Государства Востока традиционное общество в эпоху раннего Нового времени


Экономическое развитие и социальная структура Японии во второй половине XVII — XVIII вв.

Токугавский режим сложился окончательно при третьем сёгуне Tокугава Иемицу (1623-1651), около середины XVII столетия. Несмотря на в основном реакционный. характер токугавских порядков, вплоть до конца XVII — начала XVIII в. в страде наблюдался некоторый подъем производительных сил. Это объяснялось тем, что после непрерывных междоусобных войн XVI столетия, катастрофически разорявших крестьянство, Япония вступила в полосу длительного внутреннего мира.

Наблюдалось некоторое усовершенствование техники сельского хозяйства, расширение посевных площадей, рост урожайности, вследствие чего значительно вырос национальный доход Японии (с 11 млн. коку риса в начале XVII столетия до 26 млн. коку в конце его) и увеличилась численность населения.

Развитие производительных сил нашло свое отражение в успехах ремесленного дела, значительном расширении внутренней торговли. Однако все это сопровождалось такими процессами, как развитие товарно-денежных отношений, рост дифференциации крестьянства и укрепление торгово-ростовщического капитала, а также связанной с ним деревенской верхушки. Это резко усиливало внутренние противоречия феодального хозяйства страны. Основная масса крестьянского населения под влиянием проникновения в деревню товарно-денежных отношений быстро разорялась. Высаживается до ста сортов риса, 12 сортов пшеницы, ячменя и проса. Также выращивается хлопок и табак.

Дворянство тратило огромные средства на увеселения. Это приводило к обогащению городской буржуазии и росту задолженности самураев и князей, все чаще обращавшихся за ссудами к купцам и ростовщикам. Одновременно усиливалась эксплуатация основной массы и без того обездоленного крестьянства, которое еще вдобавок расплачивалось за расточительность дворян.

И если в XVII и в начале XVIII вв. в Японии наблюдается некоторый рост производительных сил, то в последующий период обнаруживаются явные признаки упадка. Размер обрабатываемой земельной площади оставался неизменным. Доходность сельского хозяйства падала из-за снижения урожайности. Крестьянское население разорялось под бременем непосильной эксплуатации.

Прекращение прироста крестьянского населения стало второй отличительной особенностью этого времени. Согласно правительственным переписям в 1726 г. население Японии исчислялось в 29 млн. человек, в 1750 — 27 млн., в 1804 — 26 млн.

Причина уменьшения населения крылась в огромной смертности от голода и эпидемий. В 1730-1740 годы население в результате голода сократилось на 800 тысяч человек, а в 1780-е гoды — на 1 млн. В этих жесточайших условиях крестьяне широко практиковали детоубийство.

Конец 80 годов XVIII в. был отмечен грозной для феодального режима волной крестьянских восстаний и выступлений городской бедноты, занесенных в официальные хроники под названием «голодных бунтов».

Города Японии подразделялись на: города сегуна, города императора и вольные города. В конце 18 в. начинают возникать первые мануфактуры, сначала в солеваренной и винокуренной промышленности. В Киото создаются первые ткацкие мастерские. Вскоре появились текстильные мануфактуры — ткацкие и прядильные, затем красильные и гончарные. В большинстве этих мануфактур трудились наемные рабочие.

В социальной иерархии сегунатом была установлена система си-но-ко-сё, где си представлено самурайством, но — крестьянством, ко — ремесленниками и сё — торговцами. Торговцы объединялись в гильдии. На самом низу социальной лестницы находились баракумины («жители поселка») — люди, занимающиеся «нечистыми» профессиями: актеры, акушеры, разделочники кож. Их положение было наследственным.

Самураи делились на множество различных категорий: кугэ — императорская семья и ее ближайшие родственники. Все остальные феодальные кланы носили название «букэ» (военные дома). Владетельные князья (даймио), в свою очередь, делились на три категории: первая принадлежала к дому сёгуна и называлась синхан, вторая — фудай — включала в себя княжеские фамилии, издавна связанные с домом Токугава, зависимые от него в военном или экономическом отношении и поэтому являющиеся его главной опорой. Тодзама — состояла из владетельных князей не зависимых от дома Токугава и считавших себя равными ему феодальными фамилиями.

