Традиционные японские куколки кокэси изготавливаются из дерева и покрываются росписью. Вы можете найти их в различных городах Японии. Они продаются повсеместно: в сувенирных магазинах, в аэропортах, универмагах. Эти милые деревянные сувениры производятся только в шести северных префектурах острова Хонсю: Аомори, Акита, Иватэ, Мияги, Фукусима, Ямагата.
Куколки появились в конце периода правления клана Эдо, отмеченного в истории страны как эпоха процветания литературы, искусств и ремесел. Кокэси считается куклой эпохи японского возрождения.
Появление традиции
Куклу кокэси начали продавать в качестве сувениров в районах с горячими источниками в середине 19 века. Говорят, что некоторые ремесленники, которые делали деревянную утварь, стали делать из остатков материала деревянные куклы. В былые времена японские фермеры любили наслаждаться водами горячих источников в перерыве между полевыми работами. Таким образом, области горячих источников были местом, где собиралось много людей. Посетители покупали куклы для своих детей и в подарок знакомым. Оттенкам красного, используемым в росписи, приписывалась способность прогонять болезнь. Куклы приобрели репутацию своего рода оберега или талисмана. Они быстро набирали популярность. Техника создания кокэси развивалась, и со временем, куклы стали не просто сувениром, а народным художественным искусством.
Японские куклы Кокэси — прототип русской матрешки (фотоотчет)
Ралина Курбанова
Японские куклы Кокэси — прототип русской матрешки (фотоотчет)
Работая над проектом «Русская матрешка«, я узнала много нового и интересного. Именно тогда я познакомилась с такими замечательными куклами как Кокэси (Кокэши)
.
По одной из версий именно Кокэси стала прототипом русской матрешки.
Сходства Матрешки и Кокэси:
— изготавливаются из дерева;
— в раскраске используются цветочные, растительные мотивы красного, черного, желтого и багряного цветов;
— высота около 24 см;
— куклы разъемные;
Куклы Кокэси бывают традиционные и авторские. Дизайн авторских Кокэси более разнообразен, размеры, пропорции и цвета могут быть любыми.
В сети Интернет я нашла множество способов изготовления японских кукол, но самым приемлемым и доступным оказался способ изготовления бумажных кукол Кокэси. Дети принимали активное участие и наши куколки получились яркими и красивыми! Они пополнили ряды в нашем мини-музее «Матрешки» в разделе «История появления Матрешки«.
Мастер-класс по изготовлению японских кукол представлен в презентации.
Спасибо за внимание!
Прикреплённые файлы:
НОД в подготовительной группе «Куклы на Руси. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Куклы на Руси. Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста. Количество детей:. Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы для детей и родителей в старшей группе «Что за прелесть эти куклы!» «Что за прелесть, эти куклы!» Цель: приобщать детей к русской народной культуре через образ традиционной тряпичной куклы. Задачи: Образовательные:. Мастер-класс по изготовлению русской традиционной тряпичной куклы «Колокольчик» Мастер-класс (описание) изготовления русской традиционной тряпичной куклы Кукла Колокольчик Педагог: Волкова Л. А. МКДОУ детский. Мастер-класс по изготовлению русской традиционной куклы Цели: 1. Расширять знания о русских народных куклах, способы изготовления куклы. 2. Познакомить с методами и приемами работы с детьми.
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Народные куклы. Куклы-обереги» Педагогический проект Для детей старшего Дошкольного возраста «Народные куклы. Куклы- обереги». МАДОУ № 57 «Дюймовочка» Воспитатель:.
Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа) А вот и печь, во всей красе. Стол с домашней утварью. Дети в избу пришли, а Хозяюшка их встречает, в гости приглашает. Заходите, гости.
Программа дополнительного образования «История русской народной куклы» (интеграция художественного творчества и музейной педагогики) Срок реализации – 1 год. Возраст детей – 6-7 лет. Педагог дополнительного.
