Японский Фукурума — прототип русской Матрешки


В начале было…

Несмотря на то что во всем мире матрешка считается неизменным символом русской культуры, мало кому известно, что на самом деле прообразом этой знаменитой раскладной куклы послужила Дарума – японская «матрешка», которая была олицетворением Бодхидхармы. Однако история ее появления имеет намного более древние корни.

Первые раскладные куклы появились еще в Древнем Китае во времена империи Сун, около 1000 года н. э. Внешне они выглядели совсем не как куклы. Это были небольшие ящички, красиво украшенные и многофункциональные. Значительно позже, в XVIII веке, принцип их устройства стал использоваться для изготовления наборов раскладных кукол: в каждой кукле большего размера находится куколка поменьше. Так и появились первые «матрешки».

В китайском варианте внутри самой маленькой куклы находилось лишь одно зерно риса – символ божественной духовной пищи.

Фукурума, догу, кокэси…

В быту каждого народа присутствуют куклы и игрушки. Но только в Японии они стали важной частью не только бытовой, но и художественной культуры.

Культура и традиции Страны восходящего солнца сильно отличаются от России, Европы и уж тем более Америки. Хотя считается, что деревянная игрушка фукурума из семи вставляющихся друг в друга фигурок — прародитель и древний родственник нашей матрёшки.

Японские куклы можно условно разделить на две основные группы: куклы для игры и для любования. Есть и такие, которые выполняют декоративную функцию, но раз в год становятся именно игрушкой — в день девочек Хина мацури и в День детей (или день мальчиков).

В древней Японии куклы были символическими изображениями богов и людей. Игрушка использовалась как амулет, оберег, привлекающий добрых божеств и охраняющий от злых духов. Согласно древней японской религии синто, земля, деревья, растения являются местами обитания божеств-ками, поэтому всё сделанное из этих материалов заведомо наделено магической охранительной силой.

Первые куклы догу появились в Японии более десяти тысяч лет назад. Их отличительный признак — большие глаза, как у насекомых или сов. Согласно верованиям они отпугивают злых духов. Догу делали в виде животных или условных человеческих тел. Такие фигурки были своеобразным посредником между миром богов и миром людей. Догу использовали как подношение богам земли в обмен на богатство, процветание и удачное ведение хозяйства. Считалось, что они могут удерживать грозные природные стихии.

Обычно кукол делали из простого и дешёвого материала — глины, дерева, бамбука, соломы, травы, старой бумаги. Поэтому только изобретательность и фантазия мастера могли создать оригинальные и привлекательные игрушки. Производством игрушек занимались в основном простые ремесленники. Иногда они сами придумывали игрушкам замысловатые легенды, чтобы сделать их более привлекательными.

Все куклы имеют своё лицо и характер, с каждой связана история, иногда героическая, иногда юмористическая. Доблестный император Дзимму покорял врагов светом от золотого коршуна, сидящего на конце его лука. Храбрый воин из клана Курода получил копьё в награду за подвиг — он выпил до дна огромную чашу сакэ. Очень любят японцы изображения мальчика персика Момотаро, юного воина Кинтаро, обладавшего удивительной силой, и других героев легенд и сказок.

Распространение получили и простейшие механические куклы — каракури. Одна из наиболее впечатляющих моделей — кукла тяхакоби, или кукла, подающая чай. Она могла подходить к гостю с чашкой чая и возвращаться обратно, когда чаша становилась пуста.

Куклы кокэси делали в память о детях, погибших от абортов или умерщвлённых в младенчестве. В древней Японии рождение девочки было менее желанным, чем мальчика, именно поэтому кокэси — чаще всего девочки.

Существовала любопытная традиция, связанная с куклами. Давным-давно в бедных деревнях появление человека, имеющего возможность отправиться в паломничество, было событием, которое случается раз в жизни. Поэтому жители деревни очень долго собирали определённую сумму денег, чтобы паломник смог отправиться в путешествие и привезти из знаменитых храмов оберег для всей деревни. Эта традиция сохранилась и сейчас в виде о-миягэ — сувениров, которые привозят друзьям и членам семьи из путешествия.

Многие игрушки и куклы связаны с какой-то легендой или знаменательным событием, праздником. В Японии очень много новогодних символов-амулетов. В Новый год японцы загадывают желание, и если за год оно не сбывается, амулет нужно сжечь как не оправдавший надежд.

Очень часто в роли такого амулета выступает безглазый дарума. Считается, что в нём живёт дух. Нужно нарисовать кукле один глаз и загадать желание. Если оно исполнится к концу года, то даруме дорисовывают второй глаз и оставляют её в качестве талисмана. А если желание не сбудется, куклу возвращают в тот храм, где её купили. Там её сжигают, чтобы всё плохое улетучилось вместе с дымом.