Влиятельные самураи именовались хатамото, а ронины — это бродячие самураи. Только самурай имел право носить два меча — длинный и короткий. Кодекс самурайской чести — бусидо запрещал самураям заниматься чем-либо иным, кроме военного дела. Самурай имел право на смерть — сепуко.

Микадо (император), живший в старой столице Киото, осуществлял только религиозно-церемониальные функции, а фактическая власть полностью была сосредоточена в руках сёгуна. Сегун жил в городе Эдо. При нем был совет Тайро (из 5 человек). Ставка сегуна — бакуфу выполняла роль правительства. У сегуна было право заложничества: все феодальные князья были обязаны через год бывать в Эдо, при дворе сегуна и жить там со свитой и семьей. При этом они должны были регулярно подносить сегуну подарки вместе с золотыми и серебряными монетами. После года пребывания даймио уезжали, но должны были оставить в Эдо в качестве заложников жену и детей. Таким образом, всякое неповиновение влекло репрессии в отношении семьи.

Окружение микадо составляла аристократическая знать кугэ, не имевшая земель, поэтому не обладавшая достаточной экономической и политической силой. Она получала жалованье рисом не от микадо, а от сёгуна и, следовательно, полностью зависела от него. Таким образом, структурное своеобразие феодального военно-административного и идеологического механизма Японии было представлено двоевластием: сёгун обладал реальной властью, император — «живой бог» — царствовал, но не управлял, почитание его было связано с религиозным культом — синтоизмом.

Основой административно-хозяйственного устройства общества были феодальные княжества. Владетельные князья, в подавляющем большинстве находившиеся в зависимости от дома Токугава, делились на категории согласно доходам — по количеству собранного в их владениях риса (рис был основным мерилом ценностей). Минимальным по размеру феодальным княжеством считалось то, которое приносило доход в десять тысяч коку риса в год.

Земли в Японии были как государственные (владения сёгуна), так и частные (владения князей, храмов и монастырей). Крестьяне вели самостоятельное хозяйство на правах наследственного держания. Характерной чертой феодальных производственных отношений Японии было отсутствие открытых форм крепостничества. Феодал не мог продать или купить крестьянина, хотя и существовала личная зависимость — прикрепление к определенному феодальными властями участку земли.

Основной формой землепользования была аренда. Господствующую форму повинностей получила натуральная рента — оброк, но иногда феодал взимал ее деньгами. Отработочная рента (барщина) не получила в Японии широкого распространения, так как по большей части феодал не вел своего хозяйства.

Особенности феодального развития Японии в VII–XVIII веках

Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1003

Экономическое развитие США во второй половине XX – начале XXI века | Следующая страница ==> Преобразования Мэйдзи и их роль в японской экономике

Становление феодальной экономики. Археологические данные свидетельствуют о том, что Японские острова стали заселяться в VIII–VII тысячелетиях до н. э. Но особенно активная миграция на эти земли началась в IV–III тысячелетиях до н. э.: тогда на острова переселились племена восточных монголоидов, а также различные алтайские и малайские племена, из которых впоследствии сформировалась японская нация. До V–IV веков до н. э. на островах существовала неолитическая культура дзёмон (керамическая культура).

Население занималось охотой, рыболовством, собирательством. В родоплеменных отношениях господствовал матриархат, постепенно уступавший место патриархату.

В V–IV веках до н. э. начался исторический период культуры яёи,

ознаменовавший переход к бронзовой и железной стадии производства. Появилось поливное земледелие, животноводство, в хозяйствах стали использовать металлические орудия. В этот период на Японию оказывали хозяйственное и культурное влияние мощные миграционные потоки из Южного Китая, Индокитая, Маньчжурии, Кореи и других азиатских регионов.

