Нагината — японский меч с большой историей

Нагината – это холодное оружие родом из Страны восходящего солнца. Его отличительной особенностью является солидная длина древка и лезвия. Некоторые из сохранившихся до наших дней предметов оружия имели полутораметровое древко и лезвие длиной порядка 60 сантиметров. По сути, речь идет о симбиозе копья и меча.

Как и многие другие появившиеся в Японии вещи, на протяжении долгого времени нагината не была известна за пределами островов. Впрочем, у нее был аналог в Европе – глефа. Это еще раз доказывает, что восточная и западная цивилизации развивались параллельно.

Применение в бою

Главным действующим фактором у боевых кистеней является скорость, с которой наносился удар, поэтому используемая в боях техника удара подразумевала кистевой удар с коротким размахом или вовсе без такового.
Сам удар должен был поражать голову или тело противника, возможен был даже удар по его незащищённой спине (благодаря наличию довольно длинной цепи). Связано это было с тем, что кистень – оружие первого удара, обороняться им было практически невозможно.

Даже при наличии металлической рукояти кистеня отразить удар (не важно какого оружия) было практически невозможно, из-за непредсказуемого поведения этой рукояти и груза. Это в фильмах красиво показывают, что кистенем или просто цепью можно отобрать меч или пику у противника

На практике все не так однозначно. Можно при этом получить ранение от собственного кистеня

Это в фильмах красиво показывают, что кистенем или просто цепью можно отобрать меч или пику у противника. На практике все не так однозначно. Можно при этом получить ранение от собственного кистеня.

Легкие кавалеристы с успехом применяли кистень в качестве дополнительного оружия и на землях Древней Руси. Связано это с различием истории Европы и восточной части Древней Руси, до которой эпоха рыцарства не дошла.

В Европе же в Средние века на поле боя тяжеловооруженные рыцари, которые полагались на силу удара, а не на его скорость применяли кистень крайне редко. Тяжелая амуниция не позволяла наносить быстрый кистевой удар, да и само оружие считалось оружием простолюдинов.

Применение рыцарями этого оружия зафиксировано только в случаях, когда в бою он лишался своего более привычного оружия – меча, копья, боевого топора, причем это относится к моргенштерну, а не к кистеню.

С другой стороны, имея саблю и отработанную в боях технику кистеня, легковооруженный ратник пробивал оборону тяжеловооруженного щитоносца. Дешевизна изготовления позволяла с легкостью и в короткое время вооружить армию восставших крестьян или поднятых по призыву ополченцев, ибо их оружие было нестроевым.

Следует вспомнить, что представлял собой гуситский лагерь – это были размещенные по кругу боевые возы, за которым укрывалось войско.

При попытке противника ворваться внутрь лагеря уж на один удар время было у каждого из обороняющихся. Удавалось чешским крестьянам с этим оружием (к тому моменту ставшим похожим на моргенштерн), и успешно переходить в атаку, при первом ударе буквально выкашивая ряд солдат противника.

С развитием технологий холодное оружие все больше вытеснялось огнестрельным. Не обошла эта тенденция и кистени, хотя их последнее применение в бою зафиксировано во время Первой мировой войны. Но это была уже импровизация отдельных солдат, а не общепринятая армейская практика.

Нагинатадзюцу

В наши дни нагината является частью спортивного стиля нагинатадзюцу. Это боевое единоборство, чем то похоже на кендо (техника владения катаной). Тренировочные нагинаты варьируются между 210 и 225 сантиметрами. Защитная экипировка почти идентична той что используют для кендо, с небольшими отличиями — перчатки имеют указательный палец, что отличает их от рукавиц для кендо, так же в нагинатадзюцу используют защиту для ног, так как часть приемов направлена именно на поражение нижней части тела, в отличие от кендо, которое сконцентрировано на удары по голове и торсу противника. Нагинатадзюцу является достаточно непопулярным видом единоборств, поэтому редко где вне Японии можно встретить целые федерации или крупные объединения практикующих тренеров. Зачастую тем кто хочет постичь это японское искусство приходится искать информацию самому и практиковаться вместе с кендоистами. В Японии часто проходят спарринги спортсменов занимающихся кендо и нагинатодзюцу.