Несмотря на значительные влияния западной культуры, традиции народной японской игрушки сохранились в своей первоначальной форме. Японцы очень трепетно относятся к этой части своей культуры и стараются сохранять древние ремесла.

Символика древних кукол и их магические качества существуют и сейчас. Так, красный цвет игрушки отпугивает злых духов или завлекает и уничтожает их. Обезьяны и лошади — символы плодородия и богатства, собаки — благополучного рождения детей и их здоровья. Одни игрушки-обереги защищают от стрессов, пожаров, болезней, землетрясений, другие дают здоровье, счастье, безопасность в путешествии, удачу в бизнесе, счастливую семейную жизнь…

Интересный факт
Вместе с приходом буддизма закрепилась традиция кремации. Кремировать стали не только умерших людей, но и принадлежащих им кукол. Считалось, что кукла вмещает в себя дух человека, а вместе с ними его болезни. Сожжение — это способ избавиться от злых духов.
Куклы — это настоящие произведения искусства, которые передаются из поколения в поколение, очень дорогие, поскольку делаются вручную из дорогих материалов. Свои секреты изготовления многие мастера держат в тайне. Набор кукол может быть значительной частью приданого невесты и становится одной из самых дорогих семейных реликвий.

Екатерина Алексеёнок

А что в Японии?

Согласно легендам, давным-давно в Китае поселился буддийский монах родом из Индии и основал там монастырь Шаолинь, где медитировал дни и ночи в течение 9 лет. Звали мудреца Бодхидхарма. В японском варианте это имя известно как Дарума. Подобно святому Антонию, подвергавшемуся многочисленным искушениям во время своего пребывания в пустыне, Дарума должен был преодолевать всевозможные испытания, то и дело сваливающиеся на него. Однажды мудрец осознал, что вместо медитации он пребывает во сне. Тогда Дарума совершил отчаянный поступок: срезав свои веки, он бросил их наземь и продолжил медитацию. Впоследствии из-за долгого сидения Дарума перестал контролировать собственные руки и ноги, поэтому деревянную куклу с его изображением, появившуюся в Японии, принято изображать безногой и безрукой.

Сотни и тысячи японцев ежегодно совершают особый новогодний ритуал, связанный с их верой в чудодейственную силу Дарумы. Сама японская матрешка имеет округлую форму, по сути, являясь не столько «матрешкой» в традиционном понимании, сколько куклой-неваляшкой. У нее большие круглые глаза без зрачков, что необходимо для совершения ритуала. Куклу покупают в храме и дома загадывают желание. Затем один глаз раскрашивают, т. е. открывают Даруме глаз. В таком виде матрешка будет стоять в доме целый год и, если желание исполняется в течение этого времени, то ей раскрашивают второй глаз. Это благодарность Даруме. В противном случае японскую матрешку относят обратно в храм, сжигают и покупают новую.

Японские корни русской матрешки

Неожиданно, правда? Ведь матрешка без сомнения является воплощением русской культуры! Но насколько в действительности она является русской? Начнем с того, что матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Но, несмотря на это, точная история ее происхождения неизвестна. В основном знатоки сходятся на предположении, что матрешка имеет японские корни. Будем и мы из этого исходить и рассмотрим несколько легенд японского происхождения матрешки.

Легенда №1Прообразом матрешки стала японская кукла Дарума, традиционная кукла-неваляшка, олицетворяющая Бодхидхарму — божка, приносящего счастье. По японской легенде, Дарума без устали медитировал девять лет, смотря на стену. При этом Дарума постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в сон. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон — так вырос настоящий чай. А позже от долгого сидения у Дарумы отнялись руки и ноги. Вот почему деревянную куклу, изображающую Даруму, изображают безногой и безрукой. У нее большие круглые глаза, но нет зрачков. Легенда происхождения матрёшки от Дарумы не учитывает тот факт, что эта кукла вовсе не разборная, а по сути неваляшкой.

Легенда №2На японском острове Хонсю обосновался беглый русский монах, который и соединил восточную философию с детской игрушкой. За основу он взял фигурку одного из семи японских богов — Фукуруму (или Фукурокуджу, или Фукурокудзю. Собственно есть вообще сомнения в существовании именно такого произношения, т.к. на слух японские слова трудно идентифицировать ). Фукурокудзю — бог богатства, счастья, изобилия, мудрости и долголетия. Грушевидная форма фигурки старца действительно напоминает очертаниями форму классической русской матрешки. Фукурокудзю входит в число так называемых «семи богов счастья», ситифукудзин. Часть приверженцев теории «отцовства» над матрешкой старца Фукурокудзю считают, что семь богов счастья могли вкладываться друг в друга, по принципу современной матрешки, а Фукурокудзю был главной, самой большой разъемной фигуркой.