В III–V веках н. э. на территории современной Японии начался процесс разложения родоплеменных отношений и формирования сельской общины, внутри которой периодически производился передел земельных участков между большими семьями. У племенных вождей имелись так называемые царские поля, обрабатывавшиеся обедневшими членами общины и рабами. Племенные вожди требовали от общины расширения своих властных полномочий. Они окружали себя не только чиновниками, но и собственной дружиной, состоявшей из профессиональных воинов, поскольку постоянно сталкивались с необходимостью защиты своих земель и завоевания новых. Во второй половине III века был создан племенной союз Ямато, к середине IV века объединивший почти всю страну, кроме северо‑восточных территорий. На основе этого союза стало складываться японское государство, главой которого был провозглашен император.

В V веке на Японские острова проникла китайская иероглифическая письменность, в VI веке получил распространение
буддизм.
В это же время представители древнего и могущественного племени (семейства) Сога получили высшие должности при дворе императора и стали проводить политику, направленную на поддержку зарождающегося феодализма. Большое распространение получил натуральный оброк, который свободные общинники должны были выплачивать в пользу государства и разбогатевших землевладельцев. Общинники также должны были участвовать в строительных и ирригационных работах.

В начале VII века заметно усилился процесс укрепления централизованной власти. В результате сложных интриг придворные круги во главе с принцем Наканоэ свергли власть семейства Сога, и главой государства стал император Тайка. С его именем связаны реформы Тайка (645–654 гг.), ознаменовавшие переход к феодальным порядкам и формирование раннефеодального централизованного японского государства. Окончательное завершение реформ произошло в 701 году, когда был оформлен кодекс Тайхорё, по которому все общинные земли были конфискованы в пользу государства, а крестьяне становились лишь держателями государственных наделов. Эти наделы через каждые 6 лет перераспределялись между семьями в пределах общины. Земельный надел на мужскую душу был на треть больше, чем на женскую, а на долю раба приходилась треть надела свободного крестьянина. Крупные земельные наделы выделялись за особые заслуги чиновникам, военным, родственникам и фаворитам императора. Большие земельные угодья находились в собственности императорского дома и монастырей.

Государство охотно поощряло захват и освоение новых земель крестьянами, за которыми в таких случаях специальным указом закреплялось право на частное владение. Эти же крестьяне на определенный срок освобождались от налогов. Налоги в пользу государства в основном уплачивались в натуральной форме: рисом, шелком и др. Крестьяне также должны были трудиться до 100 дней в году на государственных работах. От 50 дворов следовало выставлять одного рекрута в армию. Одной из форм закабаления крестьян служили рисовые ссуды, выдававшиеся в случае неурожая или стихийных бедствий из специальных государственных амбаров. За полученный рис приходилось выплачивать 30–50 %, а то и 100 % общего объема кредита, и многим крестьянам было не под силу расплатиться по ссудам.

Следует отметить, что в средневековой Японии рабство

не стало преобладающей формой хозяйствования, хотя в VIII веке рабы составляли здесь до 10–15 % населения. Они принадлежали в основном государству и монастырям и выполняли тяжелые работы на строительстве огромных императорских дворцов, буддистских храмов, при прокладывании дорог и др. К концу VIII века рабский труд почти исчез. Оставался он лишь в домашнем хозяйстве, где рабы использовались в качестве слуг по дому или на подсобных работах.

В VIII веке стала зарождаться новая форма хозяйствования – частновладельческое поместье, или сёэн. Этому способствовало повсеместное возделывание риса, которое требовало долговременных трудозатрат и полностью исключало периодические переделы земельных угодий в рамках общины. Земельные участки, или «именные поля»,

закреплялись за отдельными лицами в частную собственность. К середине X века сёэн стало преобладающим субъектом хозяйства в земледелии. «Именные поля» превратились в наследственные владения, насчитывавшие от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров.

