Каса – широкополая соломенная шляпа из Японии
Специфический, муссонный климат Японии отличающийся продолжительными дождливыми сезонами, сказался не только на оригинальной японской архитектуре, но и на национальной одежде японцев, прежде всего на форме и материале головных уборов, накидок, и обуви.
Именно благодаря льющим как из ведра дождям, ещё в незапамятные времена, у жителей японских островов появились широкополые шляпы каса, сплетенные из соломы, бамбука, камыша, осоки. Вариантов этих плетеных шляп было превеликое множество, и при внешней похожести, каждый из вариантов имел существенные отличия и собственное название.
Сусэгаса предназначались для работы в поле, кумагаигаса — для воинов, ориамигаса — для повседневной носки представителями низших сословий. Странствующие монахи надевали на голову нечто вроде ведра, сплетенного из соломы и совершенно скрывавшего лицо, — тэнгай, а гонцы пользовались коническими шапками сандогаса.
Чтобы соломенный головной убор не размокал от воды и не приходил в негодность, каса частенько покрывали лаком.
Широкополая соломенная шляпа каса – «визитная карточка» Азии
Как выглядит китайская шляпа
Традиционная азиатская шапка представляет собой конус, который закрепляется на голове при помощи подбородочного ремешка.
Редко, но все же встречаются варианты с выделяющейся тульей — округлой частью, характерной для классических европейских шляпок.
В качестве материала обычно используются листья, например, тростника или пальмы. Их высушивают и равномерно распределяют по каркасу из тонких бамбуковых колец. После чего скрепляют… все теми же листьями!
Головные уборы нередко украшают вышивкой или шелком.
Зонт как символ статуса
Надо ли удивляться, что первые зонты, ввезенные из Китая в Японию в середине VI века, тоже стали называть каса, хотя и с другим иероглифическим написанием.
Пусть вас не обманывает слово “зонт”. Нынешние зонты весьма отдаленно напоминают древние каса, скорее представляющие собой легкую переносную палатку состоящую из шелкового тента, натянутого на деревянную раму, удерживаемую на длинной палке. Это, совершенно не компактное сооружение, слуги носили над головой важного чиновника, например прибывшего из Китая посла не только в пасмурные, дождливые дни, но и при ясной погоде.
Каса-зонт того периода, был не средством защиты от непогоды, а скорее статусным атрибутом, свидетельствовавшем о высоком государственном ранге человека.
Именно так и был воспринят зонт японцами тех давних лет. Синтоистские жрецы расценили это переносное укрытие от дождя и солнца как временное обиталище божества. Соответственно, китайские зонты (каракаса) вошли в обиход как церемониальная принадлежность высшей религиозной и государственной знати. Формальность предназначения каракаса подчеркивалась его красным цветом, характерным для всех официальных церемоний в стране. Благородные обладатели зонта зачастую украшали его красный купол своим семейным гербом.
Этот нюанс можно проследить до наших дней. Весьма характерно, что зонты, раскрываемые в парках и садах для проведения под ними чайной церемонии, всегда имеют красную расцветку.
В начале XI века писательница и поэтесса, автор знаменитых «Записок у изголовья» Сэй Сёнагон упомянула каракаса в перечне вещей, необходимых для каждого дома. Естественно, это замечание было сделано придворной дамой. Для низших сословий такая «необходимая вещь» чаще всего была недоступна.
В чем особенность?
У шляпы есть ряд функций, которые позволяют использовать предмет не только как головной убор, давайте их рассмотрим.
1. Зонт в любую погоду
Не секрет, что Вьетнам довольно жаркая страна и даже местные жители вынуждены защищаться от солнечных лучей. Но и дожди не исключены. Они, так же, идут очень часто, бывает, по несколько месяцев. Поэтому шляпа отлично заменяет зонт и освобождает руки.
2. Использование в качестве корзины или посуды
Вьетнамцы носят пальмовую шляпу и во время полевых работ, по пути на базар или на народных празднествах. Коническая форма позволяет использовать шляпу в качестве корзины для продуктов или в качестве посуды для еды. Из нее даже едят и ловят крабов.
3. Охлаждающее «устройство»
Шляпа сплетена довольно плотно и отлично удерживает воду, поэтому ее можно применить в качестве ковшика – для того, чтобы умыться, освежиться возле водоема или утолить жажду, зачерпнув воду из чистого горного потока. Так же, головной убор можно просто намочить и надеть на голову или использовать в качестве веера.
4. Персональный «телохранитель»
Изначально, в средние века, шляпа была создана с целью защиты от змей. Так как во Вьетнаме много змей на деревьях, когда фермеры работали в лесу змеи падали на эту шляпу и скатывались с нее из-за канонической формы. Удивительно, но некоторые змеи могут прыгать на расстояние 1-2 метра. А так же, шляпа может спасти от падающего с пальмы кокоса (ранее высокий процент смертности был именно по этой причине).