Легенда №3Японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и на ее основе он создал эскиз крестьянской девицы в платочке и с черным петухом подмышкой. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна — с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца — и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Впрочем, и в этой легенде много белых пятен. Во-первых, в наследии художника Малютина не сохранилось эскиза матрёшки. Нет никаких свидетельств того, что Малютин когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь В. Звездочкин (который как считается изготовил игрушку по просьбе Малютина) утверждал, что это он придумал новую игрушку, увидев подходящую чурку в каком-то журнале. По ее образцу он выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась), и отдал болванку расписывать группе художников.

А вот и та самая первая матрешка Малютина в полном составе.

Легенда №4Есть в Японии и деревянная расписная кукла-девочка — кокэси (кокейси или кокеши). Традиционная деревянная игрушка, состоящая из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, вытачиваемых на токарном станке. Реже игрушку изготавливают из цельного куска дерева. Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног. Традиционные кокэси всегда изображают только девочек. Каждая кукла раскрашивается вручную и на нижней части имеет подпись мастера. А вот дизайн авторских кокэси более разнообразен: формы, размеры, пропорции и цвета могут быть практически любыми. B сегодняшней Японии популярность кокэси столь велика, что они стали одним из символов жизнестойкости и привлекательности национальной культуры, предметов эстетического созерцания, как культурная ценность далекого прошлого. В наши дни кокэси является популярной сувенирной продукцией.

*В публикации использованы материалы из свободного доступа в интернете.

Семь человеческих тел

Есть иная версия возникновения японской матрешки. Игрушка, согласно ей, была соединена с восточной философией русским монахом, бежавшим в Японию. Прообразом этой матрешки стало изображение Фукурумы (или Фукурокудзю).

В японской традиции выделяется семь богов счастья – так называемые ситифукудзин, каждый из которых контролирует лишь одно из семи человеческих тел. Среди них есть тот, который отвечает за мудрость, высокие интеллектуальные способности и богатство – Фукурума. Японская матрешка с его изображением имеет собственные уникальные особенности. Это, прежде всего, высокий удлиненный лоб, на котором виднеются глубокие морщины, и посох, который Фукурума держит в руках.

Но как появилась сама матрешка? Точно сказать никто не сможет. Считается, будто однажды неизвестный японский мастер создал семь кукол-изображений ситифукудзин и поместил одна в другую. Самой крупной и главной среди них был Фукурума. В нем и пряталась вся его «божественная» семья.

Японский бог удачи

Праобраз матрёшки носил бороду. Древний старец Фукурума — почитаемое божество в Японии. Добрый мудрец входит в пантеон из семи богов, которые отвечают за удачу, счастье и процветание. Внешность Фукурума имеет специфическую: овальное тело-голову, немного вытянутое сверху, украшенное бородой и маленькими хитрыми глазками. Восемь копий внутри — восемь человеческих тел. Древние мудрецы считали, что каждый человек имеет несколько «оболочек».

Милую фигурку Фукурумы, или, как его называют в Японии, Фукурокуджа, в конце XIX века и увидел Малютин. Однако есть и другая версия о том, что действительно вдохновило художника. Пра-матрёшка Дарума — не такой приятный родитель.

Путь в Россию

В продолжение этой версии появления русской матрешки стоит отметить, что многие всерьез полагают, будто именно эту японскую матрешку, с изображением Фукурумы, привезли в Россию в 1890 году. И привезли не куда-нибудь, а в усадьбу Абрамцева, где проживал типограф Анатолий Мамонтов, брат известного русского мецената Саввы Мамонтова. Ему принадлежала мастерская «Детское воспитание», где работали художник-модернист Сергей Малютин и токарь Василий Звездочкин.

Когда художник увидел японскую куклу и воодушевился ее необычным устройством, в голове у него возник интересный замысел. Его он вскоре изложил Звездочкину, у которого и заказал изготовление первой в России русской матрешки. Роспись куколок Малютин осуществил собственноручно. Поначалу это были скромные девушки в простых платьях, раскрашенные гуашью. Однако позже роспись стала усложняться – появились матрешки со сложными цветочными орнаментами и сказочными сюжетами. Количество матрешек из одного набора также увеличивалось. Но самая первая матрешка до сих пор не утеряна. Она хранится в музее игрушки в Сергиевом Посаде.