Владельцы таких поместий постепенно стали претендовать на значительную независимость от государства. Прекращая платить налоги в казну, они объявляли о неподчинении государственным законам и о своем иммунитете, т. е. о том, что представителям государственной власти запрещается появляться в их владениях. Поместья сёэн приобретали определенную привлекательность в глазах крестьян, и это приводило к их массовому самовольному уходу с государственных земель под покровительство помещиков, которые, в свою очередь, давали им земельные участки. Взамен крестьяне прекращали платить государственные подати и переходили на оброчную систему в пользу помещиков, что превращало их в феодально зависимых людей.

Владельцы сёэн, стремясь к экономической независимости, создавали свои военные дружины для охраны поместий и пресечения попыток зависимых крестьян перейти в другие хозяйства. Постепенно дружинники превратились в особое замкнутое сословие воинов – самураев (буси) – со своим кодексом чести, нормами поведения, основанными на принципе верности своему господину. Усиление экономической независимости сёэн приводило к феодальной раздробленности и, как результат, к бесконечным жестоким междоусобным войнам, еще более ослаблявшим централизованную власть в стране.

Социально‑экономическая политика в период сёгунатов. Самыми крупными и влиятельными феодалами считались князья (даймё), которые особо почитали свое древнее происхождение. Многие из них понимали, что раздробленность страны не способствует ее процветанию, поэтому время от времени возникали попытки к объединению Японии. В конце XII века этот процесс возглавили представители старинного дома Минамото. В 1192 году один из членов этой семьи – Иоритомо Минамото, победив в борьбе князя Тайра, провозгласил себя военным диктатором сёгуном, а власть в стране приобрела форму сёгуната. Представители первого сёгуната (династии Минамото) правили до 1333 года, передавая власть по наследству. При этом император Японии сохранял лишь номинальные полномочия.

В период правления династии Минамото проводилась целенаправленная политика ослабления экономической мощи крупных феодалов, у многих из которых были конфискованы поместья. Государство раздавало эти земли самураям – сторонникам сёгуна, получавшим при этом статус военных дворян. Самураи получали земли не в полную собственность, а в форме лена, т. е. в условное владение на время службы. Тем самым самураи превращались в опору сёгуната. Но поскольку самураям приходилось нести большие расходы на военные доспехи, оружие, то многие из них закладывали и даже продавали свои земельные наделы. Власть же ограничивала эти операции, а в 1297 году и вовсе запретила самураям продажу их угодий.

Япония в силу своего географического положения не испытала в средние века серьезных внешних вторжений. В частности, ей удалось избежать монгольского порабощения. В 1268 и 1271 годах из Монголии в Японию были направлены послы с требованием покориться монголам, но эта миссия окончилась для них неудачей. В 1274 году мощный флот, на котором находилось около 30 тыс. воинов, подошел вплотную к острову Кюсю, но разыгравшийся шторм и гибель главнокомандующего способствовали поражению монголов. В 1281 году была предпринята еще одна попытка захватить Японские острова: на этот раз нападение осуществляли объединенные войска Кореи (40 тыс. человек) и Южного Китая (100 тыс. человек), но и эта попытка успехом не увенчалась.

В начале XIV века в Японии вновь с особой силой вспыхнула междоусобная смута, справиться с которой династия Минамото не смогла, и в 1333 году власть первого сёгуната закончилась. В течение нескольких лет продолжалась борьба между различными группировками феодалов, которая привела в 1338 году к провозглашению второго сёгуната под руководством князей из дома Асикага, правивших до 1573 года.

Известно, что еще в XII веке в Японии сложилась сословная система, именуемая си‑но‑ко‑сё и определявшая общественное и экономическое положение различных групп населения. Самую высшую ступень в этой иерархии занимали светские феодалы (символ «си»),

которые обладали земельной собственностью и имели исключительное право занимать высшие государственные и военные посты. Выходцами из их числа были придворные поэты, художники, ученые, врачи и пр. В это сословие входили и военные дворяне –
самураи (буси).
Вторым по значимости сословием считалось крестьянство (символ «но»),

которое составляло более 80 % общей численности населения. Формально крестьяне были лично свободными людьми, их нельзя было покупать или продавать. В то же время они не могли свободно менять местожительство и род занятий. Крестьяне обрабатывали земельные угодья, принадлежавшие феодалам, императорской семье или монастырям, на правах «вечной аренды». В структуре феодальной ренты господствовал натуральный оброк, достигавший 40–60 % урожая риса.

