Презентация на тему: Икебана – искусство составления цветов
Икебана – искусство составления цветов
Икебана — в переводе на русский язык означает «Жизнь цветов» (Ике — «жизнь», Бана — «цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.
Из истории икебаны Изначально икебана базировалась на философских и эстетических постулатах синтоизма, а затем и буддизма. Согласно синтоизму, каждый природный предмет, тело, явление содержит в себе божественный дух и потому требует к себе уважительного отношения, как к живому существу. Японцы любят отождествлять себя с природой, стремясь жить с ней без каких-либо барьеров и поддерживая сбалансированное сосуществование. Ее истоки связывают с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам. В буддийских храмах развился ритуал постановки цветов к статуям Будды. При этом совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета, который создавался по определенным, строго канонизированным правилам, воплощали торжество и величие буддизма. Но по мере развития мировой и национальной культуры философско-религиозный смысл икебаны постепенно утрачивался. Становление икебаны в Японии как искусства датируется XV веком, ею тогда занимались главным образом священнослужители храмов и монастырей. Но постепенно она становится популярна и в высших слоях общества, а затем широко входит в повседневный быт народа и чаще воспринимается как предмет подлинного искусства.
РИККИ. Структуру икебаны определяют ее стиль, школа и форма композиции. История искусства икебаны открывается созданием великолепного торжественного стиля, который получил название Рикки (дословно — «поставленные цветы»), что означает «стоящие цветы», высоко возвышались над своими узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая. Кончики ветвей, а также цветы, были устремлены в небо, символизируя веру. Составители рикки исходили из положения, что цветы должны каким-то образом олицетворять священную гору буддистов Сумисен, символ вселенной. Аранжировку рикка часто называли «маленьким садом внутри дома», потому что художник в своей композиции создавал миниатюрный ландшафт.
СЁКА (Сейка). Этот новый и более простой стиль икебаны появился в XV в. наряду с архитектурными упрощениями. Строящиеся в этот период и большие строения, и маленькие домики отражали любовь к простоте. Основу композиции в стиле сека составляют три главные ветки, дополненные более короткими веточками и цветами, размещенные в ряду друг за другом, но создающие эффект выходящих из единого ствола и не соприкасающихся со стенками вазы. Ассортимент секи ограничивается одним-двумя видами растений и редко достигает трех. Сека в переводе означает примерно то же, что и слово икебана, а именно: аранжированные цветы, живые цветы или умение выставить цветы в выгодном свете.
МОРИБАНА. Композиции в низких и плоских вазах, характеризующих стиль морибана, существуют около 80 лет. В стиле морибана (в переводе «нагроможденные цветы») в равной степени сочетаются формальный стиль рикка и натуралистический стиль нагеирэ, а также присутствует и дополнительный третий элемент — создание какого-то пейзажа или картины природы с тем, чтобы аранжировка производила впечатление ландшафта. Зелень и цветы используются более обильно, чем в аранжировках первых двух стилей. Морибана — это естественная форма выражения, направленная на воспроизведение в миниатюре пейзажа или части сада. Для составления икебаны в стиле морибана также используется кензан, представляя собой металлическую подставку с тяжелой основой и иголками, между которыми крепят цветы и ветки. Появление морибаны связывают с необходимостью украшения чуждых условности европейских домов, появившихся в Японии во второй половине XIX в., когда страна установила связи с западными странами
НАГЕИРЭ. Этот стиль появился в XIV в. в связи с созданием чайных домиков, где мастера чайной церемонии придавали менее формальный вид своим композициям из цветов. Благодаря этому появилась натуралистическая аранжировка, известная под названием «нагеирэ», что означает «вброшенные цветы». Также, как и композиция в стиле сека, она составляется из трех компонентов, образующих разносторонний треугольник. В отличие от секи, где формальная группа плотно прижата к кензану и ни одна часть аранжировки не касается стенок вазы, этот стиль позволяет применить более свободную аранжировку, при которой цветы могут лежать на ободке горла вазы. В нагеирэ применяют высокие вазы, в которых ветки и цветы закрепляют без каких-либо особых приспособлений, хотя существует несколько способов их фиксирования в вазах.
Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников
Икебана в широком смысле это:
- японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
- готовый букет, созданный по канонам этого искусства.
Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко. Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.
Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.
В поисках просветления
От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.
Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.
Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного. Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия. Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.
Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.
К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.
Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.
Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!
О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.
Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…
Икебана школы Икэнобо
Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.
- Во-первых, японцы столкнулись с непривычным для себя взглядом на жизнь, человека, неизвестной доселе философией. А это как раз то, что икебанисты отражают в своих произведениях. И пусть большинство откровенно не понимало западного человека (а кто-то и проникся идеями, привезенными из-за океана), в цветочных композициях стали появляться новые нотки.
- Во-вторых и, наверное, в главных, в Японию стали привозить новые цветы, использование которых просто не было прописано в старых догматах. Пришлось пересматривать правила. Так немного насильственно искусство икебаны стало развиваться.
К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):
- морибана – элементы композиции устанавливались в неглубокие плошки, можно даже с водой;
- хейка – когда растения помещались в высокие узкие вазы и фиксировались в вертикальном положении, порой причудливо нависая, непонятно даже, как и за что держась.
Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.
Икебана в стиле морибана
Икебана в высокой узкой вазе
Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.
Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому. Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром. Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.
Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.
Новый взгляд на икебану
Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.
Презентация по технологии «искусство икэбаны»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Содержание Что такое икебана? История икебаны Школы икебаны Принципы икебаны
Икеба́на или икэбана (生け花 или いけばな, «икэ» — жизнь, «бана» — цветы) — традиционное японское искусство оранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.
Икебана зародилась в Китае в VII веке. Ее изобрел буддистский священник, изначально она служила в качестве приношения богам и создавалась монахами. К середине XV века с появлением первых классических стилей икебана приобрела статус искусства.