Создание русской народной куклы в средней группе. Мастер-класс Русская кукла это самый загадочный и таинственный символов России. В стародавние времена она не была просто игрушкой, она была оберегом.
Источник
Первое предназначение
Изначально деревянные куколки изготавливались в качестве первых игрушек для малышей. Форма кокэси наиболее удобна для захвата маленькими ручками. Игрушки полюбились не только детям, но и посетителям горячих источников, которые покупали их в качестве сувениров. Бытует мнение, что работники источников использовали кокэси в качестве инвентаря, для проведения оздоровительных процедур. Есть и другие версии возникновения ремесла, некоторые из которых, хоть и не находят подтверждения, но по-прежнему будоражат умы исследователей. К одним из таких предположений относится версия о символическом изображении в куклах — детей, ставших жертвой абортов. На эту версию натолкнулись лингвисты, выяснившие, что в японском языке, различные фонетические части слов могут иметь различные значения и соответственно могут быть представлены различными иероглифами, среди которых есть знак «ко», выражающий «ребенок» и «кэси», означающий «стирание» или «устранение». Таким образом, последователи этого толкования полагают, что милые и нежные маленькие куклы, сделанные из дерева, со сферической головой и цилиндрическим телом, могут являться олицетворением детей, убитых при рождении.
Детоубийство не было редкой практикой в сельских районах Японии в эпоху феодализма. Американский историк Томас К. Смит предполагает, что в восемнадцатом, начале девятнадцатого века, такая практика являлась отчаянным поступком в условиях нищеты, в качестве своеобразной формы планирования семьи. В городах и сельских районах страны на правительственном уровне было принято решение об отказе в продаже контрацептивов. Несмотря на официальный запрет абортов, для многих семей, детоубийство являлось необходимостью. Считалось большой неудачей и появление близнецов. Отсутствие ярко выраженных конечностей у кукол, с точки зрения приверженцев этой версии, только подчеркивает способ избавления от младенцев, туго завернутых в лохмотья перед кончиной. Да и японские приведения, представляются существами, лишенными ног. Куклы вырезались, чтобы заменить утрату ребенка.
Согласно другой версии, кокэси вырезались для всех детей при рождении. Считалось, что юная душа будет находиться в кукле, до поры взросления. Став старше, детская душа будет храниться в кукле, а взрослая — жить.
Куклы кокеши
Почитание культуры Востока и любовь к прекрасному вдохновили дизайнеров на создание удивительной линии восхитительных подарков и стильных предметов интерьера. Традиционные японские куклы Кокеши (англ. Kokeshi) являются прекрасным примером скромной и элегантной красоты Востока. Искусство изготовления кукол Кокеши уходит своими корнями в 19 век. В те далекие времена, крестьяне дарили друг другу такие куклы в знак Любви или Дружбы.Ккукл кокеши Kimmidoll «Канако (Яркость)».
Именно философия дарить удачу и счастье близким людям лежит в основе бренда Kimmidoll (Киммидолл). Эти удивительные куклы уже покорили сердца в более чем 50 странах мира, включая Австралию, Великобританию, Францию, Италию, Испанию, Португалию, Нидерланды, Ирландию, Южную Африку, Новую Зеландию, Чили, Аргентину, Сингапур, Гонконг, Японию, Корею и Объединенные Арабские Эмираты.
Идея Kimmidoll (Киммидолл) — это создание семьи современных кукол Кокеши,
каждая из которых олицетворяет одну из «истинных ценностей жизни».