Третье сословие составляли городские ремесленники (символ «ко»),

которое сформировалось в XIII–XIV веках, когда ремесло окончательно отделилось от земледелия. Среди горожан имелось и четвертое сословие – торговцы
(символ «сё»).
Ремесленники и торговцы объединялись в цеховые гильдии (корпорации), как правило, состоявшие из 10–50 человек. Все горожане считались более низким сословием, нежели крестьяне, хотя по имущественному положению они были гораздо богаче. Зачастую богатые торговцы могли получить статус самураев.

К концу XIV века в социально‑экономической структуре страны произошли большие изменения. Ведущим сословием вновь стали владельцы крупных феодальных княжеств (даймё), которые лишь формально признавали власть сёгуна, а реально обладали почти неограниченными правами в пределах своих имений. Даймё целенаправленно стремились ликвидировать небольшие поместья военных дворян‑самураев. Самураи были вынуждены переселяться в города или возвращаться на службу к князьям и селиться в их замках. За службу они уже получали не лены, а всего лишь рисовые пайки. Кое‑где самураи превращались в крестьян и должны были обрабатывать княжеские земли.

В XIV–XV веках произошли заметные изменения в сельскохозяйственном производстве. Благодаря улучшению агрикультуры крестьяне стали собирать на своих полях по два урожая в год: сначала выращивали рис, а потом, после его уборки, высевали ячмень или пшеницу, которые успевали созреть к осени. На засушливых полях создавались системы орошения. На различных видах работ стали использоваться быки и лошади. В XV веке началось культивирование хлопка и сахарного тростника.

Экономика городов находилась в прямой зависимости от развития сельского хозяйства. Распространение культуры хлопчатника привело к становлению производства хлопчатобумажных тканей (наряду с традиционным производством шелковых тканей). Государство оказывало различную помощь ремесленникам в виде налоговых льгот и пр. В свою очередь, многие князья‑даймё стали поощрять создание в своих имениях ремесленных предприятий. Особенно эта тенденция усилилась в XVI веке, когда появилось сословие «новых даймё», которые вкладывали средства не только в сельское хозяйство, но и в ремесленное производство, развитие дорог, строительство торговых складов и магазинов. Все это во многом напоминало процессы, происходившие в Западной Европе, в частности в Англии, где в это же время формировалось «новое дворянство».

В XV–XVI веках Япония стала активно выходить на внешний рынок. Сначала это были торговые связи с Китаем и Кореей. В 1542–1543 гг. японских берегов достигли португальцы, а в 1584 году – испанцы, проявлявшие большой интерес к взаимной торговле. Вместе с европейскими купцами в Японию проникло христианство. В этот же период европейцы привезли в Японию огнестрельное оружие, которого японцы до той поры не знали.

Интересно отметить, что в японском языке есть слово «рангаку»,

переводимое дословно как
«голландская наука».
Дело в том, что именно голландские купцы, получившие раньше других монопольное право обосноваться в городе Нагасаки, оказали наибольшее влияние на проникновение европейской культуры в Японию.

Но политическая раздробленность страны затрудняла развитие японской экономики. Каждое княжество имело свою систему местных налогов и таможенных пошлин, в стране все еще преобладал товарный обмен, при котором вместо денег употребляли рис.

Процесс политического объединения активизировался во второй половине XVI века. Его возглавил полководец Ода Набунага (1534–1582 гг.), первый из трех объединителей Японии. В 1573 году он сверг последнего сёгуна из династии Асикага и начал решительно осуществлять реформы. Прежде всего Ода Набунага объединил 30 японских провинций из 66. Затем он попытался ликвидировать внутренние таможенные заставы и упорядочить налоговую систему. В стране началось строительство общегосударственных дорог, мостов. Были введены в обращение золотые и серебряные монеты вместо риса.