LiveInternetLiveInternet

Традиционные японские куклы Кокеши (Kokeshi 木偶人) являются прекрасным примером скромной и элегантной красоты Востока. Кокеши (кокэси или кокэйси) появились в Японии более двухсот лет назад, когда местные кидзия, резчики по дереву, занимавшиеся вытачиванием деревянных мисок, подносов и другой утвари, использовали свое мастерство для того, чтобы посетители курортов на горячих источниках могли привезти своим детям в память о путешествии сувенир — красивую куклу. Дарить друг другу талисманы — древняя японская традиция.

Кокэси – деревянная кукла без рук и ног. Таких красавиц японцы делают из вишни, кизила, березы или клена и украшают росписью. Мастер вытачивает цилиндрическое туловище и голову и соединяет их между собой. Редко, но случается, что такие японские куклы делаются из одного целого куска дерева. Далее красным, черным, желтым или багряным цветами рисует традиционные японские цветочные и растительные мотивы. Родиной первых кукол кокэси считается Тохоку, северо-восточный сельскохозяйственный регион страны. Одни японоведы говорят, что такие красотки появились еще тысячу лет назад, другие считают, что они родились в середине эры Эдо (1630-1867).

Куклы «Кокеши» стали передаваться в семьях из поколения в поколения. Если дети играли с такими куклами, то считалось что это обязательно произведет положительное впечатление на богов. Кокеши одушевляли, люди верили что они помогут собрать хороший урожай, принесут в дом достаток и удачу.

Современные кокэси делаются по дизайну двух школ: традиционной и авторской. Кокэси по старым традициям, изготавливают в Киото, Нара и Кагосима. При всей своей простоте, эти японские куклы различаются по пропорциям, формам и рисункам и тем самым выдают знатокам место, где они были созданы. Как можно догадаться, традиционные куклы более простые, но при этом до сих пор имеют одиннадцать типов форм. Например, голова популярной наруко кокэси способна поворачиваться, и тогда кроха издает звук, как будто плачет, за это ее и назвали «плачущей куклой». Кокэси традиционной школы всегда мастерятся вручную и изображают девочек.

Авторская школа появилась гораздо позднее традиционной, поэтому создатели таких кокэси не придерживаются строгих правил и делают японских кукол разных форм, размеров, цветов и рисунков.

Стиль изготовления кукол каждого из районов всегда уникален и неподражаем. Секреты и мастерство передавались от мастера к ученику, от отца к сыну. Традиционные куклы, сделанные сегодня, можно отнести к одиннадцати видам: Цутия (Tsuchiyu), Тогатта (Togatta), Ядзиро (Yajiro), Наруко (Naruko), Сакунами (Sakunami), Ямагата (Yamagata), Кидзяма (Kijiyama), Нанбу (Nanbu), Цугару (Tsugaru), Зао-такаю (Zao-takayu) и Хидзиро (Hijioro).

Существует несколько версий появления этой игрушки-сувенира.

Первая версия – мистическая. Она гласит, что кокэси произошла от шаманских фигурок для вызывания духов, покровительствующих шелковому ремеслу.

Вторая версия – печальная. Избавляясь от новорожденных детей, которых родители не могли прокормить, в крестьянских домах ставили кокэси в качестве поминальных куколок. Отсюда и получили эти японские куклы такое значение, как «забытое дитя». Обычно убиенными новорожденными становились девочки, которые в бедной крестьянской семье ценилось гораздо меньше, чем мальчики. Вот поэтому-то кокэси всегда изображают девочек.

Третья версия – радостная. Однажды в XVII веке в Тохоку (напомним, это родина кокэси), где много горячих источников, приехала жена сёгуна (так в те времена назывался военный правитель страны). Она мечтала о ребенке, но никак не могла его зачать. После посещения лечебных вод женщина забеременела и родила чудесную девочку. В дань этому радостному событию тохокские мастера создали куклу, которую позднее стали делать в разных регионах страны.

К куклам, как и к цветам, в Японии отношение особенное. А куклы — неотъемлемая часть японской культуры. Японию даже называют «страной десяти тысяч кукол». Это и куклы-обереги, и куклы-талисманы, традиционные куклы, передающиеся по наследству — гармоничные, утонченные, выполненные искусными мастерами.

Кокеши считаются воплощением извечной японской тяги к умолчанию и внутренней красоте. Они дарятся в знак дружбы, симпатии, любви или по поводу какого-либо приятного события, как талисман, приносящий удачу в делах, благополучие в доме и гармонию в душе.

А еще кокэси, как и другая японская кукла дарума, претендует на титул прародительницы русской румяной матрешки.