Недавно мы покупали книги серии Кокеши — Кимоно, и Юми. И с тех пор (книги — одни из любимых) очень хотелось найти в продаже самих куколок кокеши. И они наконец нашлись! И сразу много, в продаже здесь:
- Куколки с мягкими прическами «Мороженки сквиши стайл», 12 см165
- Куколки с мягкими прическами «Мороженки сквиши стайл», 3 штуки336
- Коллекционная кукла «Schildkröt Gudrun Legler. Грэй», 53 см, арт. 5025089022500
- Кукла декоративная «Lefard. Волшебная фея», 62 см, арт. 485-5005661
- Кукла декоративная «Lefard. Волшебная фея», 62 см5661
- Кукла декоративная «Lefard. Волшебная фея», 62 см, арт. 485-5015661
- Коллекционная кукла «Schildkröt Rolanda Heimer. Аника», 53 см, арт. 2825364622500
- Коллекционная кукла «Schildkröt Natali Blick. Мелисса», 50 см, арт. 4805074323500
- Коллекционная кукла «Schildkröt Rolanda Heimer. Нина», 53 см, арт. 2925374422500
- Кукла декоративная «Lefard. Ангел», 46 см, арт. 485-5062984
В продаже есть и просто куколки, и куколки кокеши на брелках. Есть разных размеров — размер мини, макси… Есть и очень большие, 40 см. Материал: искусственный камень (полирезин), высококачественный пластик.
Смотрите статью-обзор — подробные фото куколок кокеши.
Мини-размер
— высота куколки кокеши — 6 см, диаметр — 3 см.
Макси-размер
— высота куколки кокеши 10-10,5 см, диаметр — 6 см. Высота куклы (без кольца) на брелках: 5 см.
Огромная коллекция и множество характеров помогут подобрать для каждого человека наиболее подходящий ему подарок. Эти милые куклы всегда будут напоминать о самых важных моментах в вашей жизни. Постоянное обновление линейки товаров, появление новых характеров и символов позволит вам всегда находить для себя что-то новое и необычное.
Все товары Kimmidoll (Киммидолл) объединяет желание сделать так, чтобы в вашей жизни всегда торжествовали доброта, счастье, радость и уважение.
«Кокеши» (японская матрешка) — это традиционная японская кукла. Дарится в знак дружбы, симпатии, любви или по поводу какого-либо приятного события! Считается, что это не только приятный сувенир, но и талисман, который приносит удачу в делах, благополучие в доме и гармонию в душе!
Кукла-талисман упакована в подарочную коробку и имеет уникальный паспорт-описание (на английском языке).
Помимо куколок кокеши, в каталоге есть также сумочки, чехлы для телефона, браслеты, зеркальца, косметички в стиле кокеши, с их изображениями.
Традиционные и авторские куклы кокэси
В Японии много разновидностей кукол. На первый взгляд они могут казаться одинаковыми, но приглядевшись легко заметить, что каждая из них имеет свой почерк автора, особенности региональной принадлежности. Помимо всего их можно отнести к традиционным ремесленным образцам, так и к авторским образчикам. Традиционные отличаются простым дизайном, круглыми лицами и цилиндрическим телом. Если встречается образец с прической, вырезанной из древесины, значит перед вами образец авторской куклы. Оригинальные изделия производится в регионе Тохоку, который находится на севере страны. Мастер по производству кукол зовётся в Японии «ко зин», где первое слово означает выполнение работы с помощью инструментов, а второе – человек. Формы и узоры различаются в зависимости от области, в которой была сделана кукла. Секреты ремесла передаются от мастера ученикам.
Виды кокэси
Куклы делятся на традиционные и современные.
Классические кокэси
(dentou-kokeshi, яп. 伝統こけし) имеют более простую форму. Они изготавливаются в соответствии с первоначальной стилистикой и каноническими особенностями. Среди них выделяют порядка десяти-одиннадцати разновидностей (часто их наименования связаны с наименованием определенного онсена или местности). Одни из самых известных: тогатта и наруко.
Кстати, в Наруко, где согласно некоторым мнениям и появились кокэси, располагается японский национальный музей этих замечательных кукол. Традиционные виды кокэси отличаются друг от друга формой корпуса, головы, стилистикой рисования узоров и черт лица. На рисунке слева эти нюансы ясно представлены. У одних миндалевидные глаза, у других более округлые; у одних созерцательный спокойный взгляд, у других более энергичный.