Активная деятельность Ода Набунага вызывала неприязнь у его противников, выступавших за сохранение старых порядков. В 1582 году он был убит. Дело Ода Набунага продолжил его сподвижник Тоётоми Хвдэёси( 1536–1598 гг.), второй объединитель Японии. В 1589–1596 гг. была проведена земельная реформа, в ходе которой все земельные участки были занесены в кадастр. Это позволило зафиксировать степень плодородия земель и в соответствии с этим уточнить величину налогов. В деревнях создавалась система «пятидворок»,

где всех крестьян связывала круговая порука. В 1591 году был издан указ, строго запрещавший крестьянам самовольно покидать свои наделы и уходить в другие поселения.

На рубеже XVI–XVII веков борьба за власть усилилась, и в 1603 году страну возглавил третий объединитель Японии Иэясу Токугава (1542–1616), провозгласивший себя сёгуном. С этого времени начался новый период в истории Японии – третий сёгунат Токугава, представители которого правили до 1867 года.

Однако объединение страны было весьма относительным. По‑прежнему основой административно‑политической структуры Японии оставались княжества, составлявшие опору для диктатуры сёгуна. Верными защитниками сёгуна являлись самураи, получавшие за службу рисовый паек (позже их стали переводить на денежное жалованье).

Токугава повел решительную борьбу с европейским присутствием в стране. В 1614 году было запрещено христианство, затем преемники Токугавы стали высылать из страны иностранцев. В 1623–1624 гг. Японию покинули англичане и испанцы, а к 1639 году из нее выслали всех португальцев. Из европейцев только представители Голландии еще могли вести кое‑какие торговые операции, но и их количество постоянно сокращалось. Новые законы (1635 г.) запрещали японцам покидать страну, а также строить корабли водоизмещением свыше 80 т. К берегам Японии могли приплывать только небольшие лодки‑джонки из Китая.

К XVIII веку Япония усилила внешнеторговые ограничения и взяла курс на международную самоизоляцию. Относительно открытыми оставались лишь некоторые города на западном побережье острова Кюсю. Так, дважды в год в порт Нагасаки разрешалось заходить голландским судам. Фактически это была форма государственного контроля над внешней торговлей. Попытки некоторых крупных стран «открыть» Японию для сбыта своих товаров оставались безуспешными.

В период третьего сёгуната ужесточилась сословная система си‑но‑ко‑сё, в соответствии с которой поведение людей было предельно регламентировано. Особенно много ограничений существовало для крестьян: им запрещалось употреблять рис и рисовую водку, курить табак, надевать шелковую одежду, проводить пышные празднества, ходить в гости и т. д. За их поведением следили специальные чиновники.

Для крестьян был установлен строгий распорядок дня. Например, с утра они все вместе должны были косить траву, потом работать на рисовых полях, вечером плести циновки, мешки. Кроме того, они платили большой оброк. И хотя существовал принцип «четыре части – князю, шесть – народу»

(т. е. размер оброка был определен в 40 % от урожая), реальная величина податей в пользу феодалов доходила до 70 % валового урожая.

Но особый произвол по отношению к крестьянам творили сборщики налогов, которые постоянно изыскивали новые объекты обложения. Помимо земельных участков налогами облагались окна и двери домов, шелковые и хлопчатобумажные ткани, рисовая водка, посевы бобов и конопли, ореховые и плодовые деревья и многое другое.

Крестьяне должны были также нести почтовую службу и поставлять лошадей для государственных транспортных перевозок (гужевая повинность). Они по‑прежнему были обязаны определенное количество дней в году работать на строительстве императорских дворцов, храмов, мостов, дорог, оросительных систем. Среди японских крестьян было много совсем бедных, «пьющих воду»

людей, не имевших достаточных средств для пропитания. Многие из них пытались заложить или продать свои участки купцам и ростовщикам под высокие проценты, но в 1742 году появился указ, запрещавший проводить такие операции.

