм выделяется от аналогичных сооружений пагодой, которая составляет 50,8 метров в высоту и имеет пять этажей. Со временем она реконструировалась и менялась. Другая, не менее красивая пагода, содержит в себе три этажа. Она считается самой древнейшей. В 1180 году она пережила глобальный пожар, но вскоре была восстановлена.

Храм Котоку-ин

Храм выделяется статуей Будды, которая поражает туристов своим масштабом. Она является не просто изюминкой и обязательным атрибутом храма, но и настоящей достопримечательностью всего города Камакуры, в котором и располагается храм.

Минамото-но-Ёритомо был первый, кто предложил создать столь величественную статую Будды на территории храма. Однако осуществить свою затею он не успел, так как скоропостижно скончался. После его смерти воплощать замысел в жизнь стала Инада. Средствами, на которые была возведена статуя, стали пожертвования людей со всей округи.

Котоку-ин переживал сильнейшие повреждения во время масштабного землетрясения. После него статуя долгое время находилась в плачевном состоянии. Позже удалось собрать деньги на её реконструкцию. Однако Будда предстает на сегодняшний день не в том виде, в каком он был изначально. Ранее он был покрыт позолотой полностью, а сейчас она осталась лишь на ушах статуи.

Строительство главного храмового комплекса

Статую начали возводить в 744 году по указу императора. Затраты на её сооружение были столь велики, что опустошили императорскую казну.

Владыка обратился к населению с призывом содействовать строительству статуи Будды Вайрочана. Даже если жертвующий мог отдать только самую малость, это принималось с радостью.

Большой Будда – это огромная бронзовая статуя высотой чуть больше 16 метров. Его статуя не является ценной с художественной точки зрения, но знаменита своими размерами и количеством материала, ушедшего на её изготовление.

До плеч он собран из сорока деталей. Голова и шея отлиты в одной форме высотой в 4 метра. Шиньон на голове состоит из 966 завитков. Будда восседает на троне из лепестков лотоса.

Чтобы представить себе масштабы статуи, интересно узнать такой факт. В одной из колонн храма над полом сделано отверстие, соответствующее по размерам ноздре Будды. Считается, что если пролезешь сквозь него, то обретёшь удачу и просветление.

Статуя была помещена в деревянный Дайбуцудэн – зал большого Будды, который являлся главным зданием Тодай-дзи, самого знаменитого буддийского храмового комплекса Нары. Название храма значит «Великий восточный храм».

Войти в Тодай-дзи можно было через Нандаймон, как называются огромные деревянные двухъярусные ворота. В их углублениях с обеих сторон стояли характерные статуи устрашающих охранников.

Постройки Тодай-дзи были распланированы симметрично, по подобию китайских монастырей. Одной из них была Сесоин, вначале в ней хранили зерно, а затем она стала хранилищем императорских сокровищ. В комплекс входят залы Нигацу-до и Сангацу-до.

В настоящее время в зале со статуей находится монах, который пишет пожелания в специальные маленькие книжки туристам, если они попросят. Также там можно купить плитку из керамики, написать своё имя и пожертвовать храму.

В павильоне находится макет храма первоначальной постройки. Он был на треть больше нынешнего. В то время с ним соседствовали две 7-этажные пагоды, которые впоследствии были разрушены.

Зал большого Будды является самой большой деревянной постройкой в мире. На выходе из него стоит живописная статуя бодхисаттвы Дзизо (Кшитигарбха). Японцы верят, что если прикоснуться к какой-либо части его тела, то сам избавишься от боли в этом месте.

Как только Будде «открыли глаза» — совершили кайгэн в 752 году или, другими словами, освятили — к нему стали стекаться паломники отовсюду. В этой церемонии принимал участие сам бывший император со своей семьёй, около 10 тысяч японских монахов, несколько китайских и один из Индии.

Индийского монаха Бодхисэна пригласили, чтобы выразить уважение к земле, на которой появился Будда Шакьямуни. Ему-то и поручили «открыть глаза».