Современные или авторские куклы
(shingata-kokeshi, яп. 新型こけし) имеют большее разнообразие форм, цветов, дизайна. Такие творческие кокэси стали активно появляться с середины XX века. И в целом, они не привязаны к какому-либо конкретному региону Страны восходящего солнца.
Школы традиционной куклы кокэси
Сегодня сохранилось одиннадцать школ традиционной куклы кокэси. Каждая школа имеет свои характерные формы и узоры, которые отражают культуру области, которую они представляют. Школа Тсучию в префектуре Фукусима, школы Язиро, Сакунами, Наруку и Тогатта в префектуре Мияги, Ямагата, Хизиори и Зао в Ямагате, Кизияма в префектуре Акита, Нанбу в Иватэ и Цугару в префектуре Аомори. Традиция школы передается членам семьи, реже подмастерьям. Мастер долго осваивает и совершенствует навыки. В производстве в равной степени участвуют мужчины и женщины. Большинство современных ремесленников принадлежат к возрастной группе от 50 до 65 лет.
Золотой век кокэси
В начале 20 века изготовление кукол получило мощный толчок к развитию. Это заслуга стремительной индустриализации Японии. Регионы, славящиеся своими горячими источниками, принимали все больше и больше отдыхающих, каждый из которых увозил с собой сувенир. Однако после «золотого века» кокэси, последовал спад производства, из-за популяризации таких материалов, как олово и целлулоид. Интерес к исконному промыслу снизился.
В 1928 году вышла в свет первая книга, посвященная изучению этого ремесленного промысла. Ее написал японский исследователь Амае Томия.
Семь человеческих тел
Есть иная версия возникновения японской матрешки. Игрушка, согласно ей, была соединена с восточной философией русским монахом, бежавшим в Японию. Прообразом этой матрешки стало изображение Фукурумы (или Фукурокудзю).
В японской традиции выделяется семь богов счастья – так называемые ситифукудзин, каждый из которых контролирует лишь одно из семи человеческих тел. Среди них есть тот, который отвечает за мудрость, высокие интеллектуальные способности и богатство – Фукурума. Японская матрешка с его изображением имеет собственные уникальные особенности. Это, прежде всего, высокий удлиненный лоб, на котором виднеются глубокие морщины, и посох, который Фукурума держит в руках.
Но как появилась сама матрешка? Точно сказать никто не сможет. Считается, будто однажды неизвестный японский мастер создал семь кукол-изображений ситифукудзин и поместил одна в другую. Самой крупной и главной среди них был Фукурума. В нем и пряталась вся его «божественная» семья.
Технология изготовления
Начинается изготовление куклы с поиска подходящей древесины. Мастер заготавливает древесину, складывает на просушку. После сушки древесину режут на куски, заданной длины, срезают лишний верхний слой, чтобы заготовка подошла для токарного станка. Этот труд требует физической силы и умственной концентрации, крепкой руки и зоркого глаза.
Мастера считают, что чем старше дерево, тем более «зрелая древесина», а стало быть краски лягут основательнее. Найдя заготовку, мастер закрепляет ее на токарном станке. В былые времена использовался ручной станок. Сначала придается форма голове, затем она полируется. С помощью кисти наносится рисунок волос. Раскрашивание происходит ещё во время вращения. Умелому мастеру достаточно лишь прикоснуться кистью к голове и вот, желанный орнамент уже готов. Далее идет изготовление туловища. Прикрепив другую болванку, из-под большого резца появляется тело. Более тонкими резцами вырезаются детали. После чего, сверлится отверстие в верхней части, в которое будет вставляться голова. Тщательно отполировав деталь, мастер приступает к ее преображению с помощью красок. Самой сложной задачей считается финальная сборка куколки. Мастера соединяют детали, используя возможности сухого фрикционного трения. Финальным штрихом является нанесение рисунка на лицо. Ошибиться на данном этапе — значит загубить все предыдущие усилия.