A это японская матрёшка фукурума

Семиместная матрешка Фукурама, Япония, ок. 1890Семиместная матрешка «Фукурама», Япония, ок. 1890 :

Считается, что первая русская матрешка родилась в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево новой Москвы. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов — промышленник и меценат.

Однажды субботним вечером кто-то принес в мастерскую смешную японскую куклу лысого старика Фукурамы. Кукла состояла из семи фигурок, вложенных одна в другую. Происхождение этой куклы доподлинно неизвестно; никто не знает, откуда она взялась. Однако существуют разные легенды, наиболее популярная из которых гласит, что первую куклу такого типа сделал русский монах на острове Хонсю в Японии. В действительности такой тип изделий, когда несколько предметов вкладываются один в другой, известен очень давно. По такой технологии русские ремесленники несколько столетий производили деревянные пасхальные яйца и яблоки. Однако сама идея вкладывать одно изделие в другое достаточно древняя и уходит в прошлое Китая, причем какого из населяющих его народов — неизвестно, поскольку прослеживается задолго до объединения китайских народностей.

Малютин — мастер усадьбы Абрамцево раскрасил куклы в соответствии с собственным дизайном. Первая русская матрешка состояла из восьми кукол и описывала крестьянскую семью — мать и 7 дочерей. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада.

Вернемся в Японию

Мы уже рассмотрели три версии происхождения матрешки, но есть и четвертая. Существует еще одна японская матрешка – кокеши (или кокэси). Местом происхождения ее считается Тохоку, окраина японского острова Хонсю. Что касается даты рождения… Предположительно, это XVII–XVIII века, но некоторые специалисты утверждают, что кукла появилась на свет более 1000 лет назад.

Кокеши представляет собой красиво расписанную девочку. Ее изготавливают из дерева, и состоит она из двух раздельных частей: небольшого цилиндрического туловища и головки (см. фото японской матрешки ниже). Бывает, что кокеши делают из цельного бруска дерева, но это встречается очень редко. Заметьте, что эта японская кукла также не имеет ни рук, ни ног.

Для изготовления кокеши подходят самые различные деревья – от клена и березы до утонченного вишневого дерева. Кукла обычно раскрашивается в красный, черный и желтый цвета и украшается растительными мотивами, столь характерными для японской культуры.

Интересно, что у традиционных кокеши выделяется как минимум 11 типов формы. Самая популярная – «наруко кокеши». У нее головка может поворачиваться, а сама кукла издает при этом звук, очень похожий на тихий плач. Отсюда ее второе название – «плачущая кокеши».

Сегодня существует большое многообразие авторских кокеши. Формы, пропорции тела, цвета их могут быть абсолютно любыми. Все на усмотрение мастера. Картинки японских матрешек, имеющих авторский дизайн, представлены ниже.

В целом, кокеши – чрезвычайно популярная игрушка в современной Японии. Они символизируют собой жизнерадостность, стойкость уклада японской культуры, преемственность традиций предков. Они обладают значительной культурной ценностью. Пожалуй, по этим характеристикам японские матрешки очень схожи с их русскими «сестрами».

Таковы предположения о происхождении русской матрешки. Как оказалось, не так уж традиционна она для культуры России, как многие привыкли думать. Одно несомненно: прообраз разборных кукол появился еще в далекие времена благодаря усилиям и воображению японских мастеров. Что из этого вышло? Смотрите сами.

Войти на сайт

Кому неизвестно словосочетание «русская матрешка»? Замысловатая игрушка стала так популярна в России, что мало кто может усомниться в ее древнем происхождении и истинно русской природе.Тем не менее, нашей матрешке чуть более ста лет. Как народный промысел матрешка молода, но ее происхождение овеяно тайной…

История матрешки

Многие исследователи придерживаются версии происхождения матрешки от японской складной игрушки, изображавшей одного из семи японских богов удачи – Фукуруму (Фукурокуджу, Фукурокудзю) — бога учености и мудрости. Но проблема заключается в отсутствии такой игрушки у японцев, а также и самого слова «фукуруму».

Фукуродзю

Существует легенда XV века, по которой семь китайских мудрецов на корабле сокровищ перебрались в Японию. Среди них был мудрец Фукуродзю (Фукурокудзю). В Японии он считается богом мудрости, ученой карьеры, интуиции и долголетия. Фукуродзю является синтезированным образом трех китайских звездных старцев Фук, Лук и Сау (Фу, Лу и Шоу), поэтому имеет еще одно имя Шоу – Син.