Кистью с 12 шнурами он нарисовал зрачки, и Будда «прозрел». При этом присутствующие на празднестве тоже держались за шнуры.

Статую объявили объектом национального почитания. Её копии были установлены по всей стране в провинциальных храмах.

Синтоиские храмы Японии

Синтоизм был сформирован в Японии еще задолго до зарождения письменности. В основе этой религии стоит убеждение о том, что богами может являться все, что имеет душу. Храмы синтоизма Японии строились для того, что японцы приходили в святое сооружение поблагодарить богов за хороший урожай или попросить у природы благосклонности.

Храм Мэйдзи

Храм Мэйдзи располагается в Токио. Это синтоистское святилище, строительство которого производилось в честь императора Мэйдзи и его жены. План, согласно которому должна начаться стройка, был составлен еще при жизни супругов. Но его выполнение последовало только после их смерти.

Главное здание окружено деревьями. Оно выполнено в традиционном японском стиле, который носит название Нагарэдзукури. Сад, которым окружен храм, содержит в себе все разновидности деревьев и кустарников, которые растут в Японии. Северную часть храмового комплекса занимает здание, в котором располагается музей. Это сооружение выполнено в стиле Адзэкурадзукури.

Территория комплекса включает в себя и наличие свадебного зала, в котором проводятся синтоистские свадьбы. Мероприятия, проводимые здесь, подразумевают ряд действий религиозного характера.

Храм Ицукусима

Ицукусима — синтоистский храм в Японии, расположенный на священном острове Ицукусима. Он находится во Внутреннем Японском море. Простому человеку не так просто попасть на остров, настолько священным он считается.

Ицукусиму можно отнести к самым популярным храмам Японии. Он заметно выделяется на фоне других архитектурных сооружений. Главное отличие – это ворота, которые располагается в непосредственной близости от моря. Периодически, во время приливов, ворота затапливаются. Именно в таком, затопленном состоянии, они стали символом не только острова, но и всего государства. В синтоизме ворота храма несут на себе не только функцию украшению, но и смысловую нагрузку. Ворота Ицукусима окрашены в яркий красный цвет и выполнены из дерева.

Храмовый комплекс включает в себя множество построек, каждая из которых окрашена в белый цвет и имеет красную крышу. Основная часть зданий предназначена для проведения специальных обрядов, которые доступны далеко не каждому туристу, решившему узнать о синтоизме немного больше.

Святилище расположено не на земле, а на сваях, которые находятся над уровнем воды. Еще одной отличительной чертой Ицукусимы можно считать наличие большой сцены, на которой можно лицезреть выступления в жанре Но.

Святилище Тосёгу

Храмовый синтоистский комплекс Тосёгу построен в честь полководца Токугава Иэясу. В конце 20 века святилище было отнесено в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Храм Тосёгу – это место, где находится захоронение самого полководца Иэясу.

Отличительная особенность храма состоит в том, что восемь его основных здания являются национальными сокровищами Японии. К ним относятся: Ёмэй-мон, Хондэн, Хайдэн, Иси-но-ма и другие. Останки Токугава расположены в урне, выполненной из бронзы. Она находится в здании Окуся-хото. Раньше это помещение было выполнено из дерева, а затем реконструировалось в каменное сооружение. Чуть позже встала необходимость защиты пагоды от влаги. С этой целью она её перевоплотили в бронзовое здание.

Махабодхи

Бесспорно, культурным, духовным, да и вообще, смыслообразующим центром города является храмовый комплекс, выстроенный на том самом месте, где Будда Шакьямуни достиг просветления. Здесь же постигали собственную природу и Будды предыдущих эпох: Дипанкара, Канакамуни и другие, сюда же через многие тысячи лет придёт и Будда Майтрея.