Нагината сегодня

Сейчас нагината является одним из символов Японии. Да, она не так известна, как катана, но тоже регулярно фигурирует в современной культуре (кино, аниме и т.д.). Подобные предметы оружия очень легко отыскать и в музеях, причем некоторые из экспонатов могут похвастаться славной историей, насчитывающей не одно столетие.

На родине оружия все еще можно научиться с ним обращаться. Помимо специализированных школ, тематические курсы есть и в некоторых общеобразовательных учебных заведениях. Искусство владения нагинатой осваивают не только мальчики, но и девочки.

Существует и Международная федерация нагината с филиалами в России, США и ряде других стран. Теперь это еще одно боевое искусство с двумя разновидностями: поединок и демонстрация техники владения оружием. Если у вас когда-нибудь будет возможность посетить подобные соревнования, обязательно сделайте это.

Art of War — выставка японских доспехов и оружия

Art of War. Выставка самурайских доспехов и оружия.

Проходит в Музее Востока. Идёт с 21 октября аж по 13 января, но желающих посмотреть меньше пока не становится. Так что приготовьтесь постоять в очереди полчаса. Билет — 200 рублей, позволяет сходить и на основную экспозицию музея, весьма интересную. Фото — сто рублей, причём проверять разрешение будут мелочно и дотошно в каждом зале. А вдруг вы не заплатили?!

И ещё. Я сам так чуть не попал, и пока я стоял в холле, ещё несколько человек порывалось сделать ошибку с билетами. Рассказываю поэтому про билетный квест. Он проходится так. На первом этаже у свирепой тёти покупаете билеты на право фотографировать (только на него!). Другие вопросы запрещены — вам ответят нелюбезно. Потому что внизу продают билеты только на основную экспозицию. Потом поднимаетесь на второй этаж, и там уже покупаете билеты на выставку. Эти же билеты вы потом предъявите внизу, если захотите посетить основную экспозицию, что рекомендую. Скидок не дают журналистам, зато дают членам художественных объединений.

самурай без меча

подобен самураю с мечом —

только без меча

Японский меч — явление уникальное. Разумеется, было множество великих мастеров-кузнецов во всех уголках земного шара во все времена. И творили они оружие, превосходящее все мыслимые и немыслимые пределы. Но это всегда были единичные случаи, исключительные и редкие. Только в Японии сумели сделать изготовление исключительно качественных мечей устойчивой и массовой традицией со своими школами и умениями, передающимися по наследству. Японский меч — сплав трёх металлургических культур: китайской, корейской и варварской, «северной». Фактически, если ещё в III-V веках в Японию массово завозились китайские и корейские клинки, то уже в VIII веке отдельные замечательные японские мечи вывозят на континент.

Вопреки распространённому стереотипу, основным оружием воина в древней Японии был вовсе не меч, а копьё и лук. Но с XIV в конницу постепенно стала сменять пехота, и вместе с ней постепенно становился популярным меч. И только в XVII в., в эпоху правления клана Токугава, меч занял лидирующую позицию.

Технически, в Японии в термин «нихон-то» («японский меч») входят все разновидности оружия, имующие стальной клинок — мечи, всякие ножи, копья, рогатины, нагинаты (не путать с алебардами!). Однако «то» означает не всякий меч, а изогнутый, с односторонней заточкой, выполненный по специфической японской технологии. Прямой же клинок именуется «кен». Однако японцы под словом меч в основном имеют в виду именно его, меч. Для остальных видов оружия, они используют свои имена: со, яри, нагината, танто и т. п.

Одновременно с развитием мечей, мастера соревновались друг с другом и в создании прочных и защищённых доспехов. Многослойная сталь, пластыны, крепящиеся так, чтобы одновременно защищать и не сковывать движения, завершённость и красота — всё это самурайские доспехи.