5. Займет очередь за вас
Эта любопытная особенность дошла из 1980-х годов. Когда, в послевоенное время, был дефицит товаров, вьетнамцам приходилось выстаивать огромные очереди в магазинах. А так как, персональная шляпа воспринимается как идентификатор своего хозяина, вьетнамцы легко оставляли шляпу вместо себя «держать очередь», когда самим требовалось куда-то отойти.
6. Романтично признается в любви
Конечно же, это не говорящая шляпа из Хогвардса, однако, применение Нон Ла в признаниях второй половинке, пользуется популярностью. Вьетнамцы знают романтичные и красивые способы показать свои чувства возлюбленным. На такой случай готовят особую шляпу – поэтическую. Необычность заключается в том, что между слоями листьев вложены картинки с лирическими сюжетами и записочки – стихотворения (собственного сочинения или цитаты знаменитостей). А можно и просто прикрыться шляпой во время поцелуя.
7. Дизайнерский ход и отличный подарок
Многие дизайнеры любят использовать нон для украшения интерьера, это добавляет свою изюминку и колорит. Предпочтение отдается натуральным шляпам. А еще, это необычный подарок из путешествия. Стоимость такой шляпы довольно низкая – от 10,000 до 100,000 донгов (от 0,5 до 5 у.е.). Ее можно найти практически в каждом городе Вьетнама на центральном рынке.
Японский зонт – вагаса
Постепенно традиция ношения зонта распространилась и на священников более низкого ранга, в том числе и на монахов. Каракаса заменил для них традиционную широкополую шляпу каса, правда и сам претерпев изменения – “китайский зонт” серьезно уменьшился в размерах и стал более компактным, да и “престижу” владельцу обеспечивал меньше – вместо шелкового тента, монахи стали натягивать на бамбуковую раму промасленную бумагу.
Лишь в начале периода Эдо (1600-1868) зонты вошли в повседневный обиход простых людей. Однако к тому времени, от каракаса, осталась, пожалуй, только идея. Благодаря творческому подходу японских ремесленников, зонты стали более удобными, легкими, даже изящными. Отказавшись от шелкового покрытия, мастера широко применяли промасленную бумагу, в немалом количестве производившуюся в стране. Но главное — зонты стали складываться. Отсюда и их новое название — вагаса (японский зонт).
Методика изготовления вагаса была несложной, но трудоемкой. Приходилось точно выверять длину и крепления бамбуковых ребер, связывая их конским волосом. Сверху ребра оклеивались бумагой кодзо, обработанной соком хурмы. Процесс оклейки был особенно сложным и ответственным, ведь под купол зонта не должна была просочиться ни капля дождевой воды. Далее мастер покрывал бумажный верх красной краской, которую затем дополнительно промазывали льняным или конопляным маслом. И наконец, завершающую обработку изделия производили, нанося лак на деревянные части зонта. Готовые зонты выносили в поле, где они сушились под лучами солнца.
Изготовленный таким образом вагаса мог служить лет десять при условии бережного обращения с ним. От влаги бумага размякала, поэтому зонт приходилось тщательно просушивать после каждого дождя, но не пересушивать, чтобы покрытие не стало слишком жестким и хрупким.
Девушка с японским зонтом вагаса
Традиционные японские шляпы (каса или гаса) — один из наиболее ярких и экзотических элементов восточной культуры. Сегодня их можно увидеть в основном в различных перформансах, посвященных собственно Японии, фильмах, играх, комиксах. Но для народа, который создавал и носил эти уборы, в то время гораздо важнее было их практическое значение, а также способы, благодаря которым тот или иной вид шляпы мог определить принадлежность к классу или сословию.
Каса носили практически все слои японского населения — от крестьян и бродячих монахов и до крупных дайме и самого сегуна. Различных видов японских шляп насчитывается немалое количество, отличались они по форме, материалу, цвету, назначению. Объединяла их общая стилистика — достаточно крупный размер (вплоть до начала восемнадцатого века) и своеобразная простота форм. И хотя на первый взгляд все они похожи как две плетеных корзины одна на другую, но присмотревшись можно увидеть вполне четкие различия каждого вида гаса во всем их разнообразии.
- Амигаса — наиболее часто упоминающийся вид широкополых шляп, общее обозначение «плетеных каса». Сегодня представляет собой круг из рисовой соломы, незначительно изогнутый или полностью сложенный пополам, прикрывающий лицо и одеваемый в основном танцовщицами на праздниках.
- Фукаамигаса — шляпы бродячих монахов комусо. Эти каса больше походили на большие корзины и полностью скрывали голову носящего. Передняя часть была выполнена из более редких стеблей, что позволяло монаху спокойно взирать на мир, будучи полностью неузнаваемым.
- Сугегаса — наиболее простой вида каса, распространенный во всей азии. Это обыкновенная коническая шляпа из тростника, соломы или бумаги, встретить её можно даже сегодня не только в Японии, но и Китае, Корее, Камбодже и ещё много где, хотя называться везде она будет по-разному.
- Сандогаса — круглая шляпа для путешественников, с широкими загнутыми вниз полями и почти плоской вершиной. По форме напоминает сегмент сферы или срезанную верхушку яблока.
- Такухацугаса — вариация сандогасы, но с заостренной вершиной. Наиболее близкое подобие — срезанная верхушка уже не яблока, а лимона.