Изображение Фукуродзю, чаще всего рисованные или скульптурные (нэцкэ), отличалось вытянутой вверх головой, что свидетельствовало о его мудрости. Складной игрушки этого божка, тем более популярной, скорее всего, просто не существовало. Во всяком случае, найти материал по японской складной кукле очень сложно.

Некоторые русские и японские исследователи считают прообразом матрешки очень популярную в Японии куклу Дарума. Появление фигурок дарума датируется XII-XIV веками. Эта кукла несет ярко выраженное религиозно – культовое и даже магическое значение. Особенностью ее является наличие пустых глазниц.

Дарума

Покупая такую куклу перед Новым годом и загадывая желание, японцы рисуют ей один глаз и оставляют на год. Если желание сбывается, ей рисуют второй глаз, если не сбывается – несут обратно в тот храм, где её купили. Собранные таким образом куклы впоследствии сжигаются, но этот обряд является не местью кукле, а символом поиска новых путей осуществления задуманного.

Известный нам вид кукла Дарума приобрела примерно 200 лет назад. Часто её выполняют в виде куклы — неваляшки, окрашенной в красный, чтобы отпугивать демонов оспы, желтый, зеленый и белые цвета. Кстати, она считается также прообразом русской неваляшки, которая появилась в России в начале XIX века. Возможно Дарума и вдохновила русских мастеров на создание куклы неваляшки, а вот матрешки… Весьма сомнительно.

Традиционной и очень популярной в Японии является кукла Кокэси, которая тоже могла быть прообразом нашей матрешки.

Кокэси

Если в японской семье рождалась мертвой дочка или она умирала в возрасте до трех лет, в память о ней делали куклу Кокэси. Поэтому кукла изображает только девочек и представляет цилиндрическую основу с двигающейся округлой головой. Статус некоего сувенира Кокэси приобретает примерно 200 лет назад.

Что сближает Кокеси с матрешкой?

И Кокэси, и матрешка выполняются из дерева и украшаются росписью. Но конструкция и внутреннее содержание кукол различно. Поэтому вряд ли Кокэси имеет какое–либо отношение к матрешке.

Существует еще один момент, на который следует обратить внимание. Почти весь период Эдо* (1603 – 1868г.) в Японии проводилась политика сакоку, то есть страна не вела торговли, не сообщалась с другими странами за исключением Китая и Голландии, с которыми отношения, надо полагать, были тоже ограниченными. Вряд ли в это время большими партиями вывозились куклы ритуального значения, как Даруму или Кокеси.

В культуре Японии куклы играют важную роль. Японскими мастерами созданы замечательные образцы кукол из бумаги, ткани, глины, дерева и других материалов. Объемные японские игрушки существуют более 1500 лет, а вот кукла в виде матрешки появляется только в конце XIX века. В конце XIX века родилась и русская матрешка.

Если существовала японская кукла, послужившая прообразом для матрешки, почему таковая отсутствует на выставках традиционной японской куклы?

Первая матрешка

Считается, что первая матрешка была выточена русским токарем В. П. Звездочкиным, а расписана гуашью художником Сергеем Малютиным. И хотя авторство художника в некоторых источниках подвергается сомнению из-за отсутствия предварительных эскизов, он мог расписать игрушку экспромтом.

Первая русская матрешка «Девочка с петухом», (худ. Малютин С.В.), состояла из восьми фигурок.

Вкладывающиеся друг в друга изделия, в том числе и яйца, начали производить на курорте Хаконе в Японии примерно в середине XIX века (1844г.). А вот в русской культуре принцип вложения использовался издавна. Русскими мастерами точились вложенные пасхальные яйца, яблоки, шары, ведерки.

В 1664 году Прокопию Иванову был дан заказ росписи 170 пасхальных яиц. В XVIII-XIX веках роспись пасхальных яиц получает широкое распространение. В 1874 году братья Тюлины — иконописцы из Мстеры выполнили пасхальные яйца для приветствия высоких особ. Каждое яйцо было выточено из дерева и состояло из двух половинок. Яйцо было изящным и легким.

Надо сказать, что деревянные игрушки на Руси делали всегда с большой любовью. По археологическим данным известно существование игрушек уже в IX веке.

В 1721 году для детей Петра I были закуплены разные игрушки, в том числе трое деревянных детей и целый городок с солдатами. Все это мы узнаем из записей дворцовых расходов.

Поражает разнообразие игрушек и творческая фантазия их авторов. В России существовали разнообразные деревянные куклы: барыни, гусары, дети, петрушки, клоуны, солдаты и т. д., не говоря уже об изображениях животных. Игрушечное кустарное производство достигло наибольшего расцвета в середине XIX века.