Однако по настоящему искусство фехтования в Японии развилось, когда доспехам не было места. По настоящему, в современном понимании, кен-дзюцу сформировалось в период Эдо (1603-1867). Конечно и до этого были и свои тонкости и стили, но в первую очередь ценилась сила удара и умение удар держать. Ошибки же в защите в какой-то степени компенсировали тяжёлые доспехи. Но в период Эдо войн было мало. А самураев много. Они слонялись по городам и сёлам в гражданской одежде, без доспехов, и искали применение своим навыкам. А умели они в основном только одно — убивать. Дуэли, стычки были в то время обычным делом. Но без доспехов даже небольшой скользящий удар по запястью мог запросто вывести руку из строя. Поэтому и пришлось вырабатывать новые техники боя, не позволяющие противнику даже прикоснуться клинком к телу, и в то же время старающиеся поразить многочисленные уязвимые места незащищённого врага. В этот же период был формализован «кодекс чести самурая» Бусидо. По сути, одной из задач Бусидо было сдержать дуэльную вакханалию. На это направлены многие положения Бусидо, призывающие к смирению и вежливости.

История Японии — во многом история её самурайского сословия. А душа самурая — меч. Поэтому понять Японию без понимания сути её клинков, невозможно.

Кистень

Контактно-раздробляющее приспособление широко ценилось в конных сватках, при доминирующих силах противника. Кистень – палица, на которой присутствует цепь с шаром. Сила удара была так велика, что самые прочные доспехи сминались и противник вылетал из седла. Оружие предназначалось не только для убийства, но и дезориентации противника.

История происхождения

Первые булавы появились еще во времена Руси. Боевое средство обладало высокой ударной мощью, но отсутствие мобильности и подвижности понижало общую эффективность. Этот недочет был подмечен европейскими оружейниками и в конце 10 века на свет появился первый кистень.

Оружие быстро приобрело актуальность. Пешие солдаты выбивали конных всадников, при этом находясь вне зоны поражения мечей. Гири на цепи стали использоваться Английскими рыцарями, Германскими и Италийскими всадниками. Тяжеловооруженную конную пехоту ставили в первые ряды, для внесения в ряды противника разлада и беспорядка.

Окончательная модернизация состоялась лишь в 14 веке. На гире появились длинные шипы, цепь и палица стали длиннее. Но солдат, умеющих совладать с оружием стало меньше, из-за увеличившегося веса. Начались подготовки воинов, владевших исключительно цепной гирей и приемами позволяющими использовать ее максимально эффективно.

Описание

Конструкция кистеня подразумевает мобильность, подвижность и высокую ударную мощь. Первоначальный вид оружия – палица с удобной рукоятью (50 сантиметров) называемая кистенищем. На другом конце располагается шар (гиря), разного размера и формы. Крепежным элементом выступает крепкая железная цепь, длиною в полметра.

Во время активных боевых действий кистень значительно видоизменился. Кистенище было удлинено до 70 сантиметров, шар стал крупнее, снарядился шипами. Железная цепь была утолщена, но ее длина осталась прежней.

Удлинение крепежной конструкции снижало мобильность, так как воину требовалось больше усилий, чтобы метнуть кистень во врага.

Разновидности

В боевой обстановке единственным верным решением выступает адаптация к происходящим событиям. Неверно подобранное оружие стоило воину жизни. Кистень был эффективен лишь в ближнем бою, против копья или двуручного меча он был бесполезен. Чтобы компенсировать недостатки оружия, было изобретено несколько видов, предназначающихся для ведения боя против пехоты или конницы:

  • Стандартный тип. Обладает первоначальным видом. Эффективен против конной пехоты и ближнего боя. На шаре отсутствовали шипы, общий диаметр гири составлял 15-20 сантиметров. Нанести смертельный ущерб противнику было невозможно;
  • Следующий тип – контактно-дробящее оружие. Не отличался от стандартного кистеня по конструкции, но гиря значительно видоизменилась. Появились шипы, ударную конструкцию стали делать ромбической или квадратной формы. Легко пробивала слабые латы;
  • Моргенштерн – законченный вид этого оружия. Длина рукояти – 60 сантиметров. Моргенштерн был оснащен специальным ремешком, для удобного расположения на кисти. На гире появились длинные шипы или мелкие выступы. Появилась возможность нанести смертельное ранение противнику.