Краски и кисти
Украшение поверхности осуществляется с помощью традиционной японской кисти с использованием черных чернил, которые ремесленники готовят вручную, из пигмента и водной основы. Преобладающими цветами, используемыми в росписи, являются: красный, зеленый, фиолетовый и желтый. Синий не используется, так как считается холодным цветом. В отличие от синего, красный рассматривается как благоприятный, оберегающий теплый цвет. Наиболее часто он применяется на северо-востоке Японии с холодным зимним климатом, отягощенным частыми обильными снегопадами. Поскольку применяется краска на водной основе, необходимо держать изделия вдали от влаги и солнца. В противном случае цвета действительно исчезают: зеленый выцветает первым, красный и черный пропадают за ним.
Древесина
Различные мастера предпочитают использовать в работе разные породы дерева. Одним из наиболее популярных пород древесины является сакура, не менее востребован клен, в ход идет и хурма, и кизил, и груша. Древесина, используемая при изготовлении влияет на характер изделия. Так мастера добиваются разнообразных базовых оттенков. Структура древесины проявляется в конечной работе. Куклы, сделанные из сакуры темнее, а из японского клена получаются практически невесомые игрушки. Кизил очень популярен из-за своей мягкости и податливости. Первые традиционные куклы были выполнены именно из этой древесины, так как применяемый на заре ремесла ручной токарный станок легче справлялся с работой.
Выставочный зал
Одни специалисты считают, что кокэси в Японии появились еще тысячу лет назад, другие утверждают, что эти деревянные куколки родились во время эпохи Эдо (1630-1867). Вековые традиции изготовления кокэси сохранились в Тохоку, северо-восточном сельскохозяйственном регионе страны, славящемся горячими источниками.
Есть несколько версий возникновения кокэси. Первая версия гласит, что кокэси произошла от ритуальных фигурок, изображавших духов-покровителей. Согласно второй версии прообразом стали деревянные поминальные фигурки. Их устанавливали в домах в память об умерших в младенчестве детях. Есть и более жизнерадостная история. Говорят, в период Эдо в Тохоку приехала супруга сёгуна, страдавшая бесплодием. Она услышала о целебной силе горячих источников, и надеялась с ее помощью излечить свой недуг. Вскоре после этой поездки у нее родилась дочка. В честь этого радостного события местные мастера и изготовили первую куклу кокэси.
Согласно официальной же точке зрения, кокэси, которых мы знаем, возникли в Тохоку, на северо-востоке Японии. Создали их мастера работы по дереву — столяры (кидзия), зарабатывавшие на жизнь изготовлением посуды для домашнего обихода и прочих необходимых в хозяйстве изделий. Куклы стали предлагаться людям, приезжающим отдохнуть на горячих источниках (онсэнах). Владельцы онсэнов использовали кокэси в качестве сувениров-омияги, чтобы таким образом вознаградить постоянных клиентов.
Постепенно кокэси стали популярны. Люди верили, что они помогут собрать хороший урожай, принесут в дом достаток и удачу. Если дети играли с такими куклами, считалось, это обязательно произведет положительное впечатление на богов. Стало принято передавать кокэси в семьях из поколения в поколение.
Называли деревянных кукол в разных регионах страны по-разному. В Фукусима — «кидэко» (ки — деревянный, дэко — тип куклы). В Мияги — «кибоко» (ки-деревянный, боко (хоко) — ползающая кукла). Кокэси — название куклы в Сэндай (ко — маленький, возможно, и деревянный, кэси от кэси-нингё, маленькой куклы из терракоты, которую делали в окрестностях Сэндай). Кокэси, как репрезентативное имя, было принято в 1940 году токийским клубом коллекционеров кокэси, общее значение — деревянная маленькая кукла.