Обилию не только деревянных, но и других игрушек приходится только удивляться: «дитяшки», «моргалки», «матросики», «кучерки», «пеленашки», «скелетки», «талии».

Причем, многие из них были механическими. Какие только механизмы не использовались для того, чтобы оживить игрушку. К тому же на рубеже XIX – XX веков развернулось широкое общественное движение за сохранение национальной культуры, которая начала постепенно терять свои позиции под натиском фабричной и заводской продукции. Искались новые формы традиционных изделий.

Но вернемся к матрешке. Если сопоставить исторические версии возникновения неваляшек и матрешек, то получается такая картина. В начале XIX века в Россию завезли куклу Дарума и на её основе русские мастера сочинили Ваньку – встаньку.

В конце XIX века завезли куклу Фукурума и русские умельцы, наконец, додумались, что вместо складного деревянного яйца или яблока можно сделать деревянную складную куклу. Возникает вопрос. Имея давний богатый опыт изготовления точеных, резных, замысловатых механических деревянных игрушек, русский человек до матрешки своим умом дойти не мог?

Замечу, ни идея вкладывания, ни идея изготовления кукол из дерева, ни форма матрешки, напоминающая в целом яйцо, для него новыми не были. К тому же прямых доказательств заимствования этих кукол от японских образцов нет.

Тот факт, что матрешка очень быстро распространилась в разных регионах России, наводит на мысль о том, что просто почва для её возникновения была к тому моменту хорошо подготовлена, осваивать ничего не требовалось?!

Матрешка считается символом русской традиционной культуры. В ней заложена некая загадка, которую иностранцы называют «загадкой русской души”. Это ли не подтверждение истинно русской духовной основы для возникновения русской Матрешки.

link

Современные матрешки

Сегодня наборы разборных кукол пользуются высокой популярностью по всему миру. Помимо традиционных мотивов, все чаще мастера используют свои неординарные и иногда очень смелые идеи для росписи матрешек. Так появились матрешки, изображающие политических лидеров, музыкальных идолов, животных. На самом деле они показывают все, на что способна фантазия мастера. Разнообразие столь велико, что традиционные мотивы почти полностью ушли на задний план. Возможно, именно в этом секрет ее популярности? Среди огромного выбора каждый может найти что-то по душе.

Японский язык и Япония

Имя божества Фукурокудзю пишется с помощью трех иероглифов.

В его имени синтезированы три цели. «Фуку» (кит. трад. 福, пиньинь: fú, палл.: фу) означает «счастье», «року» (кит. трад. 禄, пиньинь: lù, палл.: лу) — «служебное благополучие», а «дзю» (кит. трад. 壽, упр. 寿, пиньинь: shòu, палл.: шоу) — «долголетие» и по возможности бессмертие.

▂▃▅▇█▓▒░۩۞۩ ۩۞۩░▒▓█▇▅▃▂

История

Происхождение этого божества имеет китайские корни и связано с правлением китайского императора By (464 — 549).

Порою, как и другой бог счастья, Дзюродзин, изображается в виде типичного даосского святого Шоу-сина, что вносит путаницу в их идентификацию. Фукурокудзю считается богом-повелителем южной Полярной звезды.

Он живет в собственном дворце, окруженном благоухающим садом. В этом саду, кроме всего прочего, растет и трава бессмертия.

▂▃▅▇█▓▒░۩۞۩ ۩۞۩░▒▓█▇▅▃▂

Изображение

В японской иконографической традиции Фукурокудзю изображается старцем с гротескно вытянутой головой. Его часто сопровождают журавль (символ долголетия) и черепаха (символ мудрости).

Иногда Фукурокудзю держит в руках токкури — сосуд для напитков, в частности для саке. Фукурокудзю ценит искусство созерцания, хотя не чужд юмора и не обижается на подшучивание.

Фукурокудзю напоминает Дзюродзина — еще одного из семи японских богов счастья, но отличается от последнего вытянутой головой. Иногда считается, что божества Фукурокудзю и Дзюродзин воплощаются в одном и том же теле мудрого старца.

Кроме обычного посоха, иногда Фукурокудзю изображается с веером в руках. При этом подразумевается созвучие слов «веер» и «добро» в китайском языке. Данный веер может быть использован богом как для изгнания злых сил, так порой и для воскрешения мертвых.

По легенде Фукурокудзю, прожив долгую жизнь и достигнув преклонных лет, неожиданно обернулся черепахой. В связи с чем широко распространены статуэтки Фукурокудзю, демонстрирующие как его человеческий облик, так и животное обличье.