Кистень эффективен против пехоты или всадников облаченных в легкие латы. Прочные доспехи не мог пробить даже моргенштерн. Современные интерпретации этого оружия предназначаются лишь для оглушения и дезориентации противника.

История оружия

Как уже было сказано выше, первое упоминание о нагинатах относится к началу VIII столетия, его можно найти в знаменитой хронике Кодзики – монументальном памятнике древнеяпонской литературы. В ней упоминались сохэи – легендарные священники-воины, – которые использовали нагинаты. Вероятно, что это оружие пришло в Японию из Китая (там существует очень похожий аналог под названием дадао), а затем была значительно доработана в соответствии с японскими воинскими, ремесленными и культурными традициями.

Нагинату можно увидеть на исторических рисунках, изображавших сражения периода Тэнге (X век). В «Летописи Трех Лет в Ошу» (XI век) дается подробное описание использования этого оружия в бою. Из повествования становится понятно, насколько высоко воины того периода оценивали боевые качества нагинаты. В XII веке, во время так называемой Войны Гэмпэй нагината получила широкое распространение в качестве эффективного средства против вражеской кавалерии. Активное использование этого оружия привело даже к изменениям в традиционном японском доспехе: чтобы уберечь ноги воинов от ударов нагинаты, была введена специальная защита голени.

Если судить по древним литературным источникам, то настоящими виртуозами владения нагинатой были монахи сохэи. До нас дошли красочные описания поединков с использованием нагинат во время ожесточенных войн между кланами самураев Минамото и Тайра.

В XIV-XV вв. нагината стала несколько короче и получила ту форму, которую мы знаем сегодня. В это же время тактика кардинально изменилась тактика боевых действий, на поле боя на смену разрозненным группам воинов пришел сомкнутый строй копейщиков. Против длинных копий нагината была малоэффективна. В XVII столетии с появлением огнестрельного оружия боевое значение нагинаты стало еще меньше.

Однако чем менее нагината становилась полезной для мужчин, тем больше внимания на это оружие обращали японские женщины. Когда именно самурайские дамы «положили на нее глаз», сказать трудно. В средневековой Японии женщины-воительницы не были таким уж исключительным явлением, в летописях полно описаний их подвигов. Однако в ранние периоды для своих боевых свершений они чаще использовали лук или короткий меч. Бытовало мнение, что нагината прекрасно подходит для представительниц прекрасной половины человечества, так как ее длина позволяет удерживать противника на значительном расстоянии и таким образом нивелирует преимущества мужчины в росте, силе и весе. Естественно, что не все средневековые японки могли позволить себе заниматься нагинатадзюцу, обычно это была привилегия аристократок.

Женщины из знати, которые в те неспокойные времена проживали в опасных приграничных районах, не были изнеженными или слабыми. В случае необходимости они сражались бок о бок со своими мужьями или братьями. В то время их положение в обществе было весьма высоко, они нередко становились управляющими своих владений, что вынуждало обучать девочек хотя бы минимуму воинских умений. Вероятно, что некоторые японские дамы этим самым минимумом не ограничивались.

Нагината очень быстро превратилась в символ статуса женщин из класса самураев, зачастую она была частью приданного девушек из благородных семей. Считалось, что с помощью этого оружия онна-бугайся («женщина-самурай») вполне способна защитить свой дом в случае отсутствия мужа. Женщина, владеющая техникой нагинатадзюцу, могла в одиночку справиться с бандой головорезов, проникших в ее дом.

В «Повести о военной смуте в районе Бити» описывается, как супруга самурая Мимура Котоку, прихватив свое любимое оружие и вооружив еще 83 женщин, пошла в бой, «вращая своей нагинатой, словно мельничным колесом». Затем она вызвала на поединок предводителя нападавших. Мужчина отказался драться с ней, заявив, что она демон. Дальше в летописи говориться, что женщины вернулись в замок, проложив себе дорогу через строй вражеских воинов.