- Адзирогаса — более углубленный вариант такухацугасы с практически аналогичной формой.
- Дзингаса — общее название военных шляп. Дзингаса часто играли роль шлемов, а посему иногда выполнялась из материала более прочного, нежели солома или бамбук — кожа, металл, драгоценная проволока или шелк. Особую популярность дзингаса получили с эпохи Эдо у военных и полицейских офицерских чинов. На «лбу» почти всегда имели метки «мон» — своего клана или рода. У низшего слоя самураев дзингаса были черного цвета, у среднего — алого, у высокопоставленных дайме — золотого.
- Бадзе-гаса — шляпа (шлем?) из металла или кожи для конных поездок. Характеризуется небольшим размером, и плавным изгибом полей.
- Итимондзигаса — практически плоская широкополая шляпа.
- Топпай-гаса — конические или пирамидальные каса, использовавшиеся в стрелковых (мушкетных) подразделениях.
- Ронингаса — шляпа бродяг-самураев, прикрывавшая все лицо. По форме напоминало абажур старинных ламп, переднаяя «стенка» имела частые отверстия для возможности смотреть.
- Ториойгаса — плетеная шляпа из «блина», сложенного пополам.
- Ягюгаса — шляпа, изображенная на гербе семьи Ягю, круглой широкополой формы с выпуклой вершиной.
Дорожная шляпа (которую везде для простоты называют амигасой, хотя вы-то теперь уже знаете достаточно терминов) входит в список «обязательных предметов» ниндзя. Оно и понятно, рассмотреть лицо из-за такого внушительного «козырька» будет не каждому под силу. Также шляпа выполняла порой и функции оружия, если имела в полях армирование из острого железного обруча (стыдно сказать, амигасой кое-где обозвали даже стальную шляпу Кунга Лао из Мортал Комбат). Кроме того, широко известно применение конусообразной шляпы для переноски стрел, которые использовались в ней в качестве спиц.
Как называется эта шляпа?
Азиатская шляпа — в наиболее популярном из своих вариантов представляет собой коническую шляпу, однако известны также варианты, в которых вычленена тулья. Предназначена для защиты от солнца и дождя при полевых работах.
Возникла в Восточной и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Китай, Япония и Корея). Шляпы делают из пальмовых листьев, из текстиля (часто встречающийся материал — шёлк), имеется подбородочный ремень. Соломенные шляпы после погружения в воду носятся в качестве импровизированного устройства для охлаждения.
Из-за своей характерной формы, она часто используется в изображениях Восточной Азии. При проведении некоторых спортивных мероприятий среди зрителей было модным носить такие головные уборы, особенно раскрашенные в цвета команды или государственные.
В материковой части Китая и на Тайване шляпа называется доули (кит. трад. . пиньинь: d?u l?, буквально, шляпа на доу, 10 литров), также лимао кит. трад. . пиньинь: l?m?o и чжули кит. трад. . пиньинь: zh?l?).
В Японии она называется сугэгаса (яп. . шляпа из осоки) или амигаса (яп. . плетёная шляпа).
В Корее называется саткат (??), её в основном носят буддийские монахи[1].
Во Вьетнаме, называется нон. Конические разновидности шляпы — нонла (n?n l?) во Вьетнаме часто разрисовывают или расписывают вручную, в Хюэ на шляпах, называемых нонбайтхо (n?n b?i th?), пишут стихи и китайские иероглифы, которые становится видно на свету.
Азиатская шляпа
Азиатская шляпа
— в наиболее популярном из своих вариантов представляет собой коническую шляпу, однако известны также варианты, в которых вычленена тулья. Предназначена для защиты от солнца и дождя при полевых работах.
Возникла в Восточной и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Китай, Япония и Корея). Шляпы делают из пальмовых листьев, из текстиля (часто встречающийся материал — шёлк), имеется подбородочный ремень. Соломенные шляпы после погружения в воду носятся в качестве импровизированного устройства для охлаждения.
Из-за своей характерной формы, она часто используется в изображениях Восточной Азии. При проведении некоторых спортивных мероприятий среди зрителей было модным носить такие головные уборы, особенно раскрашенные в цвета команды или государственные.
В материковой части Китая и на Тайване шляпа называется доули
(кит. трад. 斗笠 , пиньинь:
dǒu lì
, буквально, шляпа на доу, 10 литров), также лимао кит. трад. 笠帽 , пиньинь:
lìmào
и чжули кит. трад. 竹笠 , пиньинь:
zhúlì
).
В Японии она называется сугэгаса (яп. 菅笠 ? , шляпа из осоки) или амигаса (яп. 編み笠 ? , плетёная шляпа) .
В Корее называется саткат
(삿갓), её в основном носят буддийские монахи [1] .
Во Вьетнаме, называется нон. Конические разновидности шляпы — нонла ( nón lá
) во Вьетнаме часто разрисовывают или расписывают вручную, в Хюэ на шляпах, называемых нонбайтхо ( nón bài thơ ) , пишут стихи и китайские иероглифы, которые становится видно на свету.