Для создания кокэси требуется мастерство. Навыки изготовления должны быть доведены до совершенства, а стиль отточен в рамках установившихся традиций. Все это передается от мастера к ученикам, которыми, зачастую, являются собственные дети. Иногда творческие секреты от своих мужей узнают жены, также становясь со временем мастерами. Родословные династий тщательно документируются, изменения в разработке и стиле кокэси обязательно фиксируются.
Самыми старыми школами кокэси являются Тогатта и Наруко. Их влияние прослеживается в куклах других школ. В наши дни одиннадцать признанных центров представляют «аристократию» кокэси. Всего насчитывается 11 стилей (школ) традиционных кокэси, помимо уже упомянутых, это Цутию, Ядзиро, Сакунами, Ямагата, Кидзияма, Нанбу, Цугару, Дзао, Хидзиори. Названия связаны с горячими источниками, возле которых жили кидзия.
Для изготовления кокэси используется различное дерево. Наиболее популярны вишня, клен, хурма, белый кизил. Тип древесины, ее текстура и цвет влияют на характер изготавливаемой куклы. Обычно заготовка происходит в конце сентября — первой половине октября и в дело идут 15-20-летние деревья. Заготовленную древесину ошкуривают и в течение определенного срока дают ей хорошенько высохнуть. Традиционно это занимает от одного года до пяти лет. После этого дерево пилят на чурбачки необходимой длины, обрезаются излишки и на токарном станке изготавливаются фигурки будущих кокэси. Первые кокэси изготавливались трех размеров — 12, 18 и 24 см. Начиная с периода Тайсё (1912-1926) — ранний Сева (1926-1989), разброс параметров стал куда значительнее. Конструкция традиционной куклы проста: у нее длинное тело цилиндрической формы без рук и ног, увенчанное крупной шарообразной головой. У кокэси одних стилей отдельно вытачивается голова и туловище, у других — полностью вся фигурка. Для традиционных кокэси характерен максимальный лаконизм — отсутствие декоративной резьбы и аскетичная цветовая гамма, ограниченная, как правило, черным, красным и желтым, порой встречается и зеленый цвет. В ряде центров художественных промыслов со временем сформировались локальные особенности росписи кокэси. Например, в местечке Наруко кукол расписывают пышными алыми хризантемами, а в городе Тогатта цилиндрическое тело кокэси обычно покрывают мелким повторяющимся цветочным орнаментом, а нос рисуют в виде перевернутого треугольника. Для кокэси Ядзиро из префектуры Мияги характерно расширение внизу туловища (а иногда, и зауженная талия) и роспись кольцами. В случае, если кокэси создает один мастер, то, как правило, один день посвящается изготовлению фигурки, а второй день — ее росписи. Завершая работу над кокэси, мастер ставит на кукле свою подпись.
Кокэси, изготовленные по традиционным технологиям, называют «дэнто — кокэси». После Второй Мировой войны появились также так называемые «сингата-кокэси» (сингата — новый тип). Мастера этого направления не ограничивают себя рамками традиционных стилей. Материал, форма, роспись зависят только от фантазии создателя.
Благодаря появлению сингата-кокэси, после Второй мировой войны изготовление этих сувениров было фактически поставлено на поток. Стали популярны куклы со сложными и необычными формами тел, нестандартной росписью, более характерными лицами. Одни мастера пошли по пути упрощения формы и усложнения росписи, вытачивая куклу из цельной чурки и сообщая ей форму шара, яйца или палочки. Другие придают кокэси более реалистичные черты, надевая на своих кукол деревянные парики, украшая резьбой или выжиганием их цветастые «кимоно», прикрепляя к фигуркам шляпы, накладные рукава, бантики или серьги (конечно, тоже вырезанные из дерева). Иногда кокэси бывают функциональными — мастера придают вид популярных деревянных куколок таким прозаическим предметам, как солонки, перечницы, баночки для зубочисток. Изготавливают такие куклы не только в Тохоку, но и в других регионах Японии. Авторы сингата чаще живут на окраинах больших городов, а не в сельской местности. Кокэси в данном случае является средством выражения определенной тематики. Их создатели, в первую очередь, являются дизайнерами и не обязательно изготавливают куклы самостоятельно. Если красота дэнто-кокэси в воплощенной многовековой традиции, отточенном столетиями мастерстве создания устоявшихся форм и узоров, то ценность сингата-кокэси — в идее, которую они отражают. Можно встретить глиняных, пластмассовых и даже вязаных кукол.