Уже в середине XV века многие традиционные школы японских боевых искусств ввели нагинатадзюцу в обязательную программу обучения. Надо сказать, что во время тренировок девочкам не делали никаких поблажек, требования к ним были также суровы и жестки, как и к мальчишкам при обучении их кэндо.

В одном из старинных японских трактатов говориться, что «обучение нагинате, домашней экономике и шитью сделают женщину идеальной». Вот такое вот Kinder, Küche, Kirche («кухня, дети, церковь») по-японски. Считалось, что занятие с нагинатой воспитывали в женщинах сильную волю и позволяли лучше понять самурайские традиции, чтобы стать идеальной супругой воина.

ТРЕЗУБЕЦ

Трезубец

Он считается наиболее мифическим оружием. С ним было принято представлять двух наиболее главных римских богов: Юпитер и Посейдон. Так же он считался орудие боя гладиаторов. Он применялся в поединках достигающих наивысшей жестокости.

В одно время у таких народов как персы, а в другое у тюрков и гуннов, славян, индейцев, германцев он являлся орудием дающим как им казалось могущественные преимущества. У Украины и Монголии и по сей день возможно заметить иллюстрации трезубца в различной государственной атрибутике.

Трезубец является более развитым видом остроги соединённой с крючком. Изначально было рыбацкой снастью, с клинком. Им закалывались рыба или различные морских обитатели.

Трезубец относится к виду оружия, применяемому в Китайских искусствах боя.

Цзи(аналог трезубца) берет свое начало с одиннадцатого века. Даёт возможность производить множество различных приемов. Механизм сборки позволяет наносить клинком рваные раны, значительно ослабляя при этом противника. Так же при правильно использовании трезубца возможно обезоруживание противника, нанося удары повреждающие его кисть. Он так же нашёл отголоски в религии индуизм и религии буддизм. Используется их богами для защитных и разрушительных свойств.

Так же отмечается оружием дьявола у христиан нашего времени.

Искусство применения нагинаты

Нагината – это в высшей степени универсальное оружие. Его обладатель может наносить противникам колющие и режущие удары, а также ставить эффективные блоки. Неудивительно, что в разных районах Японии существовали свои школы, в которых обучали владению нагинатой.

Причем начиналось все с общефизических тренировок. Если у человека не будут развиты предплечья и кисти, он очень быстро устанет орудовать нагинатой, после чего та окажется бесполезной в реальной конфронтации.

Еще одной особенностью всех техник боя с применением нагинаты является жонглирование оружием. Постоянное перебрасывание из руки в руку, вращение, обманные удары – все это позволяет запугать и запутать противника. В руках умелого мастера она способна сразить даже самого опытного и внимательного воина.

БОЕВЫЕ МОЛОТЫ

Тяжелый боевой молот

Первоначально нашли своё применение в Персии, Индии, Германии. Со временем нашли применение по всей Европе. Оно обладает ударно-дробящим эффектом. Использовалось в основном против кольчуг и лат. Благодаря своей громоздкости имел так же и оглушающий эффект.

Оно так же полюбилось и простому народу благодаря своей дешевизне. Его активно использовали при восстании в 1932 году в Париже.

Возникновение первых видов молотов использовавшихся в бою стало возможным при увеличении размера рукояти в длину и модернизировании боевой части.

Этот вид оружия был эффективен в бою при атаке, так как имел высокие боевые свойства и оглушающий эффект. Однако при защите он становился абсолютно бесполезным. Боец, использовавший в качестве орудия молот, должен был сочетать его с щитом или латами.

Со временем модернизировав его, появилась возможность застревания в доспехах противника, благодаря использованию заострённого наконечника. Такой модернизированный молот имел название клевец. Возможность застревания в доспехах, перевела такой молот в категорию дополнительных оружий.

Клевец часто можно было спутать с чеканом, хотя каждый из них это модернизация отдельного вида орудия. Существовал так же вариант соединения клевца и чекана. Такой модернизированный вид нашли в Китае. Такое оружие имело своеобразное название. Войн на колесницах использовали его для нанесения ударов лежачим целям и захвата противника.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]