Согласно буддийским представлениям, это место содержит в себе столько духовной энергии и столь значимо, что оно будет последним разрушено в конце времён и первое возродится в новом мире. По другим версиям, оно переходит неразрушаемым из кальпы в кальпу.

Нынешний комплекс храма Махабодхи в Бодхгае включает в себя величественный храм-ступу высотой 50 м, Ваджрасану (алмазный трон), священное дерево Бодхи, множество маленьких ступ и памятных мест, расположенных на этой территории.

Христианские храмы в Японии

Главные храмы Японии, как правило, проповедуют буддизм или синтоизм. Однако на территории страны восходящего солнца присутствуют и православные церкви. Они появились благодаря иеромонаху Николаю, который втайне покрестил трех японцев, пожелавших приобщиться к православию. Это случилось во второй половине 19 века. А уже в начале 20 века на территории Японии появились православные общины в количестве 266 штук.

Храм Никорай-до

Японцы переименовали храм. На самом деле его название звучит, как храм святого Николая. Религиозная постройка расположена на станции Отяномидзу. Благодаря особенностям религиозного течения, здание храма значительно отличается от зданий, расположенных в округе. Предстоятелем храма является архиепископ Токийский Икуо Нусиро. Его также называют митрополит всея Японии.

В начале 20 века здание храма было отреставрировано, поскольку оно значительно пострадало после произошедшего землетрясения. На сегодняшний момент Никорай-до является главным представителем православных храмов на территории Японии.

Несмотря на то, что в большинстве своем храм очень похож на православные постройки в России, при ближайшем рассмотрении деталей, становится понятно, что различия все же имеются. В первую очередь, разница заметна в атмосфере, царящей в храме.

Убранство храма содержит в себе массу ярких акцентов, демонстрирующих роскошь и некую напыщенность. Свечи отличаются по своему размеру, и даже аромат от них исходит совершенно иной.

Служба в храме не пропускает ни одного этапа, все происходит по заведенному алгоритму. Однако иногда можно встретить православных женщин, не покрывающих голову или пришедших в брюках.

Воскресенский храм в Хакодатэ

В 1858 году в Хакодатэ было открыто первое Российское консульство. Вместе с этим появился первый Японский православный храм. Архитектором храма стал И. А. Гошкевич, являющийся российским консулом. Он надеялся воскресить в Японии православие, которое когда-то здесь уже было принято обществом. Решено было посвятить новый храм Воскресению Христову.

Воскресенский храм был построен на самом высоком месте в Хакодатэ. Он был выполнен из дерева. Здание имело два этажа, к нему примыкала колокольня. На крыше располагался купол с крестом.

Первая православная община была заложена благодаря Николаю Касаткина, который начал свое служение в храме в 1861 году. При церкви осуществлялась деятельность языково-катехизаторской школы. В 1872 году японцы впервые услышали звон колоколов, который не мог ни привлечь их. Сначала православная церковь не стала приниматься обществом. Людей, проповедующих православие, пытались изгнать из города, типография, осуществлявшая свою работу при храме, была закрыта. Но уже в в 1873 году православие в Японии было разрешено официально.

Воскресенский храм неоднократно претерпевал реставрацию. На данный момент он является одним из главных символов православия в Японии. При храме продолжает функционировать воскресная школа, взрослые могут посетить специальные курсы. В стенах храма все также звучат песни хора. Поддаваясь новомодным тенденциям, стала расти и развиваться приходской сайт.

Преображенский храм в Саппоро

История появления храма на территории города Саппоро началась с приезда Марка Абэ в 1884 году, который открыл свою лавку. Марк был христианином, ранее проживавший в Отару. Сначала был организован молитвенный дом, где собиралась православная община. Чуть позже, в 1894 году было построено отдельное здание для православных обрядов. Возведенный храм был посвящен Преображению Господню.