Так, например, во многих специализированных магазинах весьма популярны «нэцке-перевёртыши» Фукурокудзю. И при прямом взгляде (анфас) на такую нэцкэ, стоящую на двух ногах, пред взором оказывается человеческая внешность Фукурокудзю. Но если нэцке положить на живот, откроется черепаший облик Фукурокудзю.

▂▃▅▇█▓▒░۩۞۩ ۩۞۩░▒▓█▇▅▃▂

Традиция

В Японии жива традиция класть в новогоднюю ночь под подушку гравюру с такарабунэ или маленькую лодочку, вырезанную из дерева или из кости.

Сон, приснившийся под Новый год, считается вещим. Привидевшиеся гора Фудзи, орлы или баклажаны являются добрым предзнаменованием. Если приснится что-то нехорошее, надо утром бросить листок с изображением такарабунэ в реку. Ее воды унесут все беды далеко в море.

▂▃▅▇█▓▒░۩۞۩ ۩۞۩░▒▓█▇▅▃▂

Популярность

Фигурка популярна и, кроме того, что стала прототипом «матрешки», имеет реализацию в виде нескольких изделий, в том числе — настольной игры. Это набор окрашенных в разные цвета дисков, сложенных «в стопку». Сверху больший цилиндр расписанный как Фукурокодзю. Игроки по очереди выбивают диски, стараясь не «уронить» мудреца.

▂▃▅▇█▓▒░۩۞۩ ۩۞۩░▒▓█▇▅▃▂

Японская матрёшка

Как у каждого национального символа, у матрешки есть легенда появления. И как во многих легендах правда обросла домыслами.

Оказывается, русская матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Легенда называет место появления, имена токаря и художника, первых выточивших и раскрасивших куклу. Но с остальными подробностями не все четко и ясно.

Практически во всех источниках сказано, что прообразом первой матрешки был японский божок. Действительно во 2-й половине XIX в. В Европе и России появилась мода на все японское, был необыкновенный спрос на японские гравюры любого содержания и качества, экзотические азиатские статуэтки и т. п. Но с конкретным прототипом — «отцом» матрешки ясности нет. Чаще всего звучит имя «старец Фукурума».

Первая группа легенд «узнаёт» в Фукуруме длинноголового Фукурокудзю (福禄寿) — бога богатства, счастья, изобилия, мудрости и долголетия. Фукурокудзю изображают в виде старика с необычайно вытянутым лбом, часто несущим признаки фаллического культа. Грушевидная форма фигурки старца действительно напоминает очертаниями форму классической русской матрешки.

Часть приверженцев теории «отцовства» над матрешкой старца Фукурокудзю считают, что семь богов счастья могли вкладываться друг в друга, по принципу современной матрешки, а Фукурокудзю был главной, самой большой разъемной фигуркой.

По другой версии у Фукурокудзю была позаимствована только форма, а рекурсивным содержанием ее наполнил уже на русской почве токарь Василий Звездочкин. Действительно точеная посуда и деревянные разъемные сувениры, вроде пасхальных яиц были, мягко говоря, не в диковинку русским мастерам, т. е. в техническом плане матрешка не представляла собой особой новизны или сложности.

Вторая группа легенд видит родство матрешки и основателя дзэн-буддизма Дарумы Дарума ( 達磨 ) — японский вариант имени Бодхидхарма, так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. «Изобретению» чань-буддизма (или по-японски дзэна) предшествовала длительнейшая медитация. Дарума просидел девять лет, смотря в стену. По легенде из-за долгого сидения у Бодхидхармы отнялись ноги. Именно поэтому чаще всего дарума изображается безногим.

Интересно, что кроме матрешки и дзэн-буддизма Даруме приписывается еще один полезный вклад. Медитируя у своей стены, Дарума многократно подвергался различным искушениям и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в грезы сна. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь.

Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон — так вырос чай. А не по-азиатски круглые глаза без век стали вторым отличительным признаком изображений Дарумы.

В Японии фигурки-неваляшки Дарумы используются в новогодних церемониях. Раскрашенная фигурка Дарумы без нарисованных зрачков покупается в храме и приносится домой. Перед Дарумой загадывается желание и дорисовывается один зрачок. Видимо, Даруме так хочется получить второй зрачок, что он приложит все усилия, чтобы желание осуществилось. Если желание сбывается, Дарума получает второй глаз, а нет — так относится в храм и сжигается.

▂▃▅▇█▓▒░۩۞۩ ۩۞۩░▒▓█▇▅▃▂

Материал взят:

1) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B7%D1%8E

2) https://utahch.blogspot.com/2011/10/blog-post_3187.html

3) https://actravel.ru/japan_matryoshka.html

4) https://eso.prundit.ru/fs/fukurokuju/

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]