Крестьяне бросали землю, уходили в города, но и там не было особых шансов вырваться из нищеты. Японию сотрясали крестьянские бунты. Во время третьего сёгуната в стране произошло 1163 восстания и «рисовых бунта», которые подрывали устои феодализма.

Одновременно шел процесс обнищания и деклассирования самураев, которым князья постоянно уменьшали рисовые пайки, и они попадали в долговую зависимость от ростовщиков. Чтобы выплатить долги, самураи закладывали собственное оружие, земельные участки и даже продавали свое звание. «Дворян меча» обязывали переходить на положение мелких земельных арендаторов‑ронинов, заниматься ремеслом или торговлей. Но самураи отказывались от подобных занятий, считая это унижением своей чести, уходили в леса, где создавали вооруженные группы, промышлявшие разбоем.

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 31 | | | | | | | | |

Культура японии в новое время (16-18 века)

В жизни японцев особую роль всегда играло искусство. Стремление чувствовать гармонию с окружающим миром, умение видеть красоту вокруг себя, даже в обычных вещах — естественные черты японского характера.

В XVI-XVIII вв. достигла расцвета ансамблевая архитектура, в которой в общее целое соединен замок и расположенный вокруг него сад. Замки с многоярусными изогнутыми крышами напоминали парящих в небе птиц.

В садах художники столь искусно размещали деревья, кусты, камни и ручьи, что их созерцание создавало чувство покоя и отстраненности от повседневной суеты.

Японские художники украшали настенной росписью дворцы правителей и знати, тушью наносили рисунки на шелковые и бумажные свитки, на изысканные веера. Высоко ценились также картины-ширмы, служившие декоративными перегородками между комнатами.

Популярным видом живописи была гравюра — печатный оттиск рисунка, нанесенного на деревянную доску или металлическую пластину. На них изображали актеров в театральных образах, японских красавиц и сцены из повседневной жизни.

С XVII в. в обиход японцев широко вошли нецке — маленькие фигурки из дерева, камня, слоновой кости, фарфора. Их появление связано с тем, что в национальном японском костюме — кимоно — нет карманов.

Поэтому все необходимые мелкие предметы (ключи, кошелек, коробочку с лекарствами, трубку) прикрепляли к поясу с помощью брелока нецке. С XVIII в. нецке начали изготовлять известные мастера, и с тех пор они превратились в произведения декоративного искусства.

Нецке делали в виде богов, добрых духов, животных; их считали талисманами, приносящими удачу.

Японцы верили, что поэзию придумали боги, потому она важнее прозы — изобретения человека. Поэты сочиняли короткие стихи без рифмы, но каждое слово в них имело глубокий смысл.

Популярностью пользовался японский театр, где актерами были только мужчины.

С XVI в. особое развитие получило искусство размещения цветов в вазах — икебана («жизнь цветов»). Знаменитые мастера создавали разные виды икебаны, всегда вкладывая в них определенное содержание.

Каждое растение воплощало в себе конкретное пожелание: сосна и роза — долголетия, пион и бамбук — процветания и мира, хризантема и орхидея — радости. Обычаем стало обязательное обучение девушек искусству составления букетов.

Отдельное место в японской культуре занимает церемония чаепития. С XVI в. она превращается в настоящее искусство.

Здесь все имело значение: расположение чайного павильона и сад вокруг него, выбор икебаны и посуды, предметы обстановки и каждый жест хозяина.

Японская культура XVI-XVIII вв. вся пронизана стремлением найти гармонию в отношениях между человеком и природой. Она исполнена стремления разглядеть красоту как в большом, так и в малом.

New Heaven // Новое Небо — Simon Khorolskiy & Friends (Original Song)

Также можно почитать…

  • Наступление японии на китай. освобождение филиппин
  • Самоизоляция японии (сакоку)
  • Культура и наука древней греции эпохи эллинизма
  • Расцвет культуры при дворе карла великого
  • Христианство и культура в средние века
  • Культура и духовная жизнь трипольцев
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]