Храм переживал как трудные годы, так и период расцвета. После русской революции, храм перестал финансироваться со стороны России, полностью перейдя на самообеспечение. После этого православная община стала самостоятельно издавать газету. В конце 20 века местоположение храма изменилось, в связи с началом Олимпийских игр. Церковь была перенесена в другое место. В отличие от других православных храмов в Японии, Преображенский храм увенчан не одним, а шестью куполами. Большая часть икон, расположенных в храме, написаны Ириной Ямасита – известной иконописицей. Считается, что именно храм в Саппоро хранит в себе коллекцию её трудов.

Архитектура храмов чрезвычайно многообразна, несмотря на то, что существуют основы, которых японцы стараются придерживаться. В большинстве случаев, священное сооружение имеет прямоугольную форму, обрамленную крышей с кровлей. Современные храмы изготавливаются из пожароустойчивых материалов, в целях соблюдения безопасности. Основным строительным материалом может выступать армированный железобетон или кирпич. А кровля, чаще всего, изготавливается из различных металлов. Каждый храм, расположенный на территории Японии обладает уникальной историей и заслуживает внимания. Побывав за стенами того или иного храма, есть возможность прикоснуться к необычной японской культуре и познакомиться с незнакомым доселе миром. Японские храмы возводились в гармонии с окружающей природой, каждая деталь сооружения несет в себе определенную смысловую нагрузку, которая вызывает неподдельный интерес у туристов.

Современный облик Бодхгаи

Именно это паломничество и определяет современный облик Бодхгаи. Здесь издревле собираются люди разных культур, каждая из которых несёт своё представление о Буддизме, немного отличающееся от остальных. Пройдясь по улицам Бодхгаи, можно увидеть храмы абсолютно разных традиций. Каждая культура чуть иначе представляет, как выглядел Будда (и это можно понять по статуям в храмах), чуть иначе интерпретирует его слова.

В тени храма Махабодхи выросло множество монастырей, храмов. Они поддерживают центральную святыню и способствуют распространению учения. Ещё знаменитый китайский паломник Сюань-цзан описывает пребывание в огромном монастыре, основанном королём Мегаванной из Шри-Ланки в IV веке, который, как полагают, существовал в Бодхгае более девятисот лет.

В целом можно сказать, что храмы и монастыри стали появляться вокруг Бодхгаи преимущественно во времена Ашоки. Но эти древние храмы не сохранились до наших дней. Те, что мы имеем возможность наблюдать сейчас, построены в основном в ХХ веке.

Сейчас в Бодхгае насчитывается более сорока буддийских храмов, многие из которых представляют собой уникальные архитектурные и художественные сооружения в стилях разных стран. Многие из них — великолепные достопримечательности, на которые действительно стоит посмотреть. К тому же все буддийские комплексы на территории Индии отличаются чистотой и ухоженностью.

Буддизм и синто

Современные японцы обращаются к религии для защиты себя и своих семей от зла и привлечения удачи в свою жизнь. Для этой цели они посещают как синтоистские, так и буддийские храмы. При этом далеко не все усматривают разницу между этими религиями. Японцы привыкли, что синтоизм и буддизм сосуществуют в их культуре много столетий, и в массовом сознании они сливаются в единую национальную религию Японии.

Тем не менее, большинство японцев посещают именно синтоистские храмы для проведения обрядов, связанных с рождением ребенка. Обряды защиты здоровья детей проводятся по синтоистскому обычаю в возрасте 3, 5 и 7 лет. Кроме того, как правило, синтоистские священники проводят обряды освящения земли под строительство.

Как уже отмечалось, японцы неизменно обращаются в буддийские храмы за проведением похоронных и поминальных обрядов. Очевидно четкое правило: обряды жизни, здоровья и роста находятся в сфере компетенции синтоизма, а смерти и посмертного существования – буддизма. Сюда же можно отнести и гадание. Японцы к нему очень неравнодушны. Гадателей можно найти в маленьких лавочках или прямо на уличных мостовых. За предсказаниями гадатели часто обращаются к буддам и бодхисаттвам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]