Особое место среди сингата занимают так называемые творческие или «сосаку-кокэси» (сосаку – оригинальное творческое произведение). Это маленькие произведения искусства, которые отражают определенную тематику и часто исполнены философского смысла. Если традиционные кокэси отражают местный колорит и повторяют черты существующего не одно столетие стиля, то сосаку – представляют собой единственное в своём роде произведение искусства, оригинальный авторский замысел.
Меняется форма кокеси, общий вид, раскраска, но неизменным остается подлинно народная национальная сущность игрушки.
Выставка продлится до 13 марта.
Традиционная роспись
Для каждого из одиннадцати регионов характерна уникальная роспись. Так для региона Тогатта сначала на токарном станке проводятся две линии по 6 миллиметров снизу туловища, и две линии в районе плеч, после чего изделие окончательно отшлифовывают. Сняв со станка, мастер наносит цветочные орнаменты. Первыми появляются контуры красных хризантем на туловище. Роспись проводится снизу с левой половинки. Завершив, мастер переворачивает куклу головой вниз и наносит рисунок на правую часть. Сменив цвет, в той же очередности рисунок дополняется листьями. На обратной стороне игрушки художник нарисует ирис, пион или цветущую сакуру. Красные цветы и зеленые листья будут раскрашены в той же последовательности, что и цветы на лицевой стороне куклы.
В Язиро, после полировки, кукла остается на токарном станке и линии рисуются кистью во время вращения. Затем голова прикрепляется к телу, и на токарном станке окрашивается верхняя часть головы в фиолетовый, зеленый, красный и желтый цвет. Комбинация и порядок цветов зависит от ремесленника. Сняв изделие со станка наносится сначала правая бровь, а затем левая, затем правое верхнее веко справа налево, а затем левое. После этого художник в два приема рисует нос, верхнюю губу, затем нижнюю. Некоторые ремесленники дополняют лицо, прорисовывая щеки. Контуры кимоно рисуют красными чернилами, начиная с воротника, заканчивая запахом.
Кукол из Сакунами сначала окрашивают на токарном станке толстыми и тонкими красными и зелеными линиями. У некоторых кукол есть только цветные линии, у других только рельефные украшения. Обычно более половины тела покрывают токарными линиями, а цветочные орнаменты рисуются только на центральной части. Сначала рисуют цветы, затем фиолетовые и зеленые листья.
В школе Хизиори линии токарного станка окрашиваются на отшлифованном теле широкими красными или зелеными линиями в сочетании с двухцветными тонкими линиями. Некоторые ремесленники окрашивают тело кокэси желтым. Затем игрушка покрывается хризантемами, выполненными свободными и мягкими прикосновениями.
Для школы Наруку характерно нанесений линии на неподвижный корпус. Первые толстые красные линии наносятся на нижнюю часть кимоно, а затем тонкие линии завершают отделку. После наносятся полосы на плечи. Далее художник использует зеленую краску подобным же образом. Нанесение цветочного орнамента проводится на неподвижной заготовке.
Подобно росписи тела, есть и принятые в каждой школе штрихи для окончательной прорисовки волос. Мастера делают около тридцати кукол в неделю. Эти показатели во времена повышенного спроса могли достигать дюжины в день. Старинные игрушки кокэси считаются антиквариатом. Их стоимость может составлять тысячи долларов.